3.4. Построение системы финансового планирования на предприятии
В настоящее время у многих предприятий, которые занимаются внедрением новых или усовершенствованием уже действующих систем финансового планирования, появилось немало проблем. Частично они связаны с недоработками в тех или иных программах, на основе которых строятся эти системы, частично - с недостаточным пониманием финансовыми службами компаний целей и задач, которые призвана решить система финансового планирования, и, главное - основных принципов, на которых она должна создаваться (базироваться). [24]
По нашему мнению, вопрос о том, какие цели и задачи следует выполнять системе финансового планирования на предприятии, должен рассматриваться исходя из интересов собственников компании, которые возлагают его решение на совет директоров и менеджмент данной компании. Первостепенной задачей финансового директора, по нашему мнению, является выявление и анализ наиболее значимых проблем, имеющихся у компании. С этой целью необходимо провести сравнительный анализ значения плановых и фактических показателей текущего года с показателями предыдущего года.
Внутреннее содержание ключевых целей и задач компании и способы их достижения могут изменяться в зависимости от влияния внешних факторов. В связи с этим появляется необходимость предварительного планирования и анализа возможных результатов влияния факторов внешней среды на показатели разрабатываемых финансовых планов предприятия для решения следующих вопросов: выявление проблем, с которыми могут столкнуться как предприятие в целом, так и отдельные его подразделения; осуществление конкретных действий, направленных на решение этих проблем; разработка нового порядка финансового обеспечения деятельности предприятия в изменившихся условиях.
Выделяют следующие принципы разработки системы финансового планирования [24]:
1. Принцип системности или единства. Данный принцип впервые был определён А.Файолем и подразумевал необходимость разработки общего или сводного плана развития предприятия, обеспечивающего взаимодействие подразделений на горизонтальном и вертикальном уровнях. В настоящее время этот принцип признаётся практически всеми финансистами. Вместе с тем несогласованным остаётся следующий вопрос: «Как обеспечить соблюдение принципа системности при разработке долго-, средне- и краткосрочных финансовых планов, а также бизнес-планов для каждого нового инвестиционного проекта?» В условиях, когда финансовая служба занимается планированием деятельности многих производственных подразделений, составление долго-, средне- и краткосрочных финансовых планов для каждого из них становится не просто обременительным, а практически невозможным. Кроме того, проблемной становится идея о разной степени детализации показателей для долго-, средне- и краткосрочных финансовых планов компании. Ведение этих видов финансовых планов с разной степенью детализации значительно снижает мобильность системы финансового планирования, поскольку на любые вносимые в нее изменения необходимо затратить в четыре раза больше времени, так как эти изменения следует вносить не в единую систему финансовых планов, а в разные системы.
2. Принцип согласованности стратегических целей и оперативного управления. Данный принцип, являющийся во многом продолжением принципа системности, подчеркивает, что система ключевых показателей должна быть единой для всех финансовых планов компании, что обеспечит возможность анализа, сопоставления и корректировки стратегических и текущих целей, определённых в виде значений конкретных показателей которые необходимо достичь в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Принцип мобильности. Предусматривает возможность корректировки финансовых планов в случае необходимости при изменении условий деятельности предприятия по объективным причинам.
4. Принцип непрерывности. Означает обеспечение преемственности показателей финансового плана будущего года по отношению к показателям финансового плана текущего года.
5. Принцип стабильности процедур финансового планирования.
6. Принцип напряжённости и достижимости.
7. Принцип распределения ответственности. Планирование статей финансовых планов, исполнение плановых заданий и контроль исполнения должны распределяться между руководителями соответствующих служб и подразделений. Действенность управления должна быть обеспечена привлечением к разработке и контролю исполнения финансовых планов непосредственных исполнителей, персонала соответствующих подразделений.
8. Принцип гибкости. Данный принцип подразумевает, что ключевые показатели финансовых планов целесообразно разрабатывать таким образом, чтобы отразить влияние на них как натуральных, так и стоимостных факторов. Это необходимо для обеспечения проведения анализа и корректировок в ходе составления финансовых планов.
