II. Цели, задачи и основные возможные сценарии реализации поставленных целей, согласованных со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года
При разработке Комплексного плана г.Новочебоксарска применен подход «от будущего к настоящему». В отличие от подхода, предполагающего формирование плана исходя из сложившихся тенденций настоящего времени, он ориентирован на постановку целей и выбор направлений и механизмов, которые в наибольшей степени обеспечивают достижение желаемого будущего. Такой подход используется в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в стратегических документах многих регионов и городов страны.
Разработанная система стратегических целей и задач социально-экономического развития, критериев их достижения определяет образ желаемого будущего города Новочебоксарска учитывает, с одной стороны, существующие проблемы, определяемые особенностями, внутренними и внешними факторами развития города (т.е. является проблемно ориентированной для их преодоления), а с другой – обеспечивает адекватный ответ на долгосрочные вызовы, порождаемые как внешними, так и внутренними факторами.
Основной целью Комплексного плана города Новочебоксарска является стабилизация социально-экономического положения города Новочебоксарска, обеспечивающая в перспективе базис для устойчивого экономического роста, создание условий для развития предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы, и как следствие, содействовать решению проблемы занятости, повышению бюджетной устойчивости моногорода.
Исходя из поставленной цели в качестве важнейших задач развития города определены:
диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет их реструктуризации и модернизации производства, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижение энергоемкости продукции и повышение конкурентоспособности производства;
создание условий для развития реального сектора экономики через:
- развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города;
- формирование территории опережающего развития с развитой инженерной инфраструктурой;
- активизацию процессов финансового оздоровления организаций;
- профессиональную ориентацию населения и учебных учреждений профессионального образования требованиям рынка труда;
содействие в создании новых и развитии существующих предприятий малого и среднего бизнеса за счет:
- создание режима наибольшего благоприятствования и снятие административных барьеров для развития предпринимательства;
- оказания форм имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки;
последовательное повышение качества жизни населения путем:
- снижения социальной напряженности, вследствие создания новых рабочих мест, содействия самозанятости, роста доходов населения и оказания мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;
- развития новых форм оказания муниципальных и государственных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта и других социально-значимых сферах;
- восстановления темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, включая разработку проектов планировок новых жилых микрорайонов, сокращение сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан;
- содействия созданию коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;
- повышение уровня экологической безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие: технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды; строительства объездной дороги для грузового транспорта; реконструкции и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения.
При выработке видения желаемого будущего г.Новочебоксарска и выборе целей дальнейшего развития были разработаны и проанализированы два сценария развития города Новочебоксарска: инновационный (с учетом предоставления государственной поддержки, оказанной в максимальном объеме) и инерционный (при сохранении существующих объемов государственной поддержки).
Первый вариант - «Инновационный».
Переход к активной политике диверсификации экономики моногорода Новочебоксарска. Предполагается осуществление активной деятельности по формированию благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, обеспечению активного развития туристической инфраструктуры, созданию инновационных производств.
Социально-экономический эффект при реализации сценария значительно выше не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе, а также за пределами планируемого периода (таблица 22).
Таблица 22
Прогноз основных направлений диверсификации промышленного комплекса города Новочебоксарска (по инновационному пути развития с учетом предоставления государственной поддержки оказанной в максимальном объеме)
млрд.рублей
Наименование показателя | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 |
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг - всего | 9,2 | 10,5 | 12,7 | 15,9 | 25,0 | 33,0 | 45,0 | 72,0 |
в том числе за счет проводимых мероприятий: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Создание территории опережающего развития | х | х | х | 1,4 | 8,8 | 15,0 | 25,5 | 46,0 |
Модернизации градообразующих организаций и внедрения высокотехнологических проектов | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 8,9 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 16,0 |
Повышения эффективности действующих и создание новых организаций | 3,2 | 3,5 | 4,7 | 5,6 | 6,2 | 7,0 | 7,5 | 10,0 |
При инновационном пути развития с максимально оказанной государственной поддержкой прогнозируемый объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предположительно составит: в 2010 г. - 10,5 млрд. рублей; в 2011 г. - 12,7 млрд. рублей; в 2012 г. -15,9 млрд. рублей; в 2013 г. - 25 млрд. рублей; в 2014 г. - 33 млрд. рублей; в 2015 г. - 45 млрд. рублей; в 2020 г. - 72 млрд. рублей.
При этом в 2009 г. данный показатель составил 9,2 млрд. рублей. Таким образом, инновационный сценарий развития предполагает, что за первые пять лет к 2015 году объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг вырастет более чем в 3,5 раза (и составит 33 млрд. рублей.), а в 2020 году этот показатель увеличится по сравнению с 2009 годом почти в 8 раз и составит 72,0 млрд. рублей.
Столь значительный рост объемов отгруженной продукции, выполненных работ и услуг к 2020 г., в значительной степени будет обеспечен созданием новой территории опережающего развития, целью которой является развитие обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие городской инфраструктуры.
К примеру, если до 2011 года включительно, территория опережающего развития в структуре рассматриваемого показателя (объема отгруженной продукции, выполненных работ и услуг) даже не рассматривается, то в 2012 году ее доля уже составит 8%, в 2015 году переступит порог существенности в 50%, а в 2020 году уже будет давать 64% от общего объема производства.
