1.2 Методы планирования бизнеса
В современных условиях наибольшее распространение получили два метода : стратегическое и текущее планирование.
Стратегическое планирование. Ориентированное на рынок стратегическое планирование есть управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов компании, и новых рыночных возможностей
Стратегический бизнес-план разрабатывается на уровне корпорации или на уровне отдельной фирмы , являющейся самостоятельным субъектом рынка. В более упрощенной форме, стратегический план может разрабатываться и субъектами малого бизнеса. Несмотря на различие задач, решаемых бизнес-планами каждого уровня, их результатом является определение миссии, общих целей и стратегий действий.
Определение миссии. С формулирования бизнес-миссии начинается весь процесс стратегического планирования.
Во-первых, бизнес-миссия является базисом, точкой опоры для разработки стратегического бизнес-плана.
Во-вторых, миссия служит основой для определения общих целей и задач, что создает уверенность, что фирма преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели.
В-третьих, миссия помогает работникам сосредоточить их усилие на выбранном направлении, объединяет их действия.
В-четвертых, миссия создает понимание и поддержку внешних участников бизнеса (инвесторов, партнеров и т.д.).
Формулирование целей. Цели – наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в большей своей части.
Стратегические цели отражают генеральную линию развития компании. Они призваны с учетом условий окружения и достигнутого потенциала материализовать принципы и намерения, которые заложены в стратегическом облике (миссии) компании. Стратегические цели, в конечном итоге, ориентированы на решение той или иной проблемы, или задачи, связанные с рынком, или с принципиальным вопросом выживаемости и развития компании.
Можно выделить следующие ключевые пространства, в рамках которых организация определяет свои цели :
Положение на рынке – цели связанные с достижением успеха на рынке (доля рынка, оборот, рост).
Финансово-экономическое положение – цели связанные с доходностью (прибыльностью), структурой капитала, ликвидностью и т.д.
Инновации – определение новых способов ведения бизнеса.
Производительность – достижение определенных результатов во взаимосвязи с ресурсами, необходимые для достижения этих результатов.
Управленческие аспекты – цели связанные с качеством менеджмента, структурными изменениями в компании и т.п.
Формирование стратегий. Стратегия в общем виде – это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и ожидаемом будущем. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые возможности. Рассматриваемая в широком смысле стратегия показывает, как предприятие вводит в действие свои действующие и потенциальные активы (сильные стороны), с тем чтобы целенаправленно встретить изменения в окружающей среде.
Процесс формирования стратегий включает в себя три этапа :
формирование общей стратегии компании;
формирование конкурентной (деловой) стратегии;
определение функциональных стратегий.
Общая стратегия компании – модель поведения организации в целом в той или иной конкретной рыночной ситуации. Каждая компания выбирает свою стратегию развития. Вместе с тем все многообразие стратегий применяемых на практике, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая их которых эффективна при определенных условиях.
Стратегия стабильности (ограниченного роста) – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их.
Стратегия роста – установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Стратегия сокращения – установление целей на уровне, более низком, чем достигнутые в прошлом.
Комбинированная стратегия – это сочетание рассмотренных выше стратегий.
Деловая (конкурентная) стратегия – направлена на достижение преимуществ среди конкурентных фирм. Если фирма занята одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы.
Майкл Портер выделяет три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Это преимущества в издержках, дифференциация и фокусирование.
Стратегия лидирующих позиций по издержкам – фирма стремится к минимально приемлемым расходам на производство и распределение продукции Стратегия дифференциации – фирма стремится к достижению превосходства над конкурентами в существенно важных для потребителя областях, охватывающих часть рынка.
Стратегия концентрации – внимание фирмы фокусируется на одном или нескольких узких сегментах рынка.
Функциональные стратегии – разрабатываются специально для каждого функционального пространства компании.
Маркетинговая стратегия – определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследование рынка, товарная и ценовая политика, каналы распределения и стимулирования сбыта).
Инновационная стратегия – обобщает основные идеи о новом продукте, от его первоначальной разработки до внедрения на рынке.
Производственная стратегия – сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, основных элементах производственного процесса, контроле за издержками и повышении эффективности производственных операций.
Стратегия управления персоналом (людскими ресурсами) – решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации и аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятии и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
Финансовая стратегия – ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль за финансовыми ресурсами.
Текущее планирование – направлено на детализацию стратегического планирования в рамках определенного планового периода, чаще всего это годовое планирование.
Текуший план – это совокупность увязанных между собой функциональных планов, направленных на достижение стратегических целей фирмы. Плановые решения тактического уровня направлены на пошаговую реализацию стратегии предприятия. Решения этого уровня касаются прогнозирования продаж и производственной программы предприятия, бюджетирования и управления всеми видами ресурсов предприятия (финансовыми, материальными, кадровыми).
- Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- План продаж: связь плана продаж с общим планом; структура и содержание плана; некоторые методические аспекты составления плана продаж.
- Тема 5. Инвестиционное бизнес-планирование (бизнес-план проекта)
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- 3. Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
- 3.1. Учебно-методические материалы лекционного курса:
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- 1.1 Основы планирования бизнеса
- 1.2 Методы планирования бизнеса
- 1.3 Объекты бизнес-планирования
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- 2.1 Функции бизнес-планироваения
- 2.2 Типология бизнес-планов
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Ключевые компоненты бизнес-плана
- 3.2 Общая структура бизнес-плана.
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- 4.1 Алгоритм разработки управленческого бизнес-плана
- Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
- Составление планов отделов.
- Тема 5. Бизнес-план проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бинес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- Определить: а) цели отдела продаж; б) цели производственного отдела
- Тема 5. Бизнес-план инвестиционного проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Контрольная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов заочной формы обучения по специальности «Менеджмент организации»
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Бизнес-планирование»