logo
КИПы (2) / 57

II. Цели, задачи и основные возможные сценарии реализации поставленных целей, согласованных со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года

При разработке Комплексного плана г.Новочебоксарска применен подход «от будущего к настоящему». В отличие от подхода, предполагающего формирование плана исходя из сложившихся тенденций настоящего времени, он ориентирован на постановку целей и выбор направлений и механизмов, которые в наибольшей степени обеспечивают достижение желаемого будущего. Такой подход используется в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в стратегических документах многих регионов и городов страны.

Разработанная система стратегических целей и задач социально-экономического развития, критериев их достижения определяет образ желаемого будущего города Новочебоксарска учитывает, с одной стороны, существующие проблемы, определяемые особенностями, внутренними и внешними факторами развития города (т.е. является проблемно ориентированной для их преодоления), а с другой – обеспечивает адекватный ответ на долгосрочные вызовы, порождаемые как внешними, так и внутренними факторами.

Основной целью Комплексного плана города Новочебоксарска является стабилизация социально-экономического положения города Новочебоксарска, обеспечивающая в перспективе базис для устойчивого экономического роста, создание условий для развития предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы, и как следствие, содействовать решению проблемы занятости, повышению бюджетной устойчивости моногорода.

Исходя из поставленной цели в качестве важнейших задач развития города определены:

- развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города;

- формирование территории опережающего развития с развитой инженерной инфраструктурой;

- активизацию процессов финансового оздоровления организаций;

- профессиональную ориентацию населения и учебных учреждений профессионального образования требованиям рынка труда;

- создание режима наибольшего благоприятствования и снятие административных барьеров для развития предпринимательства;

- оказания форм имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки;

- снижения социальной напряженности, вследствие создания новых рабочих мест, содействия самозанятости, роста доходов населения и оказания мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;

- развития новых форм оказания муниципальных и государственных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта и других социально-значимых сферах;

- восстановления темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, включая разработку проектов планировок новых жилых микрорайонов, сокращение сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

- содействия созданию коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

- повышение уровня экологической безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие: технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды; строительства объездной дороги для грузового транспорта; реконструкции и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения.

При выработке видения желаемого будущего г.Новочебоксарска и выборе целей дальнейшего развития были разработаны и проанализированы два сценария развития города Новочебоксарска: инновационный (с учетом предоставления государственной поддержки, оказанной в максимальном объеме) и инерционный (при сохранении существующих объемов государственной поддержки).

Первый вариант - «Инновационный».

Переход к активной политике диверсификации экономики моногорода Новочебоксарска. Предполагается осуществление активной деятельности по формированию благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, обеспечению активного развития туристической инфраструктуры, созданию инновационных производств.

Социально-экономический эффект при реализации сценария значительно выше не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе, а также за пределами планируемого периода (таблица 22).

Таблица 22

Прогноз основных направлений диверсификации промышленного комплекса города Новочебоксарска (по инновационному пути развития с учетом предоставления государственной поддержки оказанной в максимальном объеме)

млрд.рублей

Наименование

показателя

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2020

Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг - всего

9,2

10,5

12,7

15,9

25,0

33,0

45,0

72,0

в том числе за счет проводимых мероприятий:

Создание территории опережающего развития

х

х

х

1,4

8,8

15,0

25,5

46,0

Модернизации градообразующих организаций и внедрения высокотехнологических проектов

6,0

7,0

8,0

8,9

10,0

11,0

12,0

16,0

Повышения эффективности действующих и создание новых организаций

3,2

3,5

4,7

5,6

6,2

7,0

7,5

10,0

При инновационном пути развития с максимально оказанной государственной поддержкой прогнозируемый объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предположительно составит: в 2010 г. - 10,5 млрд. рублей; в 2011 г. - 12,7 млрд. рублей; в 2012 г. -15,9 млрд. рублей; в 2013 г. - 25 млрд. рублей; в 2014 г. - 33 млрд. рублей; в 2015 г. - 45 млрд. рублей; в 2020 г. - 72 млрд. рублей.

При этом в 2009 г. данный показатель составил 9,2 млрд. рублей. Таким образом, инновационный сценарий развития предполагает, что за первые пять лет к 2015 году объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг вырастет более чем в 3,5 раза (и составит 33 млрд. рублей.), а в 2020 году этот показатель увеличится по сравнению с 2009 годом почти в 8 раз и составит 72,0 млрд. рублей.

Столь значительный рост объемов отгруженной продукции, выполненных работ и услуг к 2020 г., в значительной степени будет обеспечен созданием новой территории опережающего развития, целью которой является развитие обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие городской инфраструктуры.

К примеру, если до 2011 года включительно, территория опережающего развития в структуре рассматриваемого показателя (объема отгруженной продукции, выполненных работ и услуг) даже не рассматривается, то в 2012 году ее доля уже составит 8%, в 2015 году переступит порог существенности в 50%, а в 2020 году уже будет давать 64% от общего объема производства.

За счет модернизации градообразующих организаций и внедрения высокотехнологичных проектов объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг также увеличится в абсолютном выражении с 6 млрд. рублей в 2009 году до 16 млрд. рублей в 2020 г. и продемонстрирует рост за рассматриваемый период на 166% или в 2,5 раза.

Таблица 23