1.4.1. Жилищный фонд
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства города, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки, что привело к ряду проблем, основными из которых являются:
недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии.
Проблема усугубляется большими объемами накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.
Дебиторская задолженность жилищно-коммунальных предприятий города по состоянию на 01.01.2010 г. составила 297,3 млн. рублей, из них:
задолженность предприятий ЖКХ – 33,7 млн. руб.;
задолженность населения – 224,3 млн. руб.;
Кредиторская задолженность– 272,2 млн. руб.
поставщикам топлива и энергии – 150,1 млн. руб.;
бюджетам по налогам и сборам – 30,3 млн. руб.;
Жилищный фонд города Новочебоксарска составляет на 01.01.2010 г. - 2440,7 тыс.кв. метров общей площади и представляет собой капитальный фонд в 5 - 10 этажей. Ведомственный жилищный фонд отсутствует. Жилая застройка оборудована на 100% водопроводом, канализацией, центральным отоплением и горячим водоснабжением, на 98,6%- сетевым газом, на 1,4% - напольными электроплитами.
Жилищный фонд г. Новочебоксарска можно охарактеризовать как более благоустроенный по сравнению с другими городами Чувашской Республики.
Техническая характеристика жилищного фонда
1. По годам возведения
1946-1970 – 116 домов
1971-1995 – 331 дом
После 1995 – 72 дома
2. Этажность домов
11-ти – 1 дом
10-ти этажных – 19 домов
9-ти этажных – 154 домов
7-ми этажных – 2 дома
6-ти этажных- 6 домов
5-ти этажных – 301 дом
4-х этажных – 27 домов
2-х этажный –9 домов
1-этажный -1 дом
3. Оборудовано лифтами -184 жилых дома
4.Оборудовано мусоропроводами – 292 жилых домов
Основной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат.
Принятый в 2007 году 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» активизировал работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города, а именно:
увеличилось создание товариществ собственников жилья не только за счет вновь введенных в эксплуатацию МКД, но в старом жилищном фонде;
созданы новые частные управляющих организаций по управлению МКД;
По способу управления МКД распределились так:
управляющие компании – 447 МКД (МУП -64 МКД; ООО -380 МКД, из них 3 МКД – Госжилфонд);
ТСЖ – 72 дома.
Таблица 15
№ | Наименование мероприятия | 01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2010 |
1 | Количество МКД | 500 | 510 | 519 |
2 | Управляющие организации, всего в том числе: | 4 | 6 | 7 |
Муниципальные | 2 | 1 | 1 | |
Частные | 2 | 5 | 6 | |
3 | ТСЖ | 49 | 53 | 72 |
Администрацией города выполнена работа по формированию и проведению за счет средств местных бюджетов государственного кадастрового учета земельных участков на территории города, на которых расположены многоквартирные дома.
Доля организаций коммунального комплекса частной формы собственности осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод в общем количестве организаций коммунального комплекса, составляет 73%.
Проведенные мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволили городу войти в республиканскую адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2009 г.
Анализ выполнения капитального ремонта МКД в 2009 году приведен ниже:
Капитальный ремонт проходил в 39 МКД на общую сумму 148 796,73 тыс. руб.
Общая площадь капитально отремонтированных жилых домов —167649, 9 м2
Площадь отремонтированных фасадов – 980,0 м2
Площадь отремонтированных крыш (кровель) — 37 431,00 м2
Ремонт и замена инженерного оборудования – на сумму - 99 320 092,00 руб.
Ремонт фасадов на сумму 346 743,00 руб.
Ремонт крыши и кровли на сумму 38 697 266,00 руб.
Ремонт и замена лифтового оборудования — 10 единица
Новочебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики 15.11.2007 г. № С 35-2 утвердило «Программу капитального ремонта многоквартирных домов города Новочебоксарска на 2008 – 2012 годы». В 2008 был проведен капитальный ремонт МКД только на финансовые средства местного бюджета на общую сумму 19 222 тыс. руб., в результате которого на 19 домах отремонтирована кровля, а в 2 домах произведена замена стояков ХГВС.
