63. Кризисные процессы Советского периода как предпосылка социально-экономического кризиса России.
Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях советской системы экономические функции государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.
Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов.
Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. В то же время государство распродает финансовым группам по заниженным ценам уникальные объекты. Наряду с этим, государственные органы предоставляют в распоряжение уполномоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура. Таким образом, направление изменений социально-экономической ситуации в стране в последние годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса.
В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях – от федерального до муниципального.
Государственное регулирование призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
- Антикризисное управление
- 1. Понятие антикризисного управления.
- 2. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы его обеспечения.
- 3. Уровни кризисов, классификация их видов.
- 4. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.
- 5. Выведение компании из кризиса: фаза трансформации.
- 6. Оперативные решения по выведению предприятия из кризиса: фаза консолидации.
- 7. Экономические основы возникновения неплатежеспособных предприятий.
- 8. Сущность явления банкротства и неплатежеспособности предприятия.
- 9. Государственное регулирование отношения несостоятельности (банкротства).
- 10. Роль арбитражного суда по делам о несостоятельности (банкротстве).
- 11. Разработка стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса.
- 12. Общая схема процесса стратегического планирования.
- 13. Понятие об обычных и несостоятельных должниках.
- 14. Финансовая политика неплатёжеспособного предприятия.
- 15. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия.
- 16. Простое и злостное банкротство.
- 17. Основные показатели производственной деятельности предприятия.
- 18. Потенциальные внешние возможности и угрозы.
- 19. Управленческое исследование внутренних, сильных и слабых сторон предприятия. (Вариант 1)
- 1. Маркетинг.
- 20. Основные стратегические альтернативы предприятия. Выбор стратегии.
- 21. Оценка стратегического плана.
- 22. Роль маркетинга в антикризисном управлении.
- 23. Диверсификация деятельности предприятия. Основные критерии диверсификации.
- 24. Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. (Вариант 1)
- 24. Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. (Вариант 2)
- 25. Виды рисков и их классификация. (Вариант 1)
- 25. Виды рисков и их классификация. (Вариант 2)
- 26. Анализ и методы устранения рисков.
- 27. Риск инвестиционной деятельности.
- 28. Природно-климатические риски.
- 29. Политический и макроэкономический риск.
- 30. Уровень существенности ошибок. (Вариант 1)
- 30. Уровень существенности ошибок. (Вариант 2)
- 31. Страновой (региональный) риск.
- 32. Перспективы контроля в антикризисном управлении.
- 33. Характеристика рыночного риска.
- 34. Прогноз банкротства и основные направления улучшения финансового состояния.
- 35. Характеристика финансового риска. (Вариант 1)
- 35. Характеристика финансового риска. (Вариант 2)
- 36. Оценка эффективности хозяйственной деятельности.
- 37. Характеристика валютного риска.
- 38. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.
- 39. Социальный риск.
- 40. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
- 41. Риск ошибок и управленческие кризисы.
- 42. Оценка финансового состояния и прогноз банкротства фирмы.
- 43. Оценка потенциального банкротства предприятия.
- 44. Технология управления проектами с учетом рисков.
- 45. Хеджирование валютных и биржевых рисков.
- 46. Формы ликвидации предприятий.
- 47. Характеристика предпринимательского риска.
- 48. Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
- 49. Потери в производственном предпринимательстве. (Вариант 1)
- 49. Потери в производственном предпринимательстве. (Вариант 2)
- 50. Потери в финансовом предпринимательстве.
- 51. Управление рисками в страховании. (Вариант 1)
- 51. Управление рисками в страховании. (Вариант 2)
- 52. Виды аудита, стандарты, классификация
- 53. Международный опыт аудиторской деятельности.
- 54. Формы и методы финансового контроля.
- 55. Внутренний финансовый контроль, его цели и задачи.
- 56. Оборот капитала и антикризисное управление.
- 57. Взаимосвязь антикризисного управления и хозяйственного механизма.
- 58. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики.
- 59. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия.
- 60. Механизм антикризисного управления.
- 61. Структура многоуровнего экономического кризиса.
- 62. Особенности российской экономики и антикризисное управление.
- 63. Кризисные процессы Советского периода как предпосылка социально-экономического кризиса России.
- 64. Экономический кризис на уровне отдельного предприятия.
- 65. Экономический кризис на уровне межотраслевых экономических связей.
- 66. Характеристика макроэкономического кризиса.
- 67. Кризисный механизм на уровне мирового хозяйства.
- 68. Пути оздоровления российской экономики.
- 69. Выбор оптимальной экономической системы — основа антикризисного управления.
- 70. Формирование правового пространства антикризисного управления экономикой.
- 71. Пути оздоровления денежного обращения и финансово-кредитной сферы.
- 72. Реформирование системы государственного регулирования экономики.
- 73. Инвестиционные модели антикризисной реструктуризации народного хозяйства России.
- 74. Оптимизация организационной структуры фирмы.