1.1 Основы планирования бизнеса
С теоретической точки зрения можно выделить два аспекта понятия «планирование»:
общеэкономический аспект, при котором планирование рассматривается в рамках общей теории фирмы
конкретно - управленческий аспект, где планирование – одна из функций менеджмента. Именно из планирования «проистекают» все остальные функции.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой и основаны на единых методологических принципах.
Методологические посылки планирования включает следующие положения :
Планирование основано на убеждении, что будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящем
Планирование предполагает необходимость некоторого предвидения того, что может произойти при отсутствии планового вмешательства
Именно предвидение отдаленных последствий совершаемых действий и представляет базовую основу теории планирования.
Русский экономист Н.Кондратьев : «Планировать, как и в целом управлять, нельзя без предвидения, но последнее возможно только на прогнозном фундаменте знания. В противном случае неизбежно вырождение предвидения в простое и необоснованное пророчество».
Здесь ученый полностью подтверждает известную формулу французского философа Огюста Конта : «Знать, чтобы предвидеть, а предвидеть, что управлять».
Планирование – это не только предвидение будущего, но и умение предусмотреть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть в ходе деятельности организации, и умение с ними справиться. Для современных менеджеров характерна уверенность, что мало смысла в предвидении, важнее готовность к возможным вариантом будущего. Речь идет о том, чтобы быть готовым ко всему и знать, когда нужно изменять курс в ответ на неожиданные события.
Логическая модель процесса планирования
Логическая модель процесса планирования предусматривает следующие этапы.
Построение опорного представления – это попытка установить будущее состояние организации, для которой производится планирование, при условии, что не будет предпринято ничего нового.
Построение целевого представления – это выражение того, чего и когда хочет добиться организация. Желательное состояние или результаты поведения называются целями.
Построение планового представления – дает описание того, как далеко, может продвинуться организация в осуществлении своих стремлений. Это достигается путем определения разницы между опорным и целевым представлением, то есть того разрыва, ликвидировать который призвано планирование.
Разработка плана – это определение «маршрута», которым должна двигаться организация к поставленным целям.
Контроль и корректировка плана – организация осуществляет контроль за достижением поставленной цели, определяя разрыв между плановыми показателями и фактическим их выполнением. При необходимости происходит корректировка плана, то есть пересмотр «маршрута» движения, а возможно и самих целей.
Основные подходы в философии планирования.
Современная теория выделяет четыре подхода в философии планирования в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее.
Реактивное планирование – нацеленность на прошлое, то есть предполагается что прошлые тенденции сохраняются.
Инактивное планирование – приспособление к настоящему при минимуме изменений.
Преактивное планирование – нацеленное на будущее.
Интерактивное планирование – предполагает, что будущее можно контролировать и на него можно воздействовать.
- Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- План продаж: связь плана продаж с общим планом; структура и содержание плана; некоторые методические аспекты составления плана продаж.
- Тема 5. Инвестиционное бизнес-планирование (бизнес-план проекта)
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- 3. Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
- 3.1. Учебно-методические материалы лекционного курса:
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- 1.1 Основы планирования бизнеса
- 1.2 Методы планирования бизнеса
- 1.3 Объекты бизнес-планирования
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- 2.1 Функции бизнес-планироваения
- 2.2 Типология бизнес-планов
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Ключевые компоненты бизнес-плана
- 3.2 Общая структура бизнес-плана.
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- 4.1 Алгоритм разработки управленческого бизнес-плана
- Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
- Составление планов отделов.
- Тема 5. Бизнес-план проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бинес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- Определить: а) цели отдела продаж; б) цели производственного отдела
- Тема 5. Бизнес-план инвестиционного проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Контрольная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов заочной формы обучения по специальности «Менеджмент организации»
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Бизнес-планирование»