За счет возможного выделения субъекту РФ средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» город планирует принять участие в капитальном ремонте МКД и:
в 2010 году отремонтировать 35 МКД на общую сумму -140 609 тыс. рублей, из них, за счет Фонда содействия реформирования ЖКХ 109 675 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики -13147,2 тыс. руб., за счет бюджета г. Новочебоксарска в сумме 10756,8 тыс.руб., за счет средств населения в сумме 7030 тыс. рублей.
В 2011 году отремонтировать 38 МКД на общую сумму -146856 тыс. рублей, из них, за счет Фонда содействия реформирования ЖКХ 114548 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики -13902,9 тыс. руб., за счет бюджета г. Новочебоксарска в сумме 11375,1 тыс. руб., за счет средств населения в сумме 7030 тыс. рублей.
В соответствии с нормативами ежегодно должно ремонтироваться 4-5 % всего жилищного фонда. В настоящеевремя ремонтируется только 1,2% от общей площади жилищного фонда, т.е. интенсивно возрастает недоремонт жилищного фонда, который ускоряет его износ. Не производится комплексный капитальный ремонт домов. В городе 34% многоквартирных жилых домов, что составляет 176 ед., имеют износ от 31 до 65%. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов грузопассажирские лифты в жилых домах по истечении 25 лет эксплуатации должны меняться или модернизироваться. В жилых домах города функционируют 528 лифтов, из них истек нормативный срок эксплуатации 94 лифтов. Количество лифтов, эксплуатирующихся с системами диспетчерского контроля, не соответствующими ПУБЭЛ составляет 188.
Многолетние отсрочки реализации рыночной реформы в жилищно-коммунальной сфере привели к тому, что жилищный фонд, испытывавший недостаток инвестиций на проведение капитального ремонта и недостаток финансирования текущего ремонта, находится в худшем состоянии, чем, если бы реформы начались одновременно с другими отраслями и были последовательно воплощены в жизнь.
Для создания условий для приведения жилищного фонда в соответствии с санитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные и безопасные условия проживания необходимо проведения капитального ремонта
в 2010 году – 65 домов/317,85 тыс.м2;
в 2011-2012-115домов/562,35 тыс. м2;
в 2013-2015 – 118 домов/577,02 тыс.м2;
в 2016-2020 – 125/611 тыс.м2;
Одним из направлений реформирования ЖКХ является снижение издержек. В данном направлении ведется целенаправленная работа:
готовится новая городская программа энергосбережения;
согласно ФЗ-261 «Об энергосбережении» ведется строительство жилого фонда по новым СниПам с установкой соответствующих приборов учета по видам коммунальных услуг; установлены приборы учета тепловой энергии и других ресурсов на всех отдельно стоящих объектах соцкультбыта.
В г. Новочебоксарск реализуется Программа учета и регулирования потребления тепловой энергии, внедрения автоматизированной системы диспетчеризации в жилых домах города. Реализация Программы осуществляется в два этапа. В 2007 году закончен первый этап выполнения мероприятий Программы.
Работа по установке приборов учета тепловой энергии на имеющемся жилом фонде практически закончена. Осталось нерешенным вопрос установки приборов учета тепловой энергии в домах, где технически их установка возможна только на группу МКД и непосредственно в тепловом узле после его реконструкции (Ивановский микрорайон – 5 домов не оборудовано счетчиками учета тепловой энергии).
Таблица 16
по состоянию на 01.01.2010 г.
