22) Критерии эффективности процесса проектирования продукта.
Категория совершенства | Критерии | Влияние на факторы конкурентоспособности |
Время освоения нового продукта | Частота вывода на рынок новых продуктов Период между формулированием исходной концепции и выводом нового продукта на рынок Стартовый и наибольший объемы продаж нового продукта Соотношение фактического и потенциального объемов производства Доля ожидаемых продаж новых продуктов в общем сбыте | Быстрота реакции на изменение запросов потребителей и действия конкурентов Качество проектирования на расширение рынка Частота реализации проектов на продолжительность жизненного цикла модели |
Продуктивность | Время, затрачиваемое на выполнение одного проекта Стоимость материалов и инструментария на один проект Соотношение фактических и плановых показателей | Количество проектов на новизну и широту ассортимента Частота проектов на затраты по освоению рынка
|
Качество | Соответствие техническим требованиям – надежность при эксплуатации Дизайн – совершенство и удовлетворенность потребителей Результативность – заводская и отраслевая
| Репутация на приверженность потребителей Относительная привлекательность для потребителей на долю рынка Прибыльность на затраты по обслуживанию |
23) Сущность услуг
Сущность услуг можно охарактеризовать следующим образом.
Сервис – это та сфера, где каждый человек считает себя специалистом. Мы все думаем, что точно знаем, что именно хотим получить от предприятия, работающего в сфере обслуживания, и следует сказать, что в течение жизни действительно приобретаем значительный опыт в этом.
Услуги характеризуются четко выраженными индивидуальными особенностями: то, что хорошо при предоставлении услуг одного вида, может стать недопустимым в других условиях.
Высокое качество выполненной работы еще не означает высокого качества обслуживания. Так, вполне возможно, что в автомастерской, где отлично чинят всевозможные поломки, на пустяковый ремонт может уходить больше недели.
Большинству услуг присущи как материальные, так и нематериальные характеристики, которые в совокупности образуют так называемый пакет услуг. Проектирование этого пакета и управление им должно выполняться иными методами, чем теми, которые используются при производстве и распределении товаров.
Услуги, предоставляемые в условиях тесного контакта с клиентом (они описаны в этой главе), потребляются им в процессе оказания услуги, в то время как товары потребляются покупателями после завершения производственного процесса.
Для эффективного управления сервисом необходимо всестороннее знание маркетинга и операций, а также умение работать с персоналом.
7. Процесс оказания услуг можно представить в виде последовательности соприкасаний (encounter) клиентов с сервисной организацией разного вида: личных, по телефону, с применением электронно-механических приборов, почтовых отправлений и т.п.
24) Операционная классификация услуг.
Как правило, сервисные организации классифицируются по видам предоставляемых ими услуг (финансовые, медицинские, транспортные услуги и т.д.). Однако хотя подразделение на такие виды и удобно для представления совокупных экономических данных, для операционного менеджмента оно не подходит, поскольку мало говорит о процессе обслуживания. В промышленной сфере, в отличие от сервисной, для классификации производственных операций существуют совершенно определенные термины (например, серийное производство или непрерывное производство), при их упоминании сразу раскрывается суть процесса. Подобные термины употребляются и для описания процесса обслуживания, но, чтобы отобразить то, что в сервисе в операционную систему включен потребитель услуги (клиент), необходима дополнительная информация. Такая информация, которая, по нашему мнению, отличает операционную функцию одной сервисной системы от другой, заключается в установлении степени контакта с клиентом в процессе оказания услуги.
Термин контакт с клиентом отражает физическое присутствие клиента в системе, а оказание услуги — рабочий процесс, используемый для предоставления данной услуги. Степень контакта в данном случае можно в общем виде определить как процентное соотношение времени, которое клиент должен находиться в сервисной системе, к общему времени, которое занимает весь процесс его обслуживания. Обычно, чем больше продолжительность контакта сервисной системы с клиентом, тем выше степень взаимодействия между ними в ходе процесса предоставления данной услуги.
Принимая эту концепцию, следует сразу согласиться, что сервисными системами с высокой степенью контакта с клиентом управлять намного сложнее и. кроме того, их значительно труднее рационализировать, чем системы с низкой степенью контакта с клиентом. В системах первого типа клиент (поскольку он принимает участие в самом процессе предоставления услуги) довольно сильно влияет на продолжительность обслуживания, состав услуги и на ее реальное или ожидаемое качество.
