logo search
умк бизнес планирование

Ключевые компоненты бизнес-плана

В теории бизнес-планирования разработано много моделей составления бизнес-планов для решения различных управленческих задач, рассмотренных нами выше.

В каждом таком подходе используется определенная комбинация элементов теоретической модели планирования. Можно выделить три аспекта, которые формируют «золотой треугольник», необходимые для формирования любого типа бизнес-плана :

  1. понимание общего состояния дел на данный момент, то есть реалистический анализ среды бизнеса ; текущего состояния компании;

  2. ясное представление того уровня, которого Вы собираетесь достичь, то есть определение конкретных целей, которые необходимо решить в данном бизнес-плане;

  3. планирование процесса перехода из одного состояния в другое, то есть определение путей достижения поставленных целей в конкретных условиях окружающей среды.

Исходя из этого, ключевыми компонентами любого типа бизнес-плана являются две взаимосвязанные вещи :

а) анализ окружающей среды, в которой работает или планирует работать компания ;

б) полное описание стратегий работы компании в упомянутой выше среде.

Анализ окружающей бизнес-среды

Методика бизнес-планирования прежде всего ориентирована на оценку параметров состояния окружающей бизнес-среды, в условиях которой предстоит реализовать цели данного бизнес-плана.

Среда любого хозяйственного субъекта представляет собой совокупность двух сфер: внешней и внутренней.

Анализ внешней бизнес-среды (анализ возможностей и угроз)

Цель – выявить возможности и угрозы со стороны окружающей бизнес-среды, которые могут затруднить или помочь в реализации поставленных в бизнес-плане целей. Для этого необходимо выделить основные факторы среды, влияющие на деятельность компании, и дать оценку этого влияния.

Внешняя среда включает в себя факторы, которые принято делить на факторы косвенного воздействия (макросреда) и факторы прямого воздействия (микросреда).

При исследовании макросреды наиболее часто применяется так называемая технология ПЭСТ (PEST – Political; Economic; Social; Technological environment), согласно которой последовательно рассматриваются четыре основных сектора макросреды : политический; экономический, социальный и технологический.

Исследование микросреды включает тех участников рынка, с которыми у хозяйственного субъекта есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на этот субъект. Компания должна постоянно отслеживать основные моменты микросреды : клиентура, конкуренты, каналы сбыта, поставщики и т.п.

Анализ внутренней среды (анализ сильных и слабых сторон)

Разработка любого плана предполагает проведение диагностики состояния предприятия, то есть анализа и оценки эффективности всех сторон его деятельности, выявления возможностей, проблем и трудностей.

Внутренний анализ представляет собой оценку функциональных зон предприятия, для того чтобы выяснить – обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. В обследование входят такие функции, как маркетинг, операционная деятельность, человеческие ресурсы, финансы.

Полное описание стратегий работы компании в упомянутой выше среде.

Любой бизнес-план, помимо описания окружающей среды, должен включать определенный набор ключевых стратегий, которые организация планирует реализовать для решения целевой задачи бизнес-плана. Набор ключевых стратегий зависит от вида организации, её структуры и размеров, вида деятельности и предполагаемого назначения самого бизнес-плана.

Можно выделить пять ключевых стратегий:

Стратегия маркетинга. Маркетинговая стратегия определяет эффективный состав комплекса маркетинга – исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта и заключается в определении продуктов и услуг, а также рынков, которым они могут быть предложены.

Стратегия производства. Рассматривает два важнейших аспекта : повышение эффективности производственных операций; контроль за издержками производства. Основными направлениями разработки стратегии являются :

Стратегия НИОКР (инновационная стратегия). При определении инновационной стратегии необходимо определить основные направления деятельности, в которых, на ваш взгляд, компания должна поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности. Исходя из этого, а также основываясь на знании рыночных тенденций, определяются направления НИОКР, в которые и будут направлены основные инвестиции.

Стратегия организации и управления (стратегия менеджмента).

Определяя стратегию организации и управления необходимо показать, каким образом будут проводиться в жизнь все прочие стратегии: от маркетинга и организации до финансов. По сути дела, стратегия организации во многом определяет будущее компании и её товаров, поскольку человеческий и в том числе, управленческий факторы являются ключевыми на предприятии.

Финансовая стратегия должна ответить на три ключевых вопроса:

  1. Позволит ли планируемый объем производства (оказываемых услуг) сгенерировались финансовые потоки, достаточные для поддержания жизнедеятельности компании?

  2. Обеспечит ли планируемый объём производства получение прибыли, достаточной для оправдания инвестиций?

  3. Позволит ли планируемый объём доходов и затрат обеспечить платежеспособность компании.

Описание этих стратегий и составляет содержательную часть любого бизнес-плана. При этом, все эти компоненты бизнес-плана тесно взаимосвязаны между собой.