Кол-во домов | Наличие приборов учета на вводе в дом | Потребность в приборах учета на вводе в дом | ||||||
ХВС | Теплоэнер. | ГВС | э/э | ХВС | Теплоэнер. | ГВС | э/э | |
519 | 77 | 510 | 514 | 790 | 443 | 7 | 7 | 1 |
Сроки реализации второго этапа Программы – 2008 – 2013 гг. В рамках реализации 2 этапа данной программы в городе на сегодня оборудовано 88 узлов регулирования системы горячего водоснабжения в жилых домах. В результате проведенных мероприятий значительно улучшаться условия проживания в жилищном фонде города. Параллельно население активно работает по установке индивидуальных (поквартирных приборов) учета потребления холодной и горячей воды.
На 01.01.2010 г. из 45013 жилых квартир в МКД города -16 551 жилых квартир полностью оборудованы индивидуальными приборами учета энергоресурсов.
Наличие поквартирных приборов учета
ХВС - 20485 ед.
ГВС – 40170 ед.
Э/энергии – 44860 ед.
В городе разрабатывается программа установки общедомовых приборов учета на ХВС. В настоящее время их необходимо установить на 443 МКД. Рассматривается совместно с МУП «Водоканал» установка данных приборов и их диспетчеризация.
Диспетчеризация лифтового хозяйства города завершена. В настоящее время необходима разработка городской программы «Лифты».
Основные задачи на 2010-2012 годы и до 2020 года:
1. Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. Создание организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах с долей участия в уставном капитале города Новочебоксарска не более чем двадцать пять процентов и доведение их доли до восьмидесяти процентов от общего числа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и содержание, ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
2. Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.
3. Развитие системы ресурсо- и энергосбережения.
Установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов. Принятие НПА с обязательством собственников устанавливать индивидуальные приборы учета.
Организация энергетических аудитов на предмет выявления сверхнормативных потерь и ведение статистической отчетности по рациональному использованию энергоресурсов, оформление энергетических паспортов МКД.
4. Развитие систем коммунальной инфраструктуры города
Строительство третьего центра питания с трансформаторами электрической мощностью не менее 25 МВт, поскольку имеющихся мощностей центров питания в ближайшей перспективе будет недостаточно, чтобы покрыть все более растущие потребности потребителей электроэнергии.
Инвестиционная программа по МУП «Водоканал».
Разработка инвестиционной программы модернизацию лифтового хозяйства в 2011-2016 гг. 94 единицы на сумму 167413 тыс. руб. (цена 2010 года).
Строительство полигона для вывоза ТБО.
Разработке единой муниципальной базы информационных ресурсов.
Инвентаризация внутридомовых газовых сетей и газового оборудования.
Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.
5. Восстановление темпов роста жилищного строительства путем:
- разработки и утверждения проектов планировок новых жилых микрорайонов;
- сокращения сроков оформления земельных участков под жилищное строительство;
- сокращения расходов на технологическое присоединение к объектам энерго-, газо-, водо-, теплоснабжения;
- содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры в зонах жилищного строительства;
- осуществления государственной поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
6. Содействие образованию коммерческих коммунальных организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство в целях привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
- 2012 Годы и на период до 2020 года
- Паспорт Комплексного инвестиционного плана развития г. Новочебоксарска на 2010-2012 годы и на период до 2020 года
- Введение
- I. Анализ текущей социально-экономической ситуации города Новочебоксарска
- 1.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения муниципального образования
- 1.1.1. Демографическая ситуация
- Динамика демографических показателей г.Новочебоксарска за 2006-2009 гг.
- Отдельные показатели, характеризующие качество жизни населения
- 1.1.2. Рынок труда и занятость населения. Уровень жизни населения.
