44. Функции, статус, правовое и информационно-методическое обеспечение подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров.
К специфическим, обеспечивающим управление персоналом в системе государственных органов, относятся функции:
1. Административная. Она отражает деятельность органов управления на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих государственную службу. Ее содержание составляют действия, связанные с ведением штата и штатного расписания, — прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового и социального законодательства;
2. Планирования. На ее основе определяется потребность в кадрах государственной службы. Содержанием этой функции является оценка имеющегося кадрового состава, определение потребности в кадрах в будущем. Эта функция предполагает наличие планов, прогнозов, программ;
3. Социальная. Она связана с определением уровня денежного содержания и социальных гарантий и льгот государственных служащих, созданием условий, побуждающих сотрудников к активной служебной деятельности;
4. Повышения качества служебной деятельности. Она включает разработку и реализацию предложений по совершенствованию организации труда (его объем и содержание), по организационным изменениям в структурных подразделениях. Эта функция предполагает работу с персоналом на более высоком качественном уровне, с применением современных методик и технологий, организацию учебы персонала, включая вопросы подготовки и перепрофилирования;
5. Воспитательная. Она связана с возрастанием требований к личности государственного служащего, его нравственным качествам, умению выполнять задачи, возложенные на государственные органы в гражданском обществе;
6. Информационно-аналитическая. Она позволяет своевременно обеспечивать субъектов управления персоналом необходимой информацией и аналитическими материалами о кадровых процессах и кадровых отношениях в государственной службе
Принципиально важно подчеркнуть, что специфические функции подвижны. С изменением социально-политических условий, места и роли государства в обществе они расширяются или сужаются в зависимости от общественных потребностей и возможностей государства.
В условиях реформирования Российской Федерации происходит обогащение функций органов, обеспечивающих управление государственной службой, ее персоналом. Будучи сущностным компонентом системы управления, функции усложняются по мере развития системы государственного управления.
Структурная реорганизация органов управления персоналом государственной службы и их функциональное обогащение стали в настоящее время задачами первостепенной важности, требующими законодательного, научного, методического и организационного решения. Важнейшие компоненты системы управления персоналом государственной службы формируются в соответствии с уровнями системы управления государственной службой Российской Федерации. Она создается на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне государственного органа. Ключевым звеном этой системы является кадровая служба государственного органа.
ПОЛОЖЕНИЕ о Главном управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров
I. Общие положения
1. Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров (далее именуется - Главное управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента
Российской Федерации.
2. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Положение о Главном управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
II. Функции Главного управления
3. Основными функциями Главного управления являются:
обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по определению им основных направлений государственной кадровой политики и развития государственной службы;
обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по решению им кадровых вопросов, относящихся к его ведению;
обеспечение деятельности Совета по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации и Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации в соответствии с положениями об этих советах;
обеспечение в Администрации Президента Российской Федерации контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной службе и государственной тайне;
обеспечение единой организационной политики в Администрации Президента Российской Федерации;
кадровое обеспечение Администрации Президента Российской Федерации.
III. Задачи Главного управления
4. Главное управление готовит для рассмотрения Президентом Российской Федерации документы:
по кадровым вопросам, относящимся к ведению Президента Российской Федерации;
по организационным и кадровым вопросам формирования Администрации Президента Российской Федерации.
5. Главное управление осуществляет:
подготовку предложений Президенту Российской Федерации по вопросам государственной кадровой политики и развития государственной службы;
подбор кандидатов и формирование кадрового резерва для назначения полномочными представителями Президента Российской Федерации и главами администраций субъектов Российской Федерации;
проработку передаваемых Президенту Российской Федерации предложений по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению;
организацию и координацию подготовки документов для решения Президентом Российской Федерации вопросов назначения военнослужащих на воинские должности, освобождения их от воинских должностей, для
которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, и увольнения их с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации,
Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации, Службе безопасности Президента Российской Федерации, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и воинских формированиях, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;
организацию и координацию подготовки проектов указов Президента Российской Федерации и документов, необходимых для решения Президентом Российской Федерации вопросов присвоения воинских званий высших
офицеров военнослужащим, высших специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции;
ведение учета государственных служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности решением Президента Российской Федерации, включаемых в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные
должности государственной службы, а также учета работников Администрации Президента Российской Федерации;
контроль за деятельностью Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
6. Главное управление принимает участие в подготовке для рассмотрения Президентом Российской Федерации:
проектов указов Президента Российской Федерации и документов, необходимых для назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
проектов указов Президента Российской Федерации о присвоении дипломатических рангов, квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации;
проектов указов Президента Российской Федерации о назначении судей федеральных судов;
проектов указов Президента Российской Федерации о присвоении классных чинов работникам органов прокуратуры Российской Федерации и органов юстиции;
проектов указов Президента Российской Федерации и документов, необходимых для решения вопросов назначения на должность и освобождения от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации и глав администраций субъектов Российской Федерации;
проектов перечней должностей, замещаемых высшими офицерами, а также должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и
федеральных органов налоговой полиции;
законопроектов по вопросам государственной службы, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;
проектов и заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и государственной кадровой политики;
аналитических и информационных материалов по вопросам государственной службы и государственной кадровой политики.
