1.3 Объекты бизнес-планирования
Система планирования бизнеса может охватывать крупную корпоративную структуру в целом, деятельность ее отдельных подразделений или стратегических бизнес-единиц. Для фирм с одним видом деятельности (средние и малые фирмы), характерен один уровень планирования сравнимый с уровнем бизнес-единицы.
Система бизнес-планирования в корпоративных структурах. Организационная структура большинства современных крупных компаний включает в себя 3-и уровня :
Корпоративный уровень
Уровень подразделений
Уровень бизнес-единицы
Соответственно подразделяются и уровни планирования.
Корпоративное планирование. Головной офис компании отвечает прежде всего за формирование корпоративного стратегического плана определяющего миссию компании, ее политику, стратегии и задачи. Штаб-квартира устанавливает рамки планирования подразделений и бизнес-единиц, принимает решения о поддержке подразделений компании, а также о новых направлениях бизнеса или закрытии неперспективных.
Планирование в подразделениях. В зависимости от статуса подразделения содержание плана может меняться. Обычно в рамках подразделений разрабатываются планы, в которых определяются пропорции распределения фондов по направлениям деятельности. Основная задача подразделений – это составление бюджета.
Планирование в бизнес-единицах. В современных условиях бизнес-единицы являются теми подразделениями компании, где в полной мере реализуются принципы управления посредством разработки и реализации бизнес-плана.
Наибольшую степень своды в планировании бизнеса получают бизнес-единицы наделенные интегральной бизнес-ответственностью за определенные продуктово-рыночные комбинации.
Интегральная бизнес-ответственность предполагает ответственность за все операционные (функциональные) области – исследования и разработки, закупки, производство, маркетинг и сбыт, а также ответственность за все действия в области стратегической политики. Интегральная бизнес-ответственность означает ответственность за прибыль и результаты.
Система планирования бизнеса в малых (средних) фирмах.
Планирование в малом (среднем) бизнесе имеет свою специфику в силу следующих причин :
другие целевые задачи : в крупных фирмах разрабатывается система бизнес-планов, призванных координировать деятельность всех подразделений; в малых фирмах, бизнес-план необходим для принятия конкретных эффективных решений на краткосрочный период времени;
меньший допуск на ошибку – крупные фирмы располагают более обширными ресурсами и неправильно принятое решение не оказывает решающего воздействия на работу компании; в малых фирмах та же ошибка может оказаться фатальной, так что к планированию следует подходить с особой тщательностью;
меньше возможностей для осуществления качественного планирования – крупные фирмы имеют специальные отделы и подготовленный персонал для разработки качественных бизнес-планов; в малых фирмах планированием вынуждены заниматься менеджеры, которые выполняют эту функцию среди прочей деятельности и при том раз в год;
менее стабильная деловая обстановка – малые фирмы более чувствительны к влиянию внешней среды, которая меняется весьма динамично. Это усложняет процесс бизнес-планирования.
Помимо отмеченной специфики, особенности бизнес-планирования в малых фирмах определяются еще и тем, на какой стадии развития находится данная фирма – начинающая; уцелевшая; стабильная; расширяющаяся; ищущая себя. Каждой стадии присущи свои трудности и особенности в разработке бизнес-планов.
Отмеченные специфика и особенности бизнес-планирования в малых фирмах позволяют сделать вывод, что следует более осторожно подходить к переносу навыков усвоенных на корпоративном уровне на малые (средние) фирмы.
В рамках этих структур, бизнес-план должен включать элементы стратегического и текущего планирования одновременно.
- Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- План продаж: связь плана продаж с общим планом; структура и содержание плана; некоторые методические аспекты составления плана продаж.
- Тема 5. Инвестиционное бизнес-планирование (бизнес-план проекта)
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- 3. Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
- 3.1. Учебно-методические материалы лекционного курса:
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- 1.1 Основы планирования бизнеса
- 1.2 Методы планирования бизнеса
- 1.3 Объекты бизнес-планирования
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- 2.1 Функции бизнес-планироваения
- 2.2 Типология бизнес-планов
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Ключевые компоненты бизнес-плана
- 3.2 Общая структура бизнес-плана.
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- 4.1 Алгоритм разработки управленческого бизнес-плана
- Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
- Составление планов отделов.
- Тема 5. Бизнес-план проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бинес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- Определить: а) цели отдела продаж; б) цели производственного отдела
- Тема 5. Бизнес-план инвестиционного проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Контрольная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов заочной формы обучения по специальности «Менеджмент организации»
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Бизнес-планирование»