31. Профессиональное и личностное развитие персонала.
Понятие развития персонала
Новой тенденцией в управлении персоналом после повышения его роли до уровня стратегической функции является более интегральная концепция – развитие человеческих ресурсов.
В работе П. Юнга развитие персонала определено следующим образом: «Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.
1В трудах других исследователей содержатся следующие определения.
Развитие персонала – комплекс мер, включающий профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала в организации». Соответственно обучение «связано с развитием общего интеллекта, а подготовка соотносится непосредственно с навыками будущей работы.
2Обучение персонала – совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. При этом, данные действия оказывают позитивное влияние на изменение уровня квалификации и производительности работников всех иерархических уровней, удовлетворяя индивидуальную потребность в обучении и потребность организации в обученных сотрудниках.
3Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
4Учитывая все высказывания, можно дать следующее определение:
Развитие персонала – система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.
Анализируя понятия «развитие персонала» и «обучение персонала» следует четко разграничить их значения. Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала, а развитие персонала включает, в свою очередь, следующие компоненты:
профессиональное обучение;
• повышение квалификации и переподготовка;
• ротация;
• делегирование полномочий;
• планирование карьеры.
Цель развития персонала – повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации.
Основные принципы развития персонала:
• целостность системы развития, преемственность различных видов и форм развития персонала;
• опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно-технического развития и условий развития организации;
• гибкость различных форм развития, возможность их использования на отдельных этапах развития;
• профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов;
• построение системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических условий его функционирования.
Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях:
• серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики;
• бурное развитие новых информационных технологий;
• системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами
и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации;
• необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации;
• участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и
решения стратегических задач организации;
• наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов.
мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
изменения во всех областях жизни – главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.
Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.
Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:
организация и формирование персонала управления;
овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
воспроизводство персонала;
интеграция персонала;
гибкое формирование персонала;
адаптация;
внедрение нововведений.
Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:
поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
развитие способностей в области планирования и организации производства.
Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.
- 1. Наука «управление персоналом», ее место и роль в системе других наук и общей теории управления.
- 2. Эволюция теории управления персоналом: этапы, школы, подходы, парадигмы.
- 3. Формирование научных взглядов на историю становления труда и человеческих ресурсов в управлении.
- 4. Современные концепции управления персоналом.
- 5. Персонал как объект и важнейший ресурс управления.
- 6. Субъекты управления персоналом.
- 7. Принципы управления персоналом.
- 8. Функции управления персоналом.
- 9. Методы управления персоналом.
- 10. Управление персоналом как профессия.
- 11. Службы управления персоналом: цель, задачи, функции, статус.
- 12. Менеджер по управлению персоналом: роль, функции, требования, предъявляемые организацией и производством.
- 13. Система управления персоналом в организации: элементы, среда, связи, целевое предназначение.
- 14. Принципы формирования и развития системы управления персоналом.
- 15. Кадровая политика организации: цели, задачи, направления, особенности формирования и осуществления.
- 16. Кадровый потенциал организации: виды, структура, содержание, использование.
- 17. Стратегии развития организации и персонала: типы стратегий, связь, осуществление.
- 18. Планирование и определение потребности в персонале.
- 19. Маркетинг персонала.
- 20. Набор и отбор персонала: этапы, методы, источники, результативность.
- 21. Ориентация и адаптация персонала организации.
- 22. Анализ и проектирование рабочего места.
- 23. Движение персонала в организации: виды, формы, характеристики, управление.
- 24. Управление здоровьем и безопасностью персонала.
- 25. Причины возникновения и способы управления стрессами в организации.
- 26. Мотивация и стимулирование персонала.
- 27. Основные теории мотивации (производительного труда, содержательные, процессуальные).
- Раздел 2.2 Процессуальные теории мотивации
- 28. Организация оплаты труда персонала.
- 29. Вознаграждающее управление.
- 30. Оценка и аттестация персонала.
- 31. Профессиональное и личностное развитие персонала.
- 32. Обучение персонала: виды, формы, процесс, реализация.
- 33. Планирование и развитие карьеры персонала в организации.
- 34. Высвобождение персонала.
- 35. Работа с кадровым резервом.
- 36. Стили и методы руководства персоналом.
- 37. Управление организационными конфликтами.
- 38. Управление коммуникационными процессами в организации.
- 39. Управление формальными и неформальными группами в организации.
- 40. Государственная служба как вид профессиональной служебной деятельности.
- 41. Система государственной службы в Российской Федерации.
- 42. Особенности управления персоналом государственной гражданской службы.
- 43. Управление персоналом государственной службы как система.
- 44. Функции, статус, правовое и информационно-методическое обеспечение подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров.
- 45. Государственная гражданская служба как вид государственной службы и профессиональной служебной деятельности.
- 46. Государственный служащий государственной гражданской службы: права и обязанности, ограничения и запреты.
- 1) Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- 13) Членство в профессиональном союзе;
- 14) Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом №79-фз и другими федеральными законами;
- 15) Проведение по заявлению гражданского служащего служебной проверки;
- 2) Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- 3) Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- 4) Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- 5) Соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- 6) Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- 8) Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- 11) Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом №79-фз и другими федеральными законами;
- Часть 1 статьи 17 Федерального закона №79-фз устанавливает запреты, связанные с гражданской службой. В частности, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
- 47. Политика государства в области управления трудовыми ресурсами: цели, формы, меры, направления.
- 48. Государственная кадровая политика: концепция, цели, приоритеты.