logo
КИПы (2) / 57

V. Ожидаемые результаты

Предусмотренная Комплексным планом активная экономическая политика, направленная на задействование основных факторов динамичного развития экономики, обеспечит неуклонное повышение качества жизни населения темпами выше среднереспубликанских.

Основными результатами реализации Комплексного плана станут:

- развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города;

- формирование территории опережающего развития с развитой инженерной инфраструктурой;

- активизацию процессов финансового оздоровления организаций;

- профессиональную ориентацию населения и учебных учреждений профессионального образования требованиям рынка труда;

- создание режима наибольшего благоприятствования и снятие административных барьеров для развития предпринимательства;

- оказания форм имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки;

- снижения социальной напряженности, вследствие создания новых рабочих мест, содействия самозанятости, роста доходов населения и оказания мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;

- развития новых форм оказания муниципальных и государственных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта и других социально-значимых сферах;

- восстановления темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, включая разработку проектов планировок новых жилых микрорайонов, сокращение сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

- содействия созданию коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

- повышение уровня экологической безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие: технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды; строительства объездной дороги для грузового транспорта; реконструкции и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения.

В результате реализации Комплексного плана предусматривается обеспечить:

стабилизацию и рост объемов промышленного производства (объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства в 2020 году достигнет 72000 млн. рублей, объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства градообразующими предприятиями в 2020 году составит 16000 млн. рублей);

сохранение существующих и создание дополнительных рабочих мест (общее количество дополнительно создаваемых постоянных рабочих мест в период эксплуатации проектов к 2020 году достигнет 12850 человек);

снижение уровня безработицы (уровень зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании в 2020 году составит не более 1,27%);

снижение доли работающих на градообразующих предприятиях от численности экономически активного населения муниципального образования в 2020 году составит 5,8%;

снижение доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства, в том числе за счет выпуска новых видов продукции в 2020 году составит 22,2%;

общий объем дополнительных поступлений от проектов в муниципальный бюджет в 2020 году составит 3370 млн. рублей;

объем привлеченных внебюджетных инвестиций в 2020 году - 13825 млн.рублей.

В долгосрочной перспективе реализация плановых мероприятий позволит диверсифицировать экономику города, создать необходимую инфраструктуру для комфортной жизнедеятельности населения, что будет способствовать закреплению населения в моногороде (доля малого и среднего бизнеса в общегородском объеме отгруженных товаров собственного производства организаций к 2020 году сложится 35,1%; доля работающих на малых предприятиях от численности экономически активного населения муниципального образования к 2020 году составит 18,5%; среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий муниципального образования к 2020 году сложится в размере 49600 рублей, доля собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах муниципального образования в 2020 году достигнет 78%).

С целью создания новых производств и улучшения экологической ситуации в городе предусматривается реализация следующих проектов:

формирование территории опережающего развития «Хевел айламе» (Солнечная долина);

производство тонкопленочных модулей;

производство акриловых ванн, создание логистического центра с привлечением иностранных инвестиций;

реконструкция биологических очистных сооружений;

строительство объездной автомобильной дороги;

переработка и захоронение твердых бытовых отходов для нужд трех муниципальных образований.

Проект по формированию территории опережающего развития с рабочим названием «Хĕвел айлăме» (Солнечная долина) предусматривает создание новых производств специальных газов, перекиси водорода (60 тыс. тонн в год), поликристаллического кремния (5 тыс. тонн в год), глифосата (20 тыс. тонн в год).

Одним из инновационных проектов станет строительство завода по производству солнечных модулей на базе тонких пленок. Организация производства тонкопленочных солнечных модулей в Чувашской Республике включена в Стратегию РОСНАНО по развитию наноиндустрии путем соинвестирования в производственные проекты. Реализация проекта обеспечит создание 300 рабочих мест непосредственно на заводе и еще более 1000 - в смежных производствах, таких как изготовление сверхчистых газов и стекла.

В качестве одного из основных мероприятий Комплексного инвестиционного плана предусмотрена реконструкция Биологических очистных сооружений, которая призвана решать следующие задачи:

- повышение надежности и качества предоставления услуг систем очистки сточных вод;

- улучшение экологической ситуации в бассейне реки Волга (уменьшение массы загрязняющих веществ в р. Волга на 40,9 тыс.т/год);

- исключение возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Проектом предусмотрено:

строительство третьей очереди очистных сооружений;

строительство двух шламонакопителей;

строительство установки по производству и использованию топливных брикетов (гранул) на основе осадков сточных вод с пуско-наладкой.

Реализация проекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», который охватит 50,6% населения республики, предусматривает создание современного комплекса по обращению с твердыми бытовыми отходами (современный полигон твердых бытовых отходов с мусоросортировочным комплексом), что позволит снять ограничения по наращиванию объемов производства сразу для трех муниципальных образований.

При расчете ожидаемых показателей реализации Комплексного инвестиционного плана г. Новочебоксарска рассматривалось два сценария: инновационный (с максимальной оказанной государственной поддержкой) и инерционный (при частичной государственной поддержке).

Успешность реализации частных инвестиционных проектов, ввиду высокой степени их проработки с инвесторами (госкорпорация РОСНАНО, испанская компания ROCA GROUP, группа компаний «Ренова» и др.), включенных в План, оценивается на 95 процентов.

Инерционный путь развития не позволит в короткие сроки кардинально решить проблему занятости населения города и обеспечить диверсификацию экономики. Необходимость ускоренного развития г. Новочебоксарска обусловлена ухудшением показателей социального развития. В 2010 году отмечены по сравнению с докризисным периодом:

рост численности зарегистрированных безработных (в 3,4 раза);

высокая доля просроченной задолженности по заработной плате (71,5% от общей задолженности по республике);

рост уровня безработицы (на 2,95%).

Привлечение государственной поддержки в заявленных объемах позволило бы начать уже в текущем году реализацию инновационного сценария развития Комплексного плана, не допустить роста социальной напряженности, в то время как отсрочка приведет к ухудшению ситуации и в перспективе потребует больших финансовых затрат.