logo search
ответы

22) Критерии эффективности процесса проектирования продукта.

Категория совершенства

Критерии

Влияние на факторы конкурентоспособности

Время освоения нового

продукта

Частота вывода на рынок новых продуктов Период между формулированием исходной концепции и выводом нового продукта на рынок

Стартовый и наибольший объемы продаж нового продукта

Соотношение фактического и потенциального объемов производства Доля ожидаемых продаж новых продуктов в общем сбыте

Быстрота реакции на изменение запросов потребителей и действия конкурентов Качество проектирования на расширение рынка Частота реализации проектов на продолжительность жизненного цикла модели

Продуктивность

Время, затрачиваемое на выполнение одного проекта

Стоимость материалов и инструментария на один проект

Соотношение фактических и плановых показателей

Количество проектов на новизну и широту ассортимента

Частота проектов на затраты по освоению рынка

Качество

Соответствие техническим требованиям – надежность при эксплуатации

Дизайн – совершенство и удовлетворенность

потребителей

Результативность – заводская и отраслевая

Репутация на приверженность потребителей

Относительная привлекатель­ность для потребителей на долю рынка

Прибыльность на затраты по обслуживанию

23) Сущность услуг

Сущность услуг можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Сервис – это та сфера, где каждый человек считает себя специалистом. Мы все думаем, что точно знаем, что именно хотим получить от предприятия, работающего в сфере обслуживания, и следует сказать, что в течение жизни действительно приобретаем значительный опыт в этом.

  2. Услуги характеризуются четко выраженными индивидуальными особен­ностями: то, что хорошо при предоставлении услуг одного вида, может стать недопустимым в других условиях.

  3. Высокое качество выполненной работы еще не означает высокого качества обслуживания. Так, вполне возможно, что в автомастерской, где отлично чинят всевозможные поломки, на пустяковый ремонт может уходить боль­ше недели.

  4. Большинству услуг присущи как материальные, так и нематериальные ха­рактеристики, которые в совокупности образуют так называемый пакет услуг. Проектирование этого пакета и управление им должно выполняться иными методами, чем теми, которые используются при производстве и рас­пределении товаров.

  5. Услуги, предоставляемые в условиях тесного контакта с клиентом (они опи­саны в этой главе), потребляются им в процессе оказания услуги, в то время как товары потребляются покупателями после завершения производственного процесса.

  6. Для эффективного управления сервисом необходимо всестороннее знание маркетинга и операций, а также умение работать с персоналом.

7. Процесс оказания услуг можно представить в виде последовательности со­прикасаний (encounter) клиентов с сервисной организацией разного вида: личных, по телефону, с применением электронно-механических при­боров, почтовых отправлений и т.п.

24) Операционная классификация услуг.

Как правило, сервисные организации классифицируются по видам предо­ставляемых ими услуг (финансовые, медицинские, транспортные услуги и т.д.). Однако хотя подразделение на такие виды и удобно для представления совокуп­ных экономических данных, для операционного менеджмента оно не подходит, поскольку мало говорит о процессе обслуживания. В промышленной сфере, в отличие от сервисной, для классификации производственных операций сущес­твуют совершенно определенные термины (например, серийное производство или непрерывное производство), при их упоминании сразу раскрывается суть процесса. Подобные термины употребляются и для описания процесса обслуживания, но, чтобы отобразить то, что в сервисе в операционную систему включен потребитель услуги (клиент), необходима дополнительная информация. Такая информация, которая, по нашему мнению, отличает операционную функцию одной сервисной системы от другой, заключается в установлении степени контакта с клиентом в процессе оказания услуги.

Термин контакт с клиентом отражает физическое присутствие клиента в сис­теме, а оказание услуги — рабочий процесс, используемый для предоставления данной услуги. Степень контакта в данном случае можно в общем виде опреде­лить как процентное соотношение времени, которое клиент должен находиться в сервисной системе, к общему времени, которое занимает весь процесс его обслу­живания. Обычно, чем больше продолжительность контакта сервисной системы с клиентом, тем выше степень взаимодействия между ними в ходе процесса предо­ставления данной услуги.

Принимая эту концепцию, следует сразу согласиться, что сервисными сис­темами с высокой степенью контакта с клиентом управлять намного сложнее и. кроме того, их значительно труднее рационализировать, чем системы с низкой степенью контакта с клиентом. В системах первого типа клиент (поскольку он принимает участие в самом процессе предоставления услуги) довольно сильно влияет на продолжительность обслуживания, состав услуги и на ее реальное или ожидаемое качество.