За счет модернизации градообразующих организаций и внедрения высокотехнологичных проектов объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг также увеличится в абсолютном выражении с 6 млрд. рублей в 2009 году до 16 млрд. рублей в 2020 г. и продемонстрирует рост за рассматриваемый период на 166% или в 2,5 раза.
Таблица 23
- 2012 Годы и на период до 2020 года
- Паспорт Комплексного инвестиционного плана развития г. Новочебоксарска на 2010-2012 годы и на период до 2020 года
- Введение
- I. Анализ текущей социально-экономической ситуации города Новочебоксарска
- 1.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения муниципального образования
- 1.1.1. Демографическая ситуация
- Динамика демографических показателей г.Новочебоксарска за 2006-2009 гг.
- Отдельные показатели, характеризующие качество жизни населения
- 1.1.2. Рынок труда и занятость населения. Уровень жизни населения.
- Рынок труда, занятость и доходы населения города
- 1.2. Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующих предприятий. Выявление критических рисков
- Отдельные показатели градообразующих предприятий в 2009 году
- Основные производственные показатели оао «Химпром»
- Показатели деятельности оао «Перкарбонат»
- Финансово-экономические показатели ведущих предприятий
- 1.3. Местная промышленность и малый бизнес. Характеристика экономического состояния и диагностика платежеспособного спроса на работы (услуги) этого сектора
- 1.3.1. Местная промышленность
- Структура обрабатывающих производств за 2009 год
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
- Основные социально - экономические показатели Чувашской Республики и г.Новочебоксарска
- Отдельные показатели развития организаций обрабатывающих производств города Новочебоксарск за 2009 год
- 1.3.2. Малый бизнес
- Показатели деятельности малых и средних предприятий
- Оборот малых предприятий г.Новочебоксарска, млн.Рублей
- Показатели состояния торговли по г.Новочебоксарску
- Показатели состояния общественного питания г.Новочебоксарска
- 1.3.3. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках
- 1.4. Инженерная и социальная инфраструктура. Анализ кадровой, материально-технической и финансовой обеспеченности в системообразующих отраслях социальной сферы
- 1.4.1. Жилищный фонд
- 1.4.2. Дороги
- 1.4.3. Здравоохранение
- Показатели стационарной помощи в динамике за 2006-2009 годы
- 1.4.4. Образование
- Дошкольные образовательные учреждения укомплектованы педагогическими кадрами
- 1.4.5. Культура
- 1.4.6. Спорт
- 1.5. Анализ состояния бюджетной системы, в том числе доходной базы, выявление критических рисков для исполнения бюджетных обязательств
- 1.5.1. Бюджетная система
- Исполнение бюджета по доходам в 2008 и 2009 годах
- Показатели исполнения бюджета города по расходам, млн. Рублей
- 1.5.2. Управление городом
- Swot-анализ г. Новочебоксарска
- II. Цели, задачи и основные возможные сценарии реализации поставленных целей, согласованных со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года
- Основные показатели модернизации градообразующих организаций г. Новочебоксарска в 2010-2020 годах
- Прогноз основных направлений диверсификации промышленного комплекса города Новочебоксарска (по инерционному варианту, при сохранении существующих объемов государственной поддержки)
- Динамика объемов отгруженной продукции в действующих ценах
- III. Стратегические направления и мероприятия по реализации комплексного инвестиционного плана развития города Новочебоксарска
- 3.3. Развитие предпринимательства
- Мероприятия по информационно-консультационному обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства
- Мероприятия по созданию системы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации муниципальных заказов
- 3.4. Последовательное повышение качества жизни населения
- Уровень обеспеченности кадрами для реализации инвестиционных проектов на 2010 год
- Мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда
- IV. Система управления Комплексным инвестиционным планом развития г.Новочебоксарска
- Структура управления Комплексным инвестиционным планом развития города Новочебоксарска Чувашской Республики
- V. Ожидаемые результаты
- Приложение №1 Динамика создания новых рабочих мест в г. Новочебоксарске в 2010-2020 годах
- Приложение №2
- Приложение №3
- Показатели реализации инвестиционных проектов в рамках территории опережающего развития «Хевел айламе» (солнечная долина)
- Сводные показатели деятельности потенциальных резидентов в рамках территории опережающего развития «Хевел айламе» (солнечная долина)
- Показатели реализации инвестиционных проектов
- Перечень объектов инженерной инфраструктуры территории опережающего развития, вводимых в 2010 году
- Показатели реализации инвестиционных проектов на базе Технопарка «Интеграл»
- Приложение №4 Финансирование проекта «Реконструкция биологических очистных сооружений города Новочебоксарска»
- Приложение №5
- Инвестиционный проект «Реконструкция биологических очистных сооружений»
- Количество создаваемых рабочих мест – 25
- Инвестиционный проект «Строительство завода по производству акриловых ванн и логистического центра компании»
- 26 Субъектов малого бизнеса и более 300 рабочих мест
- Количество создаваемых рабочих мест – 45
- Инвестиционный проект
- Приложение №6
- Под угрозой увольнения в 2010 году
- Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы
- Содействие трудоустройству инвалидов в организациях в Чувашской Республике в 2010 году
- Мероприятия Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год по г.Новочебоксарск
- Приложение №7 Перечень государственных (муниципальных) и иных услуг, предоставляемых в мфц г.Новочебоксарска
- Приложение №8