- Рынок труда, занятость и доходы населения города
- 1.2. Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующих предприятий. Выявление критических рисков
- Отдельные показатели градообразующих предприятий в 2009 году
- Основные производственные показатели оао «Химпром»
- Показатели деятельности оао «Перкарбонат»
- Финансово-экономические показатели ведущих предприятий
- 1.3. Местная промышленность и малый бизнес. Характеристика экономического состояния и диагностика платежеспособного спроса на работы (услуги) этого сектора
- 1.3.1. Местная промышленность
- Структура обрабатывающих производств за 2009 год
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
- Основные социально - экономические показатели Чувашской Республики и г.Новочебоксарска
- Отдельные показатели развития организаций обрабатывающих производств города Новочебоксарск за 2009 год
- 1.3.2. Малый бизнес
- Показатели деятельности малых и средних предприятий
- Оборот малых предприятий г.Новочебоксарска, млн.Рублей
- Показатели состояния торговли по г.Новочебоксарску
- Показатели состояния общественного питания г.Новочебоксарска
- 1.3.3. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках
- 1.4. Инженерная и социальная инфраструктура. Анализ кадровой, материально-технической и финансовой обеспеченности в системообразующих отраслях социальной сферы
- 1.4.1. Жилищный фонд
- 1.4.2. Дороги
- 1.4.3. Здравоохранение
- Показатели стационарной помощи в динамике за 2006-2009 годы
- 1.4.4. Образование
- Дошкольные образовательные учреждения укомплектованы педагогическими кадрами
- 1.4.5. Культура
- 1.4.6. Спорт
- 1.5. Анализ состояния бюджетной системы, в том числе доходной базы, выявление критических рисков для исполнения бюджетных обязательств
- 1.5.1. Бюджетная система
- Исполнение бюджета по доходам в 2008 и 2009 годах
- Показатели исполнения бюджета города по расходам, млн. Рублей
- 1.5.2. Управление городом
- Swot-анализ г. Новочебоксарска
- II. Цели, задачи и основные возможные сценарии реализации поставленных целей, согласованных со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года
- Основные показатели модернизации градообразующих организаций г. Новочебоксарска в 2010-2020 годах
- Прогноз основных направлений диверсификации промышленного комплекса города Новочебоксарска (по инерционному варианту, при сохранении существующих объемов государственной поддержки)
- Динамика объемов отгруженной продукции в действующих ценах
- III. Стратегические направления и мероприятия по реализации комплексного инвестиционного плана развития города Новочебоксарска
- 3.3. Развитие предпринимательства
- Мероприятия по информационно-консультационному обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства
- Мероприятия по созданию системы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации муниципальных заказов
- 3.4. Последовательное повышение качества жизни населения
- Уровень обеспеченности кадрами для реализации инвестиционных проектов на 2010 год
- Мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда
- IV. Система управления Комплексным инвестиционным планом развития г.Новочебоксарска
- Структура управления Комплексным инвестиционным планом развития города Новочебоксарска Чувашской Республики
- V. Ожидаемые результаты
- Приложение №1 Динамика создания новых рабочих мест в г. Новочебоксарске в 2010-2020 годах
- Приложение №2
- Приложение №3
- Показатели реализации инвестиционных проектов в рамках территории опережающего развития «Хевел айламе» (солнечная долина)
- Сводные показатели деятельности потенциальных резидентов в рамках территории опережающего развития «Хевел айламе» (солнечная долина)
- Показатели реализации инвестиционных проектов
- Перечень объектов инженерной инфраструктуры территории опережающего развития, вводимых в 2010 году
- Показатели реализации инвестиционных проектов на базе Технопарка «Интеграл»
- Приложение №4 Финансирование проекта «Реконструкция биологических очистных сооружений города Новочебоксарска»
- Приложение №5
- Инвестиционный проект «Реконструкция биологических очистных сооружений»
- Количество создаваемых рабочих мест – 25
- Инвестиционный проект «Строительство завода по производству акриловых ванн и логистического центра компании»
- 26 Субъектов малого бизнеса и более 300 рабочих мест
- Количество создаваемых рабочих мест – 45
- Инвестиционный проект
- Приложение №6
- Под угрозой увольнения в 2010 году
- Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы
- Содействие трудоустройству инвалидов в организациях в Чувашской Республике в 2010 году
- Мероприятия Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год по г.Новочебоксарск
- Приложение №7 Перечень государственных (муниципальных) и иных услуг, предоставляемых в мфц г.Новочебоксарска
- Приложение №8