Тема 5. Бизнес-план проекта
Одним из ключевых факторов успеха любой компании является непрерывный поиск новых идей; превращение их в проекты и реализация этих проектов. В этом плане; можно выделить три базовых составляющих достижения успеха компании :
Поиск конкурентоспособной идеи
Тщательная разработка идеи
Поиск необходимых ресурсов для практической реализации идеи
Бизнес-план проекта является воплощением всех трех составляющих достижения успеха компании. Он позволяет сформулировать идею; разработать и донести план реализации этой идеи до всех заинтересованных лиц. Очень часто бизнес-план является базовым и единственным основанием для появления третьей составляющей – финансовых средств.
Основная задача данной темы – рассмотреть особенности составления бизнес-планов по различным типам проектов.
Понятие и классификация проектов. Проект – это ограниченное по времени; целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов; с возможными ограничениями расходования средств и ресурсов и со специфической организацией.
Существует различные критерии классификации проектов : сфера деятельности; в которой осуществляется проект; характер предметной области; масштаб проекта и другие. Большинство бизнес-проектов носят инвестиционный (затратный) характер.
Инвестиционный проект – это проект; где главной целью является создание или реновация основных фондов; которые требуют вложения инвестиций.
Инновационный проект – это проект обеспечивающий эффективное решение конкретной научно-технической задачи приводящей к инновации.
В зависимости от направленности и масштабов проектов; можно выделить две большие группы инвестиционных проектов оказывающих существенное влияние на методику составления и содержание бизнес-плана проекта .
Первую группу; составляют крупные инвестиционные проекты связанные с созданием новых предприятий или новых направлений деятельности действующих предприятий. Эти инвестиционные проекты; как правило; ориентированы на поиск внешних источников финансирования как на российском; так и на зарубежном рынке капиталов. Методика составления и структура такого типа бизнес-плана наиболее формализована и основана на общепринятых методических положениях.
В настоящее время в России наиболее широко применяются пять западных методик по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов :
UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленного ТЭО и ее электронная версия COMFAR
IFC (Международная финансовая корпорация)
WORLD Bank (Всемирный банк реконструкции и развития)
Фирма «Goldman; Sach Co» (Крупнейший банк «Дом Уолл стрит)
Фирма «Ernst and Yong» (Международная консультационно-аудиторская фирма).
Вторую группу составляют локальные проекты предусматривающие решение конкретной задачи в составе общего плана предприятия и ориентированные; как правило; на собственные источники финансирования проекта. Основная задача таких бизнес-планов – изложить конкретный план реализации проекта и дать финансово-экономическую оценку его результатов.
Структура и содержание стандартного бизнес-плана инвестиционного проекта.
Бизнес-план является документом, призванным высветить все основные аспекты инвестиционного проекта. дать анализ главных особенностей; достоинств и проблем проекта, определить пути и способы преодоления возможных трудностей. В зависимости от масштаба проекта и вида предполагаемой деятельности, структура и детализация отдельных разделов может изменяться. Но всегда бизнес-план проекта начинается с исследования рынка и заканчивается оценкой эффективности и риска инвестиций.
Резюме (основные положения). Дает возможность получить общее представление о базовых концепциях и стратегии развития проекта.
Название инвестиционного проекта и его цель
Инициатор и другие участники проекта
Общая стоимость проекта; в том числе по этапам его реализации
Срок реализации проекта
Суть проекта и текущее состояние. Этапы реализации проекта.
Источники финансирования проекта
Критерии эффективности и финансовые показатели проекта
Выводы
Общие сведения (информационный меморандум).
Наименование предприятия-инициатора; форма его собственности; организационно-правовая форма; дата регистрации; номер свидетельства о регистрации
Профиль деятельности предприятия-инициатора; характеристика его положения на рынке
Уставной капитал; учредители и их доли в уставном капитале
Руководители предприятия; имеющие право подписи финансовых документов; их возраст; образование; стаж работы
Основные ТЭП (объем производства; численность работающих; стоимость и структура активов)
Наименование аудиторов и дата последней аудиторской проверки
Полные реквизиты предприятия-инициатора проекта
Сущность инвестиционного проекта.
Подробное описание сути проекта; этапов его реализации; задач и результатов каждого этапа
Описание продукции или услуг; ее значение; характеристика потребительских свойств; отличия продукта от имеющихся аналогов
Обзор состояния дел в отрасли (динамика объемов реализации; освоения новых изделий; появление новых предприятий)
Месторасположение предприятия
Необходимые рабочие и специалисты (профессии; уровень квалификации)
Характеристика возможностей реализации инвестиционного проекта
Производственный план реализации проекта
План маркетинга (исследование рынка)
Характеристика потенциальных потребителей продукции и конкурентов; анализ динамики и прогнозирование потребительского спроса
Географические границы рынка реализации продукции предприятием и конкурентами (региональный; российский; внешний рынок)
Заданный технический уровень продукции предприятия в сравнении с конкурентами; уровень конкурентоспособности
Общий объем реализации аналогичной продукции конкурентами (анализ динамики за предыдущие годы)
Оценка и прогнозирование текущей емкости рынков (уровня спроса);анализ не удовлетворяемого аналогами спроса; прогноз объемов продаж продукции
Анализ цен на товары-аналоги; обоснование собственных цен на продукцию
Описание побочных продуктов или возможностей адаптации продукции или технологии для смежных рынков
Характеристика каналов сбыта продукции
Анализ существующих рекламных компаний у конкурентов; необходимость рекламы; ее вид; направление и масштабы рекламных акций
Наличие предварительных соглашений с потребителями продукции
Производственный план.