Основные различия между системами с высокой и низкой степенью контакта с клиентом в банковском сервисе
Принимаемые решения | Система с высокой степенью контакта (филиал банка) | Система с низкой степенью контакта (центр обработки чеков) |
Размещение сервисного пункта | Сервисный пункт должен находиться в непосредственной близости от потребителя услуг | Сервисный пункт предпочтительнее размещать вблизи от поставщиков, транспортных узлов или источников рабочей силы |
Планировка сервисных помещений | Планировка помещений должна учитывать психологические и физические потребности и ожидания клиентов | Основным критерием планировки помещений является обеспечение максимальной производительности труда |
Содержание услуги | Содержание услуги определяется окружающей средой и физическим присутствием клиента | Клиент не присутствует в сервисной среде, поэтому услуга может определяться меньшим количеством элементов |
Проектирование процесса обслуживания | Все этапы процесса обслуживания оказывают на клиента прямое и немедленное воздействие | Клиент не вовлечен в большую часть этапов обработки документов |
Составление графиков | Участие клиента предусматривается в рабочем графике и к клиенту нужно приноровиться | Клиента интересуют только сроки завершения обслуживания, а не графики |
Планирование | Заказы не могут храниться, поэтому сглаживание потока обслуживания ведет к потерям в бизнесе | Возможны как отсрочка выполнения заказа, так и сглаживание потока обслуживания |
Навыки персонала | Персонал работает непосредственно с клиентами и становится основным элементом обслуживания, поэтому он должен быть специально обучен работе с людьми | Основной персонал должен иметь только профессиональные навыки |
контроль качества | Качество услуги контролируются присутствующим клиентом и, следовательно, может меняться | Стандарты качества можно точно определить; следовательно, качество характеризуется постоянством |
Нормы времени | Сроки осуществления услуг зависят от конкретных потребностей клиента; следовательно, они строго не определены | Работа выполняется с “заменителями” клиента (т.е. с документами), поэтому нормы времени могут быть очень жесткими |
Оплата труда служащих | Вследствие различных результатов работы необходима повременная оплата труда | Возможность фиксации итогов работы позволяет применить систему оплаты по результатам |
Планирование пропускной способности | Во избежание потерь заказов на услуги пропускная способность должна быть на уровне максимального спроса | Поскольку обработанные документы могут храниться, пропускная способность определяется по среднему уровню спроса |
25) Направления деятельности в сфере услуг.
26) Проектирование сервисных организаций
При проектировании сервисных организаций необходимо помнить об одной отличительной особенности услуг: запас услуг создать невозможно. В отличие от производственной сферы, в которой можно в период спада спроса накапливать запасы продукции для сбыта ее в периоды максимального спроса и таким образом сохранять относительно стабильный уровень занятости и загрузки производственных мощностей, в сфере услуг, за редким исключением, необходимо удовлетворять спрос в момент его возникновения. В связи с этим критерий пропускной способности в обслуживании становится вопросом первостепенной важности.
Процесс проектирования сервисной организации включает четыре основных элемента, названных Джеймсом Хескетом стратегическим видением сервиса. Первый элемент — это определение целевого рынка (кто будет потребителем данных услуг); второй — концепция сервиса (каким образом мы выделим свои услуги на рынке подобных услуг); третий — сервисная стратегия (каков будет наш пакет услуг и на что сфокусируем обслуживание); четвертый — система предоставления услуг (с использованием каких процессов, персонала и производственных мощностей будут создаваться услуги).
Существует много очень важных факторов, отличающих процесс проектирования и разработки услуг от разработки продукции. Во-первых, в данном случае процесс и продукт должны разрабатываться одновременно, поскольку в сферах обслуживания процесс является продуктом.
Во-вторых, хотя оборудование и программное обеспечение, создаваемые при проектировании для поддержки сервисной системы, можно защитить патентами и авторскими правами, в самом процессе обслуживания отсутствует юридическая защита, традиционно доступная в сфере производства товаров. В-третьих, пакет услуг в отличие от пакета товаров, поддающегося точному определению, содержит только основной результат разработки процесса. В-четвертых, многие элементы пакета услуг зачастую определяются уровнем подготовки, которую служащие проходят пepeд тем, как они фактически становятся частью сервисной организации.
- 1) Основные понятия операционного менеджмента.
- 2) Функции операций.
- 5) Сущность анализа процессов.
- 6) Типы процессов.
- 7) Измерение показателей функционирования процесса.
- 8) Сокращение времени пребывания в процессе
- 11) Производственные процессы на предприятиях нефтяной промышленности.
- 12) Формы организации производства.
- 13) Принципы рациональной организации производственных процессов
- 14) Процесс разработки нового продукта
- 19) Выбор процесса. Виды процессов.
- 20) Структура производственного потока.
- 21) Продуктово-процессная матрица
- 22) Критерии эффективности процесса проектирования продукта.
- 27) Структуризация сервисных контактов: сервис-системная матрица.
- 28) Сервисный план.