logo
Антикризисное управление

4. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.

Кризис – это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально -экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Характеристики кризисного состояния предприятия:

1. Снижение рентабельности и объёма прибыли, ухудшение финансового положения организации, источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать в области стратегического управления (пересмотр стратегии или реструктуризация предприятия) или тактического (повышение производительности, снижение издержек).

2. Убыточность производства, следствием этого является уменьшение резервных фондов предприятия, если таковые были. Решение только стратегическое через реструктуризацию предприятия.

3. Истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятия направляется часть собственных средств, переходит в решение сокращённого производства. Реструктуризация не поможет, она неэффективна. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия. В случае непринятия данных мер кризис переходит в четвёртую стадию.

4. Неплатёжеспособность. Предприятие достигает такого критического порога, когда отсутствуют средства финансирования даже сокращённого производства и необходимость платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза банкротства. Существует два выхода из кризиса: внешний, который заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объём оборотных средств для выплаты и обслуживания долгов. Внутренний – способности обеспечить объём оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности Типичным для кризисной ситуации являются два варианта выхода из неё: ликвидация предприятия и успешное преодоление кризиса.

5. Рост кредиторской задолженности поставщикам, банкам налоговым органам.

6. Дефицит оборотных средств.