8. Функции управления персоналом.
Матрица функций управления персоналом в организации.
Функции управления | Фазы воспроизводства | |||
| Формирование | Распределение | Перераспределение | Использование |
1. Планирование
| Разработка планового баланса рабочей силы и балансовых расчетов подготовки кадров. Источники набора. | Разработка текущих и перспективных планов кадрограмм. Разработка прогноза профессиональной пригодности персонала. | Разработка планов высвобождения кадров под влиянием научно-технического прогресса.
| Разработка мероприятий по обеспечению полного и рационального использования кадров в организации. |
2.Организация | Подбор и подготовка кадров. Формирование базы подготовки кадров.
| Профессиональная ориентация и расстановка кадров.
| Переподготовка персонала, высвобождающегося в ходе развития научно-технического прогресса.
| Содействие развитию различных соревнований, укрепление трудовой дисциплины в организации. |
3. Мотивация
| Установление и определение системы мотивации труда, применение гибких форм организации труда.
|
|
|
|
4. Контроль | Составление отчетного баланса по численности и кадровому составу, определение численности кадров к лимиту. | Определение системы показателей для учета и оценки фактического набора. Оценка выполнения кадрового плана.
| Определение конечных результатов по вторичному распределению персонала и его использованию.
| Определение уровня механизации организации и условий труда.
|
По уровням управления традиционно функции распределяются как показано на примере двух должностей.
Заместитель директора по кадрам:
- организует работу по обеспечению фирмы кадрами требуемых профессий, специальностей, квалификаций;
- разрабатывает проекты контрактов на работников и обеспечивает их хранение;
- участвует в обосновании потребной численности работников разных профессий;
- ведет анализ использования трудовых ресурсов: текучесть кадров; производительность труда; соотношения темпов роста производительности труда с динамикой уровня средней зарплаты; энерго- и техновооруженности труда;
- руководит разработкой перспективных и текущих планов комплектования кадров с учетом стратегии фирмы, прогнозов по новой продукции, технологии, автоматизации производства управления;
- контролирует расстановку персонала и правильность использования труда в подразделениях фирмы;
- обеспечивает прием, размещение молодых специалистов и молодых рабочих, их стажировку;
- участвует в организации повышения квалификации специалистов, в формировании резерва кадров на выдвижение для вышестоящих должностей;
- систематически изучает деловые и личностные качества специалистов фирмы, организует аттестационные комиссии и проведение аттестации, рейтинговые испытания;
- организует оформление приема, перевода, увольнения работников, учет движения кадров; хранение и ведение документации по кадрам; табельный учет;
- обеспечивает оформление наградных, пенсионных документов, трудовых книжек и т.д.;
- организует текущую работу по профотбору, профадаптации и квалификационному продвижению кадров;
- организует анализ использования рабочего времени; нарушений трудовой дисциплины.
Начальник отдела подготовки кадров:
- обеспечивает непрерывное повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки и мастерства работников фирмы в соответствии с планами освоения новых видов продукции; введения новых технологий и форм организации производства; повышения качества продукции;
- руководит организацией всех форм обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, молодых специалистов, студентов-практикантов, трудового обучения школьников и т.п.;
- организует условия для обучения вне фирмы без отрыва от производства, в том числе для изучения опыта других фирм;
- обеспечивает подготовку специалистов по новым профессиям;
- руководит разработкой учебно-методической документации (учебных планов, пособий и рекомендации, программ, расписаний занятий учебных групп и т.п.);
- организует подбор кадров преподавателей, мастеров, наставников, инструкторов и контролирует режим обучения, его качество;
- разрабатывает сметы затрат на обучение и организует оплату труда за обучение и за руководство практикой, стажировкой и т.п.;
- организует работу по профориентации, формированию у молодежи интереса к профессиям, нужных фирме.
Начальник отдела труда и зарплаты:
- координирует, руководит работой сотрудников отдела;
- определяет плановые размеры фонда потребления по фирме в целом по каждому структурному подразделению;
- составляет план расходования фонда потребления, фондов зарплаты по всем ее формам;
- руководит работами по изучению и рационализации процессов труда, условий труда, по совершенствованию организации труда;
- участвует в маркетинге ресурсов труда;
- участвует в разработке контрактов для персонала, разрабатывает систему оплаты труда;
- организует работу по нормированию труда;
- участвует в совершенствовании структуры управления фирмой;
- участвует в обосновании инновационной политики;
- разрабатывает планы по руду для общего плана фирмы;
- обеспечивает сохранение коммерческой тайны, в частности, о размерах заработков.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
При таких условиях найма, естественно, повышается значение функциональных обязанностей, связанных с обеспечением трудовых отношений, решения социальных вопросов, расширяется круг обязанностей в рамках функций найма, трудоустройства, материального вознаграждения.
