logo search
КИПы (2) / 57

1.3.3. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках

По результатам проведенных анализов Чувашским УФАС России основных товарных рынков (фармацевтического рынка, рынка нефтепродуктов, рынков муки, хлеба, молока, кирпича, железобетонных изделий, нерудных строительных материалов) установлено недостаточное развитие основных социально-значимых рынков товаров (работ, услуг), которые монополизированы, хозяйствующие субъекты неравномерно присутствуют на рынках.

Рынок нефтепродуктов. Локальные рынки розничной реализации нефтепродуктов Чувашской Республики, в т.ч и в г.Новочебоксарске, высоко концентрированные. На локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов в г.Новочебоксарске долю более чем 35% имеют ОАО «Чувашнефтепродукт» (по реализации все марок бензина и дизельного топлива) и Чувашский филиал ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» (по реализации дизельного топлива, которые занимают лидирующее положение.

Нерудные строительные материалы. Рассматриваемый товарный рынок также является высоко концентрированным. ОАО «Новочебоксарский грузовой порт» занимает доминирующее положение с долей на рынке розничной реализации нерудных строительных материало 99,9 %.

Рынок кирпича. Рассчитанные коэффициенты рыночной концентрации свидетельствуют, что рынок реализации глиняного (керамического) кирпича является двысоко концентрированным. Доля ОАО «Новочебоксарский завод строительных материалов» в объеме товарного рынка реализации кирпича на территории Чувашской Республики составляет 10,2%

Рынок муки и хлеба. На рынке реализации муки пшеничной Чувашской Республики в разрезе районов наибольшую долю занимает ГУП ЧР «Чувашхлебопродукт», кроме г. Новочебоксарска, в котором ООО «Чебоксарский мельник» занимал в 2007 году 87,76%, а в 2008 году – 93,74%.

На рынке реализации ржаной муки Чувашской Республики в разрезе районов наибольшую долю также занимает ГУП ЧР «Чувашхлебопродукт», кроме г. Новочебоксарска, в котором ИП Юрусов А.Н. занимал в 2007 году 85,31%, а в 2008 году – 100,0%.

Рассчитанные коэффициенты рыночной концентрации свидетельствуют о высокой концентрированности рынка.

На рынке пшеничного хлеба в пяти районах республики в 2007 году выделен единственный поставщик данного вида продукции. Так, в Моргаушском и Козловском районах ОАО «Новочебоксарский хлебозавод» занимал долю 100%. Что свидетельствует о высокой концентрации рынка хлеба. По результатам анализа ОАО «Новочебоксарский хлебозавод» включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%, занимающее доминирующее положение на рынке оптовой реализации хлеба ржаного и хлеба пшеничного Козловского района (в т.ч. г. Козловка) и в г. Новочебоксарск.

Фармацевтический рынок. В Чувашской Республике на 1 января 2008 г. было действовало 362 аптечных учреждения, из них 17 принадлежит ГУП «Аптека № 97 г.Новочебоксарск». Наибольшее развитие конкуренция получила на 5 локальных рынках республики на 5 локальных рынках городских округов, в том числе и г.Новочебоксарск.

Розничной реализацией лекарственных средств на территории г.Новочебоксарск в настоящее время занимается 7 хозяйствующий субъектов. Крупными участниками рынка являются ГУП ЧР «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии, ООО «Добрый аптекарь», ООО «Аптечная сеть «Фарм-Эн», доли которых соответственно 49,27%. 19,88% и 10,89%.

На основе анализа применения коэффициента рыночной концентрации можно говорить о высоком уровне концентрации товарного рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Нарушения со стороны субъектов естественных монополий в части ограничения доступа предприятий, к товарам и услугам естественных монополий Чувашским УФАС не выявлялись.

С учетом проведенного анализа необходимо дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в г.Новочебоксарск за счет развития конкуренции на социально значимых рынках.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

- сокращение административных барьеров при оформлении и разрешительных регистрационных документов;

- формирование и усовершенствование информационной и технологической инфраструктуры;

- обеспечение равного доступа организаций к рынку социально-значимых товаров (работ, услуг);

- повышение информационной прозрачности деятельности администрации г.Новочебоксарска, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

- сокращение прямого участия администрации г.Новочебоксарска в хозяйственной деятельности.

Необходимо осуществление комплекса мероприятий, предусматривающего:

- периодическое обследование и мониторинг состояния конкурентной среды на рынках социально значимых товаров (работ, услуг), выявление и устранение ограничений по доступу производителей на рынки, размещение информации на официальном сайте;

- проведение совместных контрольных проверок в части ограничения конкуренции;

- проведение опросов хозяйствующих субъектов для выявления степени удовлетворенности состоянием конкурентной среды для принятия дополнительных мер по развитию конкуренции;

- разработку и принятие среднесрочных отраслевой схемы размещения объектов торговли и общественного питания;

- организацию постоянно обновляющегося раздела на сайте администрации для размещения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, о предоставленных и имеющихся земельных участках под строительство;

- разработку и реализацию плана перехода на предоставление муниципальных услуг, оказываемых предпринимателям и организациям города по вопросам регистрации и получения разрешительных документов на осуществление предпринимательской деятельности в электронном виде и т.д.

Решение этих мероприятий позволит:

- обеспечить поступательное развитие малого и среднего предпринимательства, повышение инвестиционной активности на территории г.Новочебоксарска;

- обеспечить общее улучшение конкурентной среды на рынках социально значимых товаров (работ и услуг);

- увеличить количество малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных видах экономических деятельности.