logo
Лекции социология управления

Манипулирование как способ реализации интересов.

Манипулирование – это вид социально-психологической технологии, применяемый на воздействие сознанием при помощи различных средств морального воздействия на человека (от гипноза до пиара). Целью манипулирования является достижение как государственных, так и частных интересов. В государственном масштабе существуют следующие виды манипулирования:

1) Идеологическое манипулирование, когда партии в борьбе за власть применяют черные технологии и идейно перестраивают сознание людей. На этом этапе идеология может кардинально смениться ради удовлетворения общественно мнения.

2) Политическое манипулирование, которое происходит в момент, когда партии не хватает сторонников, и она начинает по-особому, «с фантазией» набирать сторонников. Такой процесс превращается в ролевую игру, где есть заказчик и исполнитель на политическом уровне.

3) Бюрократическое манипулирование – человек администрации становится буквоедом и за бумажкой не видит личность. Бюрократия становится системой, которая направлена лишь на организацию самой себя, и отсюда – её закрытость, она начинает тормозить прогрессивные идеи общества. Бюрократия опасна тем, что она становится закрытой системой по отношению к окружающим людям. Единственным выходом против бумажной номенклатуры являются информационные технологии.

4) Правовое манипулирование. В российском праве существуют коллизии (пробелы). Отсюда появляются различные трактовки правовых норм. Опасность такого подхода состоит в индивидуальной переработке нормативно-правовых актов, увеличивается количество противоречий, и этим пользуются мошенники. Манипулирование негативно сказывается на правосознании. Иными словами, право становится объектом манипуляций. В коллизиях многие ищут корыстную выгоду и пользуются пробелам законодательства Российской Федерации.

5) Административное манипулирование. Между начальником и подчиненным всегда существуют особые отношения, которые отражают некоторую вертикаль и иерархию отношений. Зависимость одного человека от другого выливается в постоянные переживания фрустрации, когда удовлетворенность делом сменяется разочарованием отношения к начальнику. Нам часто не нравится реакция начальства на наш вклад в работу. Когда начальство долгое время обделяет нас вниманием, оценкой нашего труда, случается депрессия. Выходом из этой ситуации является процесс социального сотрудничества между начальником и подчиненным, чаще всего основанным на принципе делегирования, то есть перераспределение обязанностей начальника между подчиненными, чтобы разделить долю ответственности, которая объединит людей.