В теории управления персоналом обычно выделяют восемь основных функций:
* планирование потребностей,
* отбор и найм,
* развитие и ориентация,
* продвижение по службе,
* оценка и вознаграждение.
Анализ материалов по данному вопросу позволяет произвести сопоставление функциональных обязанностей служб управления персоналом (человеческими ресурсами) на предприятиях США и ФРГ (рис. 2.3.2).
Нетрудно заметить, что функции служб управления персоналом на американских и немецких предприятиях очень похожи. Разумеется, есть и свои особенности, отличия, обусловленные спецификой взаимоотношений предприятий с государственными службами. Этим можно объяснить выделение специальной функции "Административная деятельность" на предприятиях Германии, где существует много федеральных и земельных правил, регламентирующих особым образом взаимоотношения владельцев (нанимателей) и наемных работников. Из содержания функций найма и увольнения в США и трудоустройства в Германии можно понять, что этим процессам придается очень большое внимание и значение.
- 1. Наука «управление персоналом», ее место и роль в системе других наук и общей теории управления.
- 2. Эволюция теории управления персоналом: этапы, школы, подходы, парадигмы.
- 3. Формирование научных взглядов на историю становления труда и человеческих ресурсов в управлении.
- 4. Современные концепции управления персоналом.
- 5. Персонал как объект и важнейший ресурс управления.
- 6. Субъекты управления персоналом.
- 7. Принципы управления персоналом.
- 8. Функции управления персоналом.
- 9. Методы управления персоналом.
- 10. Управление персоналом как профессия.
- 11. Службы управления персоналом: цель, задачи, функции, статус.
- 12. Менеджер по управлению персоналом: роль, функции, требования, предъявляемые организацией и производством.
- 13. Система управления персоналом в организации: элементы, среда, связи, целевое предназначение.
- 14. Принципы формирования и развития системы управления персоналом.
- 15. Кадровая политика организации: цели, задачи, направления, особенности формирования и осуществления.
- 16. Кадровый потенциал организации: виды, структура, содержание, использование.
- 17. Стратегии развития организации и персонала: типы стратегий, связь, осуществление.
- 18. Планирование и определение потребности в персонале.
- 19. Маркетинг персонала.
- 20. Набор и отбор персонала: этапы, методы, источники, результативность.
- 21. Ориентация и адаптация персонала организации.
- 22. Анализ и проектирование рабочего места.
- 23. Движение персонала в организации: виды, формы, характеристики, управление.
- 24. Управление здоровьем и безопасностью персонала.
- 25. Причины возникновения и способы управления стрессами в организации.
- 26. Мотивация и стимулирование персонала.
- 27. Основные теории мотивации (производительного труда, содержательные, процессуальные).
- Раздел 2.2 Процессуальные теории мотивации
- 28. Организация оплаты труда персонала.
- 29. Вознаграждающее управление.
- 30. Оценка и аттестация персонала.
- 31. Профессиональное и личностное развитие персонала.
- 32. Обучение персонала: виды, формы, процесс, реализация.
- 33. Планирование и развитие карьеры персонала в организации.
- 34. Высвобождение персонала.
- 35. Работа с кадровым резервом.
- 36. Стили и методы руководства персоналом.
- 37. Управление организационными конфликтами.
- 38. Управление коммуникационными процессами в организации.
- 39. Управление формальными и неформальными группами в организации.
- 40. Государственная служба как вид профессиональной служебной деятельности.
- 41. Система государственной службы в Российской Федерации.
- 42. Особенности управления персоналом государственной гражданской службы.
- 43. Управление персоналом государственной службы как система.
- 44. Функции, статус, правовое и информационно-методическое обеспечение подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров.
- 45. Государственная гражданская служба как вид государственной службы и профессиональной служебной деятельности.
- 46. Государственный служащий государственной гражданской службы: права и обязанности, ограничения и запреты.
- 1) Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- 13) Членство в профессиональном союзе;
- 14) Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом №79-фз и другими федеральными законами;
- 15) Проведение по заявлению гражданского служащего служебной проверки;
- 2) Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- 3) Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- 4) Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- 5) Соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- 6) Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- 8) Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- 11) Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом №79-фз и другими федеральными законами;
- Часть 1 статьи 17 Федерального закона №79-фз устанавливает запреты, связанные с гражданской службой. В частности, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
- 47. Политика государства в области управления трудовыми ресурсами: цели, формы, меры, направления.
- 48. Государственная кадровая политика: концепция, цели, приоритеты.