logo
умк бизнес планирование

1.1 Основы планирования бизнеса

С теоретической точки зрения можно выделить два аспекта понятия «планирование»:

Обе стороны планирования тесно связаны между собой и основаны на единых методологических принципах.

Методологические посылки планирования включает следующие положения :

Именно предвидение отдаленных последствий совершаемых действий и представляет базовую основу теории планирования.

Русский экономист Н.Кондратьев : «Планировать, как и в целом управлять, нельзя без предвидения, но последнее возможно только на прогнозном фундаменте знания. В противном случае неизбежно вырождение предвидения в простое и необоснованное пророчество».

Здесь ученый полностью подтверждает известную формулу французского философа Огюста Конта : «Знать, чтобы предвидеть, а предвидеть, что управлять».

Планирование – это не только предвидение будущего, но и умение предусмотреть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть в ходе деятельности организации, и умение с ними справиться. Для современных менеджеров характерна уверенность, что мало смысла в предвидении, важнее готовность к возможным вариантом будущего. Речь идет о том, чтобы быть готовым ко всему и знать, когда нужно изменять курс в ответ на неожиданные события.

Логическая модель процесса планирования

Логическая модель процесса планирования предусматривает следующие этапы.

Построение опорного представления – это попытка установить будущее состояние организации, для которой производится планирование, при условии, что не будет предпринято ничего нового.

Построение целевого представления – это выражение того, чего и когда хочет добиться организация. Желательное состояние или результаты поведения называются целями.

Построение планового представления – дает описание того, как далеко, может продвинуться организация в осуществлении своих стремлений. Это достигается путем определения разницы между опорным и целевым представлением, то есть того разрыва, ликвидировать который призвано планирование.

Разработка плана – это определение «маршрута», которым должна двигаться организация к поставленным целям.

Контроль и корректировка плана – организация осуществляет контроль за достижением поставленной цели, определяя разрыв между плановыми показателями и фактическим их выполнением. При необходимости происходит корректировка плана, то есть пересмотр «маршрута» движения, а возможно и самих целей.

Основные подходы в философии планирования.

Современная теория выделяет четыре подхода в философии планирования в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее.

Реактивное планирование – нацеленность на прошлое, то есть предполагается что прошлые тенденции сохраняются.

Инактивное планирование – приспособление к настоящему при минимуме изменений.

Преактивное планирование – нацеленное на будущее.

Интерактивное планирование – предполагает, что будущее можно контролировать и на него можно воздействовать.