logo
Лекции социология управления

Социология управления как учебная дисциплина.

Социология управления (менеджмент) имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле социальное управление – это органически присущие общественной системе явления, обеспечивающие сохранность её целостности и развитие. В более узком смысле социальное управление имеет конкретное значение в области прикладного понимания и осуществления человеческой деятельности, ибо к социальной сфере относятся и экономика, и политика, и право, и тому подобное. И этими сферами нужно управлять. Поэтому социология управления есть интегративная дисциплина, изучающая государственные, муниципальные и иные объекты управления как социальные системы и отношения. Основной задачей данной дисциплины является согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов и отношений. У дисциплины есть теоретический и практический план. На теоретическом уровне с помощью научных методов изучаются управленческие процессы в социальной сфере, а на прикладном уровне происходит конкретное применение механизмов управления в конкретных организациях.

Научные подходы к анализам социологии управления.

  1. Механистический подход.

В управлении внедрён Фредериком Тейлором. Между работником и работодателем существует четкий договор, прописывающий права и обязанности. Обязанностей всегда больше, чем прав, и сотрудник за определенную зарплату обязан всех их выполнять. И чем больше человек работает, тем больше получает. Поэтому в организации складываются правовые, экономические и четкие социальные отношения как по вертикали, так и по горизонтали. В таких отношениях между сотрудником и организацией нет личности, не учитываются индивидуальные особенности человека.

  1. Социально-психологический подход.

Любые условия труда и любые материальные стимулы только до определенного предела могут мотивировать человека на труд. А дальше как заставлять подчиненного работать? Социально-психологический подход углубляет социальные отношения между управленческим аппаратом и подчиненными. Любой специалист в чем-то лучше, а в чем-то хуже, поэтому начальник относится к своим подчиненным как к профессионалам и как к сложившимся личностям, у которых есть чему учиться. Для дополнительной мотивации происходит процесс межличностного общения (нет ничего лучше одобрения начальства). Специалисты всегда интересны, приятно, когда их воспринимают как индивидуальностей. В неформальном общении складываются дополнительные психологические установки на труд.