logo
UP_ekzamen

3. Формирование научных взглядов на историю становления труда и человеческих ресурсов в управлении.

Технократический подход базировался на идее: человек – придаток машины. Ранний технократизм ориентировался, прежде всего, на рационализацию ис­пользования более важного и дорогостоящего элемента производственной системы — техники и полном игнорировании ее другого, более дешевого — людей. Классический технократизм признавал человека равным по значению машине, что давало возможность осуществлять рационализацию трудовых операций уже с учетом параметров и возможностей человеческого организма (антропологиче­ских, биомеханических и проч.) и принимать меры по улучшению условий труда (ради повышения его производительности). Таким образом, классический технократизм, основывающийся на идее эффективного использования персонала, делает акцент на инструментальную, а не на управленческую его ориентацию.

Технократический подход взял на вооружение концепцию управления трудовы­ми ресурсами, которая больше известна как кадровый менеджмент.

Постепенно начало формироваться отношение к людям как к человеческим ресурсам, от которых зависит эффективность других видов ресурсов. Гуманистический технократизм предполагал отношение к человеку, как к таковому, но унифицированное, обезличенное, без учета индивидуальности и интересов каждого.

В управлении персоналом человек рассматривался через призму должности как «винтик» производственного или административного механизма.

Управление человеческими ресурсами смотрит на человека как основной элемент (невозобновляемый ресурс) организации, представляющий собой единство трех компонентов – трудовой функции, социальных отношений и индивидуальности.

В конце XX в. Большую популярность приобретает гуманистический подход к людям, который признает их самостоятельной ценностью. Человек рассматривается как социально-культурный феномен, член организации, главный ее субъект и особый объект управления.

На смену УЧР постепенно приходит управление человеком, или социальный менеджмент, который должен обеспечивать ему возможность трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от содержания деятельности, отношений в коллективе, развивать и совершенствовать себя.