7. Для кадрового обеспечения Администрации Президента Российской Федерации Главное управление:
готовит проекты документов по вопросам государственной службы и кадров в Администрации Президента Российской Федерации;
проводит в установленном порядке работу по оформлению прикомандирования к Администрации Президента Российской Федерации военнослужащих и лиц начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации;
обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, аттестации государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации, прохождение ими испытаний при замещении государственных должностей государственной службы;
организует проверку обстоятельств, препятствующих поступлению граждан на государственную службу в Администрацию Президента Российской Федерации и назначению на высшие государственные должности государственной службы;
оформляет решения Администрации Президента Российской Федерации, связанные с прохождением государственными служащими Администрации Президента Российской Федерации государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих;
консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации, организует их переподготовку и повышение квалификации, в том числе в рамках программ международного сотрудничества Администрации Президента Российской Федерации;
разрабатывает и обеспечивает внедрение единых критериев структурно-функционального построения Администрации Президента Российской Федерации;
анализирует предложения о формировании новых и реорганизации действующих подразделений в Администрации Президента Российской Федерации, дает им оценку.
8. Главное управление осуществляет в Администрации Президента Российской Федерации единую организационную политику путем разработки и внедрения единых структурно-функциональных критериев.
9. В целях обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной службе и государственной тайне Главное управление:
осуществляет проверку соблюдения государственными служащими в Администрации Президента Российской Федерации, в том числе замещающими высшие государственные должности, ограничений, связанных с
государственной службой;
организует и координирует в Администрации Президента Российской Федерации деятельность по обеспечению защиты государственной тайны.
10. Главное управление решает стоящие перед ним задачи во взаимодействии с помощниками Президента Российской Федерации, а также с самостоятельными подразделениями и государственными органами в
составе Администрации Президента Российской Федерации, предоставляя им необходимые аналитические, информационные и справочные материалы, подготавливаемые в рамках компетенции Главного управления.
IV. Обеспечение деятельности Главного управления
11. Главное управление для осуществления своих основных функций имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от подразделений Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, а также учреждений, организаций и должностных лиц;
пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и иных государственных органов;
использовать государственные, в том числе правительственные системы связи и коммуникации;
привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
взаимодействовать с Аппаратом Совета Федерации и Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
12. Информационное, документационное, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности Главного управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.
V. Руководство Главного управления
13. Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - начальник Главного управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров (далее именуется - начальник Главного управления) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по
представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
14. Начальник Главного управления руководит деятельностью Главного управления и по должности является членом Совета по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации.
15. Начальник Главного управления имеет заместителей начальника Главного управления, в том числе одного первого заместителя.
Первый заместитель начальника Главного управления замещает начальника Главного управления в периоды его временного отсутствия.
16. Начальник Главного управления:
представляет Руководителю Администрации Президента Российской Федерации на утверждение структуру и штатную численность Главного управления, а также предложения о выделении Главному управлению
финансовых средств на оплату научно-исследовательских, проектных и экспертных работ за счет сметы Администрации Президента Российской Федерации;
определяет функции подразделений Главного управления и утверждает положения о них, должностные инструкции;
представляет Руководителю Администрации Президента Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность работников Главного управления;
вносит Руководителю Администрации Президента Российской Федерации предложения об освобождении от должности работников Главного управления;
вносит Руководителю Администрации Президента Российской Федерации предложения о поощрении работников Главного управления применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
распределяет обязанности между заместителями начальника Главного управления;
заключает в установленном порядке договоры и соглашения, подписывает протоколы и программы о международном сотрудничестве в области государственной службы;
заключает в установленном порядке от имени Администрации Президента Российской Федерации договоры с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение научно-исследовательских, проектных и экспертных работ в соответствии с финансовыми средствами, выделяемыми на эти цели за счет сметы Администрации Президента Российской Федерации;
решает вопросы командирования работников Главного управления в пределах Российской Федерации;
издает распоряжения по вопросам работы Главного управления.
