logo
умк бизнес планирование

1.2 Методы планирования бизнеса

В современных условиях наибольшее распространение получили два метода : стратегическое и текущее планирование.

Стратегическое планирование. Ориентированное на рынок стратегическое планирование есть управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов компании, и новых рыночных возможностей

Стратегический бизнес-план разрабатывается на уровне корпорации или на уровне отдельной фирмы , являющейся самостоятельным субъектом рынка. В более упрощенной форме, стратегический план может разрабатываться и субъектами малого бизнеса. Несмотря на различие задач, решаемых бизнес-планами каждого уровня, их результатом является определение миссии, общих целей и стратегий действий.

Определение миссии. С формулирования бизнес-миссии начинается весь процесс стратегического планирования.

Во-первых, бизнес-миссия является базисом, точкой опоры для разработки стратегического бизнес-плана.

Во-вторых, миссия служит основой для определения общих целей и задач, что создает уверенность, что фирма преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели.

В-третьих, миссия помогает работникам сосредоточить их усилие на выбранном направлении, объединяет их действия.

В-четвертых, миссия создает понимание и поддержку внешних участников бизнеса (инвесторов, партнеров и т.д.).

Формулирование целей. Цели – наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в большей своей части.

Стратегические цели отражают генеральную линию развития компании. Они призваны с учетом условий окружения и достигнутого потенциала материализовать принципы и намерения, которые заложены в стратегическом облике (миссии) компании. Стратегические цели, в конечном итоге, ориентированы на решение той или иной проблемы, или задачи, связанные с рынком, или с принципиальным вопросом выживаемости и развития компании.

Можно выделить следующие ключевые пространства, в рамках которых организация определяет свои цели :

Формирование стратегий. Стратегия в общем виде – это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и ожидаемом будущем. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые возможности. Рассматриваемая в широком смысле стратегия показывает, как предприятие вводит в действие свои действующие и потенциальные активы (сильные стороны), с тем чтобы целенаправленно встретить изменения в окружающей среде.

Процесс формирования стратегий включает в себя три этапа :

  1. формирование общей стратегии компании;

  2. формирование конкурентной (деловой) стратегии;

  3. определение функциональных стратегий.

Общая стратегия компании – модель поведения организации в целом в той или иной конкретной рыночной ситуации. Каждая компания выбирает свою стратегию развития. Вместе с тем все многообразие стратегий применяемых на практике, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая их которых эффективна при определенных условиях.

Стратегия стабильности (ограниченного роста) – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их.

Стратегия роста – установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

Стратегия сокращения – установление целей на уровне, более низком, чем достигнутые в прошлом.

Комбинированная стратегия – это сочетание рассмотренных выше стратегий.

Деловая (конкурентная) стратегия – направлена на достижение преимуществ среди конкурентных фирм. Если фирма занята одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы.

Майкл Портер выделяет три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Это преимущества в издержках, дифференциация и фокусирование.

Стратегия лидирующих позиций по издержкам – фирма стремится к минимально приемлемым расходам на производство и распределение продукции Стратегия дифференциации – фирма стремится к достижению превосходства над конкурентами в существенно важных для потребителя областях, охватывающих часть рынка.

Стратегия концентрации – внимание фирмы фокусируется на одном или нескольких узких сегментах рынка.

Функциональные стратегии – разрабатываются специально для каждого функционального пространства компании.

Маркетинговая стратегия – определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследование рынка, товарная и ценовая политика, каналы распределения и стимулирования сбыта).

Инновационная стратегия – обобщает основные идеи о новом продукте, от его первоначальной разработки до внедрения на рынке.

Производственная стратегия – сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, основных элементах производственного процесса, контроле за издержками и повышении эффективности производственных операций.

Стратегия управления персоналом (людскими ресурсами) – решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации и аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятии и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.

Финансовая стратегия – ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль за финансовыми ресурсами.

Текущее планирование – направлено на детализацию стратегического планирования в рамках определенного планового периода, чаще всего это годовое планирование.

Текуший план – это совокупность увязанных между собой функциональных планов, направленных на достижение стратегических целей фирмы. Плановые решения тактического уровня направлены на пошаговую реализацию стратегии предприятия. Решения этого уровня касаются прогнозирования продаж и производственной программы предприятия, бюджетирования и управления всеми видами ресурсов предприятия (финансовыми, материальными, кадровыми).