logo
умк бизнес планирование

1.3 Объекты бизнес-планирования

Система планирования бизнеса может охватывать крупную корпоративную структуру в целом, деятельность ее отдельных подразделений или стратегических бизнес-единиц. Для фирм с одним видом деятельности (средние и малые фирмы), характерен один уровень планирования сравнимый с уровнем бизнес-единицы.

Система бизнес-планирования в корпоративных структурах. Организационная структура большинства современных крупных компаний включает в себя 3-и уровня :

Соответственно подразделяются и уровни планирования.

Корпоративное планирование. Головной офис компании отвечает прежде всего за формирование корпоративного стратегического плана определяющего миссию компании, ее политику, стратегии и задачи. Штаб-квартира устанавливает рамки планирования подразделений и бизнес-единиц, принимает решения о поддержке подразделений компании, а также о новых направлениях бизнеса или закрытии неперспективных.

Планирование в подразделениях. В зависимости от статуса подразделения содержание плана может меняться. Обычно в рамках подразделений разрабатываются планы, в которых определяются пропорции распределения фондов по направлениям деятельности. Основная задача подразделений – это составление бюджета.

Планирование в бизнес-единицах. В современных условиях бизнес-единицы являются теми подразделениями компании, где в полной мере реализуются принципы управления посредством разработки и реализации бизнес-плана.

Наибольшую степень своды в планировании бизнеса получают бизнес-единицы наделенные интегральной бизнес-ответственностью за определенные продуктово-рыночные комбинации.

Интегральная бизнес-ответственность предполагает ответственность за все операционные (функциональные) области – исследования и разработки, закупки, производство, маркетинг и сбыт, а также ответственность за все действия в области стратегической политики. Интегральная бизнес-ответственность означает ответственность за прибыль и результаты.

Система планирования бизнеса в малых (средних) фирмах.

Планирование в малом (среднем) бизнесе имеет свою специфику в силу следующих причин :

Помимо отмеченной специфики, особенности бизнес-планирования в малых фирмах определяются еще и тем, на какой стадии развития находится данная фирма – начинающая; уцелевшая; стабильная; расширяющаяся; ищущая себя. Каждой стадии присущи свои трудности и особенности в разработке бизнес-планов.

Отмеченные специфика и особенности бизнес-планирования в малых фирмах позволяют сделать вывод, что следует более осторожно подходить к переносу навыков усвоенных на корпоративном уровне на малые (средние) фирмы.

В рамках этих структур, бизнес-план должен включать элементы стратегического и текущего планирования одновременно.