VI. Ответственность руководителей Главного управления
17. Начальник Главного управления несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Главное управление, с учетом прав, предоставленных ему настоящим Положением.
18. Первый заместитель начальника Главного управления, заместители начальника Главного управления, начальники управлений Главного управления, их заместители, а также руководители иных подразделений Главного управления несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей с учетом предоставленных
им прав.
- 1. Наука «управление персоналом», ее место и роль в системе других наук и общей теории управления.
- 2. Эволюция теории управления персоналом: этапы, школы, подходы, парадигмы.
- 3. Формирование научных взглядов на историю становления труда и человеческих ресурсов в управлении.
- 4. Современные концепции управления персоналом.
- 5. Персонал как объект и важнейший ресурс управления.
- 6. Субъекты управления персоналом.
- 7. Принципы управления персоналом.
- 8. Функции управления персоналом.
- 9. Методы управления персоналом.
- 10. Управление персоналом как профессия.
- 11. Службы управления персоналом: цель, задачи, функции, статус.
- 12. Менеджер по управлению персоналом: роль, функции, требования, предъявляемые организацией и производством.
- 13. Система управления персоналом в организации: элементы, среда, связи, целевое предназначение.
- 14. Принципы формирования и развития системы управления персоналом.
- 15. Кадровая политика организации: цели, задачи, направления, особенности формирования и осуществления.
- 16. Кадровый потенциал организации: виды, структура, содержание, использование.
- 17. Стратегии развития организации и персонала: типы стратегий, связь, осуществление.
- 18. Планирование и определение потребности в персонале.
- 19. Маркетинг персонала.
- 20. Набор и отбор персонала: этапы, методы, источники, результативность.
- 21. Ориентация и адаптация персонала организации.
- 22. Анализ и проектирование рабочего места.
- 23. Движение персонала в организации: виды, формы, характеристики, управление.
- 24. Управление здоровьем и безопасностью персонала.
- 25. Причины возникновения и способы управления стрессами в организации.
- 26. Мотивация и стимулирование персонала.
- 27. Основные теории мотивации (производительного труда, содержательные, процессуальные).
- Раздел 2.2 Процессуальные теории мотивации
- 28. Организация оплаты труда персонала.
- 29. Вознаграждающее управление.
- 30. Оценка и аттестация персонала.
- 31. Профессиональное и личностное развитие персонала.
- 32. Обучение персонала: виды, формы, процесс, реализация.
- 33. Планирование и развитие карьеры персонала в организации.
- 34. Высвобождение персонала.
- 35. Работа с кадровым резервом.
- 36. Стили и методы руководства персоналом.
- 37. Управление организационными конфликтами.
- 38. Управление коммуникационными процессами в организации.
- 39. Управление формальными и неформальными группами в организации.
- 40. Государственная служба как вид профессиональной служебной деятельности.
- 41. Система государственной службы в Российской Федерации.
- 42. Особенности управления персоналом государственной гражданской службы.
- 43. Управление персоналом государственной службы как система.
- 44. Функции, статус, правовое и информационно-методическое обеспечение подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров.
- 45. Государственная гражданская служба как вид государственной службы и профессиональной служебной деятельности.
- 46. Государственный служащий государственной гражданской службы: права и обязанности, ограничения и запреты.
- 1) Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- 13) Членство в профессиональном союзе;
- 14) Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом №79-фз и другими федеральными законами;
- 15) Проведение по заявлению гражданского служащего служебной проверки;
- 2) Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- 3) Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- 4) Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- 5) Соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- 6) Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- 8) Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- 11) Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом №79-фз и другими федеральными законами;
- Часть 1 статьи 17 Федерального закона №79-фз устанавливает запреты, связанные с гражданской службой. В частности, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
- 47. Политика государства в области управления трудовыми ресурсами: цели, формы, меры, направления.
- 48. Государственная кадровая политика: концепция, цели, приоритеты.