logo search
Лекции социология управления

Управление как реализация государственного интереса.

Любое государство ориентировано на поддержание функции власти, поэтому создается жесткая система отношения между государством и гражданским обществом, основанное на праве, политике и экономике. В этой связи государство выполняет внутренние (перераспределение доходов, формирование бюджета, законотворчество) и внешние (международные экономические связи, укрепление имиджа и авторитета государства) функции перед гражданами.

В этой связи процесс управления очень серьезно сказывается не только на этих функциях, но и на отношениях граждан к самому государству (к правительству). Государственная управленческая функция начинается с идеологии, то есть государство воспитывает своих граждан и одновременно ими управляет. Идеология – это политическая функция, которая очень серьезно отражается на всех сферах жизни общества. В современном мире существует два основных типа государственной идеологии: марксизм и социальная демократия. Их принципиальная разница заключается в принципах управления. Марксизм нацелен на радикальные, революционные изменения в обществе, а социал-демократы нацелены на постепенное развитие. В современном мире марксизм наиболее популярен в Латинской Америке, ибо там идет серьезная ориентация на выживание в глобальном мире. Политическая альтернатива коммунизма служит концентрации усилий всего государства на повышение уровня жизни. Социал-демократы преобладают в западной и восточной Европе, Северной Америке. В экономически развитых странах люди привыкли к стабильности, поэтому они не хотят коренным образом ничего менять. Реформа осуществляется только в период кризиса. Европа в своей экономической прибыли старается сохранить ежегодный экономический рост (0,6% в год), поэтому Европе лучше сохранять прежние заслуги, чем радикально менять сложившуюся жизнь.

На Западе социал-демократическое течение подразделяется на два основных вида политики: консерватизм и либерализм. Консерваторы считают, что реформировать страну нужно постепенно, ориентируясь на предыдущие традиции, поэтому лучше бережно изменять жизнь страны, чтобы не было никаких волнений, недовольств и так далее. Консерваторы берут нечто среднее между реформой и модернизацией. В либерализме государственный интерес уступает место правам граждан, так как система управления государством нуждается в постоянном пересмотре и индивидуальном подходе к проблемам человека. На сегодняшний день неолиберализм очень популярен в Западной Европе и функционален по своим главным идеям прав, свобод, самореализации, мотивации гражданина. Самая преуспевающая в этом страна в Европе – Голландия. Неолиберализм – это демократическая тенденция. На Западе в экономически развитых странах сложилась в основном двухпартийная система. Такая система на Западе гармонично осуществляет «противовесы», и политические партии сбалансировано удовлетворяют интересы граждан, меняя друг друга в Сенате, Конгрессе, Парламенте. Четыре-пять лет для партии – это тот срок, за который она может продвинуть свою реформу.

В России пока отказываются от стабильной двухпартийной системы, а, наоборот, расширяют количество партий, присутствующих в Государственной Думе. В декабре 2011 года будут проходить выборы. Правительство уже подготовило и выделило дополнительные средства на процесс демократизации Российского Парламента. Даже 4 партии пока недостаточно для удовлетворения гражданских потребностей. Политическая ситуация в России неоднозначна. Демократические стороны необходимо развивать не только в полемике между партиями, но и в системе совместной консолидации усилий. Оппозиция должна быть, но она не должна мешать работать центристской партии. На сегодняшний день в России оппозицией Единой России является КПРФ. Новые партии «СПС», «Яблоко» имеют более молодые энергичные кадры. Главное, чтобы этой энергии хватило на преобразование общества.