23. Диверсификация деятельности предприятия. Основные критерии диверсификации.
Диверсификация — это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т. д.). Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий, как эффект разнообразия. В современных условиях он оттесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции. Суть эффекта разнообразия заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях.
Диверсификация деятельности предприятия является формой реализации корпоративной стратегии. Главной коммерческой целью диверсификации является увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и установления конкурентных преимуществ, но реальные пути получения конкурентных преимуществ, а следовательно, и побудительные мотивы диверсификации различны.
Значительную экономию дает многоцелевое совместное использование производственных мощностей предприятия. Издержки снижаются благодаря концентрации сбытовой сети (товары и услуги продаются через единую сеть, не обязательно собственную). Другой существенный резерв экономии — внутрифирменный трансферт информации, знаний, технического и управленческого опыта от одних производств к другим. К этому добавляется эффект, достигаемый благодаря многосторонней подготовке работников и разнообразию получаемой ими информации.
Разделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий.
Вертикальная интеграция, или связанная вертикальная диверсификация,— это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до или после производственного процесса.
Горизонтальная интеграция, или связанная горизонтальная диверсификация, — это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними.
Несвязанная диверсификация или просто диверсификация — это охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. Считается, что диверсификация оправданна, если возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, либо позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции находится в стадии спада.
- Антикризисное управление
- 1. Понятие антикризисного управления.
- 2. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы его обеспечения.
- 3. Уровни кризисов, классификация их видов.
- 4. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.
- 5. Выведение компании из кризиса: фаза трансформации.
- 6. Оперативные решения по выведению предприятия из кризиса: фаза консолидации.
- 7. Экономические основы возникновения неплатежеспособных предприятий.
- 8. Сущность явления банкротства и неплатежеспособности предприятия.
- 9. Государственное регулирование отношения несостоятельности (банкротства).
- 10. Роль арбитражного суда по делам о несостоятельности (банкротстве).
- 11. Разработка стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса.
- 12. Общая схема процесса стратегического планирования.
- 13. Понятие об обычных и несостоятельных должниках.
- 14. Финансовая политика неплатёжеспособного предприятия.
- 15. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия.
- 16. Простое и злостное банкротство.
- 17. Основные показатели производственной деятельности предприятия.
- 18. Потенциальные внешние возможности и угрозы.
- 19. Управленческое исследование внутренних, сильных и слабых сторон предприятия. (Вариант 1)
- 1. Маркетинг.
- 20. Основные стратегические альтернативы предприятия. Выбор стратегии.
- 21. Оценка стратегического плана.
- 22. Роль маркетинга в антикризисном управлении.
- 23. Диверсификация деятельности предприятия. Основные критерии диверсификации.
- 24. Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. (Вариант 1)
- 24. Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. (Вариант 2)
- 25. Виды рисков и их классификация. (Вариант 1)
- 25. Виды рисков и их классификация. (Вариант 2)
- 26. Анализ и методы устранения рисков.
- 27. Риск инвестиционной деятельности.
- 28. Природно-климатические риски.
- 29. Политический и макроэкономический риск.
- 30. Уровень существенности ошибок. (Вариант 1)
- 30. Уровень существенности ошибок. (Вариант 2)
- 31. Страновой (региональный) риск.
- 32. Перспективы контроля в антикризисном управлении.
- 33. Характеристика рыночного риска.
- 34. Прогноз банкротства и основные направления улучшения финансового состояния.
- 35. Характеристика финансового риска. (Вариант 1)
- 35. Характеристика финансового риска. (Вариант 2)
- 36. Оценка эффективности хозяйственной деятельности.
- 37. Характеристика валютного риска.
- 38. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.
- 39. Социальный риск.
- 40. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
- 41. Риск ошибок и управленческие кризисы.
- 42. Оценка финансового состояния и прогноз банкротства фирмы.
- 43. Оценка потенциального банкротства предприятия.
- 44. Технология управления проектами с учетом рисков.
- 45. Хеджирование валютных и биржевых рисков.
- 46. Формы ликвидации предприятий.
- 47. Характеристика предпринимательского риска.
- 48. Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
- 49. Потери в производственном предпринимательстве. (Вариант 1)
- 49. Потери в производственном предпринимательстве. (Вариант 2)
- 50. Потери в финансовом предпринимательстве.
- 51. Управление рисками в страховании. (Вариант 1)
- 51. Управление рисками в страховании. (Вариант 2)
- 52. Виды аудита, стандарты, классификация
- 53. Международный опыт аудиторской деятельности.
- 54. Формы и методы финансового контроля.
- 55. Внутренний финансовый контроль, его цели и задачи.
- 56. Оборот капитала и антикризисное управление.
- 57. Взаимосвязь антикризисного управления и хозяйственного механизма.
- 58. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики.
- 59. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия.
- 60. Механизм антикризисного управления.
- 61. Структура многоуровнего экономического кризиса.
- 62. Особенности российской экономики и антикризисное управление.
- 63. Кризисные процессы Советского периода как предпосылка социально-экономического кризиса России.
- 64. Экономический кризис на уровне отдельного предприятия.
- 65. Экономический кризис на уровне межотраслевых экономических связей.
- 66. Характеристика макроэкономического кризиса.
- 67. Кризисный механизм на уровне мирового хозяйства.
- 68. Пути оздоровления российской экономики.
- 69. Выбор оптимальной экономической системы — основа антикризисного управления.
- 70. Формирование правового пространства антикризисного управления экономикой.
- 71. Пути оздоровления денежного обращения и финансово-кредитной сферы.
- 72. Реформирование системы государственного регулирования экономики.
- 73. Инвестиционные модели антикризисной реструктуризации народного хозяйства России.
- 74. Оптимизация организационной структуры фирмы.