logo search
Антикризисное управление

74. Оптимизация организационной структуры фирмы.

Оптимизация организационной структуры рассматривается как процесс приведения структуры фирмы, ее взаи­модействий с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей фирмы в рамках разрабатываемых проектов.

Неоптимальность организационной структуры фирмы часто является одной из главных причин ее кризисного состояния, поэтому задача исследователей — разобраться в дефектах существующей оргструктуры, исследовать их отрицательное влияние на качество выполняемых проектов и дать соответствующие рекомендации руководству фирмы. На практике большинство фирм имеют неоптимальную структуру: инструментарий обработки рынка беден, внутренние взаимодействия противоречивы, управление неэффективно. Однако такое состояние часто не мешает иметь ^прибыль и обеспечивать выживание фирмы, поэтому оно и сохраняется до наступления кризиса.

Работа исследователей по оптимизации включает следующие этапы:

1) формулирование задач, проверка их на соответствие целям и стратегиям фирмы;

2) предварительная диагностика, формирование гипотез;

3) глубокая диагностика, разработка новых схем и методов;

4) внедрение, т. е. проверка новых технологий в работе их последующая корректировка.

Исследования проводятся от общего к частному, т. е. сначала рассматривается фирма в целом, ее взаимодействие с рынком, затем внутренние взаимодействия и отдельные элементы оргструктуры. При этом имеются некоторые функциональные области деятельности, влияние которых на общую эффективность несущественно, поэтому они не подвергаются оптимизации. Наиболее важной областью деятельности фирма является сбыт, так как его функции – распределение продукции и стимулирование продаж.

В рамках оптимизации организационной структуры фирмы исследователи должны рассмотреть несколько групп вопросов производства: производительность, нормирование, планирование и управление, качество, взаимодействие с другими подразделениями.

82