9. Принцип контролируемости статей финансовых планов. Данный принцип подразумевает, что каждая статья финансового плана должна быть контролируемой, т.е. факторы, влияющие на выполнение планового задания по данной статье, должны контролироваться руководителем того или иного подразделения.
10. Принцип существенности. Суть данного принципа заключается в том, что в первую очередь в финансовых планах необходимо выделять и детализировать наиболее существенные статьи расходов, доходов и балансовые статьи.
11. Принцип научности. Данный принцип означает научно-техническую и экономическую обоснованность финансовых планов, обеспечивающую их сбалансированность. В процессе составления финансовых планов должны учитываться последние научные разработки в этой области, достижения научно-технического прогресса. Сказанное означает применение при планировании научно обоснованных норм и нормативов современных методов и методик расчета показателей финансового плана.
жрдтоььь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была проведена работа по совершенствованию бизнес-планирования в современных условиях.
В первой главе были рассмотрены цели и сущность планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать вывод, что этот план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии, является эффективным инструментом управления, помогает предприятию, определять перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.
Вторая глава посвящена разработке бизнес – плана для малого вновь открывающегося предприятия в сфере услуг и оценке его финансово-экономических показателей.
В работе проведены расчеты, свидетельствующие о том, что данный вид деятельности является прибыльным: определена планируемая прибыль за ноябрь – 24 825,6 рубля; рентабельность продукции 50% и продаж 37%, что говорит о выгодности и реальности проекта; определили точку безубыточности. Нам необходимо получать 166 заказов в месяц, после этого предела предприятие начнет приносить прибыль.
Изучены рынки услуг в регионе, проведено описание и анализ конкурентов, проведен прогноз объемов и услуг. На основе этих данных, определен ряд мероприятий необходимых для организации производства, а так же проведены расчеты издержек и себестоимости услуг, рассчитана прибыль предприятия, которую оно будет приносить. Все расчеты свидетельствуют о том, что аптека в указанные сроки сможет расплатиться с банком, выйти на режим самоокупаемости и приносить прибыль.
Это дает возможность организаторам приступать к реальной организации предприятия.
В третьей главе предлагались улучшения по бизнес-планированию, а именно «Оценка рисков и его страхование», план и стратегия развития фирмы, а также узнали о новых способах выработки стратегии и улучшении планирования в короткие сроки. Также был приведен один способ разработки стратегии, который помогает значительно облегчить выбор стратегических программ и сэкономить время. Также были рассчитаны показатели экономической эффективности:
- чистый дисконтированный доход (1341445,97 рублей);
- индекс доходности (6,7);
- срок окупаемости (4 месяца).
Оказалось, что инвестиционный проект эффективен.
В итоге было предложено построение системы финансового планирования.
При выполнении курсовой работы закрепили и углубили практические навыки, развили способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников, систематизировали и обработали учетные данные.
- Введение
- 1. Общетеоретическая часть бизнес-планирования
- 1.1. Цели, функции, виды бизнес-плана
- 1.2 Разработка бизнес-плана
- 1.3 Структура бизнес-плана
- 2. Бизнес-план аптеки ооо «Лекарь»
- 2.1 Резюме
- 2.2. Описание предприятия
- 2.3. Описание услуги
- 2.4. Описание отрасли
- 2.5. Маркетинговый план
- 2.6 Производственный план
- 2.7. Организационная структура
- 2.8. Финансовый план
- 3. Совершенствование бизнес-планирования
- 3.1. Методы анализа рисков:количественные методы
- 3.1.1.Количественный анализ рисков
- 3.1.2. Факторный анализ рисков ооо «лекарь»
- 3.2. Показатели экономической эффективности
- 3.3. Стратегические направления фирмы
- 3.4. Построение системы финансового планирования на предприятии
- Список используемой литературы