Основные различия между системами с высокой и низкой степенью контакта с клиентом в банковском сервисе

Принимаемые решения

Система с высокой степенью контакта (филиал банка)

Система с низкой степенью контакта (центр обработки чеков)

Размещение сервисного пункта

Сервисный пункт должен находиться в непосредственной близости от потребителя услуг

Сервисный пункт предпочтительнее размещать вблизи от поставщиков, транспортных узлов или источников рабочей силы

Планировка

сервисных

помещений

Планировка помещений должна учитывать психологические и физические потребности и ожидания клиентов

Основным критерием планировки помещений является обеспечение максимальной производительности труда

Содержание

услуги

Содержание услуги определяется окружающей средой и физическим присутствием клиента

Клиент не присутствует в сервисной среде, поэтому услуга может опре­деляться меньшим количеством элементов

Проектирование

процесса

обслуживания

Все этапы процесса обслуживания оказывают на клиента прямое и немедленное воздействие

Клиент не вовлечен в большую часть этапов обработки документов

Составление графиков

Участие клиента предусматривается в рабочем графике и к клиенту нужно приноровиться

Клиента интересуют только сроки завершения обслуживания, а не графики

Планирование

Заказы не могут храниться, поэтому сглаживание потока обслуживания ведет к потерям в бизнесе

Возможны как отсрочка выполнения заказа, так и сглаживание потока обслуживания

Навыки персонала

Персонал работает непосредственно с клиентами и становится основным элементом обслуживания, поэтому он должен быть специально обучен работе с людьми

Основной персонал должен иметь только профессиональные навыки

контроль качества

Качество услуги контролируются присутствующим клиентом и, следовательно, может меняться

Стандарты качества можно точно определить; следовательно, качество характеризуется постоянством

Нормы времени

Сроки осуществления услуг зависят от конкретных потребностей клиента; следовательно, они строго не определены

Работа выполняется с “замените­лями” клиента (т.е. с документами), поэтому нормы времени могут быть очень жесткими

Оплата труда служащих

Вследствие различных результатов работы необходима повременная оплата труда

Возможность фиксации итогов работы позволяет применить систему оплаты по результатам

Планирование пропускной способности

Во избежание потерь заказов на услуги пропускная способность должна быть на уровне максимального спроса

Поскольку обработанные документы могут храниться, пропускная способность определя­ется по среднему уровню спроса

25) Направления деятельности в сфере услуг.

26) Проектирование сервисных организаций

При проектировании сервисных организаций необходимо помнить об одной отличительной особенности услуг: запас услуг создать невозможно. В отличие от производственной сферы, в которой можно в период спада спроса накапливать запасы продукции для сбыта ее в периоды максимального спроса и таким образом сохранять относительно стабильный уровень занятости и загрузки производственных мощностей, в сфере услуг, за редким исключением, необходимо удовлетворять спрос в момент его возникновения. В связи с этим критерий пропускной способности в обслуживании становится вопросом первостепенной важности.

Процесс проектирования сервисной организации включает четыре основ­ных элемента, названных Джеймсом Хескетом стратегическим видением сервиса. Первый элемент — это определение целевого рынка (кто будет потребителем данных услуг); второй — концепция сервиса (каким образом мы выделим свои услуги на рынке подобных услуг); третий — сервисная стратегия (каков будет наш пакет услуг и на что сфокусируем обслуживание); четвертый — система предоставления услуг (с использованием каких процессов, персонала и производственных мощностей будут создаваться услуги).

Существует много очень важных факторов, отличающих процесс проектирования и разработки услуг от разработки продукции. Во-первых, в данном случае процесс и продукт должны разрабатываться одновременно, поскольку в сферах обслуживания процесс является продуктом.

Во-вторых, хотя оборудование и программное обеспечение, создаваемые при проектировании для поддержки сервисной системы, можно защитить патентами и авторскими правами, в самом процессе обслуживания отсутствует юридическая за­щита, традиционно доступная в сфере производства товаров. В-третьих, пакет услуг в отличие от пакета товаров, поддающегося точному определению, содержит только основной результат разработки процесса. В-четвертых, многие элементы пакета услуг зачастую определяются уровнем подготовки, которую служащие проходят пepeд тем, как они фактически становятся частью сервисной организации.