Описание производственного процесса (технологии; необходимого оборудования; производственных площадей)
Расчет потребности и планирование создания основных фондов (приобретение земли или прав на нее; строительство зданий; сооружений и коммуникаций; покупка и монтаж оборудования)
Обоснование режима работы оборудования
Расчет производственной мощности предприятия
Обоснование производственной программы по выпуску продукции (включая предполагаемые объемы по этапам реализации проекта)
Система материально-технического обеспечения (поставщики; условия поставки и расчетов)
Система управления производственными запасами
Расчет потребности в материалах; топливно-энергетических ресурсах; численности работающих
Расчет себестоимости продукции (сметы затрат и калькуляции по изделиям)
Организационный план (механизм реализации инвестиционного проекта).
Обоснование организационной формы реализации проекта (на базе действующего предприятия; в рамках вновь создаваемого предприятия; выбор организационно-правовой формы нового предприятия; предполагаемый состав учредителей; доли участия; принципы распределения прибыли)
Эмиссионная и дивидендная политика : порядок выпуска ценных бумаг (какие; количество; порядок распространения; затраты на эмиссию)
Обоснование форм и условий участия инвесторов-собственников в реализации инвестиционного проекта – права и обязанности; льготы; доля и порядок участия в распределении прибыли; ответственность за убытки; дополнительные права и льготы инвесторов и другие
Структура управления предприятием (централизованная или децентрализованная; руководящий состав предприятия; должностные инструкции)
Финансовый план (финансовый анализ инвестиций)
1)Обоснование расходов и доходов
Обоснование единовременных (инвестиционных) затрат : стоимость земли или получения прав на нее; стоимость нематериальных активов; строительно-монтажных работ; оборудования и его монтажа; прирост оборотных средств
Обоснование текущих затрат (сырья; материалов; энергии; заработной платы; оплаты текущих сторонних организаций; рекламу и т.д.)
Расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта
Обоснование доходов по проекту (выручка от реализации; внереализационные доходы)
Расчет прибыли от основной деятельности (от реализации продукции)
2)Источники финансирования: собственные средства; средства со стороны; кредиты; займы и другие
3)У условия финансирования: процентная ставка; график погашения; выплата дивидендов и другие
Поступления и выплаты
Формирование таблиц денежных потоков для обеспечения ликвидности; для оценки экономической эффективности инвестиций
Расчет показателей эффективности проекта (чистого дисконтированного дохода; срока окупаемости; внутренней процентной ставки; нормы доходности)
Международные требования к составлению бизнес-плана инвестиционного проекта
Бизнес-план является общепризнанной международной формой представления проекта в виде компактного документа; описывающего предпосылки; условия; реальную программу действий и возможные результаты реализации проекта.
Это официальный документ, который является одним из основных инструментов для привлечения инвестиций. В западных деловых кругах этот документ иногда просто называют – «сделка». Поэтому при обращении к западным инвесторам; бизнес-план должен быть составлен в соответствии с международными требованиями.
Рассмотрим общую схему и структуру бизнес-плана с учетом международных стандартов на основе разработки компании «Эрнст и Янг Внешконсульт Груп».
Разработка бизнес-плана разбивается на два этапа :
Предварительный этап, посвященный анализу инвестиционной среды;
Непосредственно этап составления бизнес-плана, то есть анализ инвестиционного проекта.
Анализ инвестиционной среды. Инвестиционная среда по отношению к конкретному объекту инвестиций рассматривается : на общеэкономическом уровне; на отраслевом уровне и на локальном уровне; то есть как деятельность компании в конкретных условиях.
Общеэкономический анализ инвестиционного проекта основывается на прогнозных показателях; характеризующих состояние национальной (а также; по необходимости региональной) экономики в аспектах; которые могут быть существенными для данного инвестиционного проекта. В ходе анализа обычно рассматриваются основные макроэкономические показатели.
Отраслевой анализ инвестиционного проекта проводится в объеме; зависящем от особенностей данного инвестиционного проекта со следующих позиций :
Темпы и перспективы роста отрасли
Состояние рынков сбыта
Уровень конкуренции
Наличие специальных налоговых режимов и иных элементов государственного регулирования
Особенности той ниши, которую занимает или может занять объект инвестиций
Микроэкономический анализ инвестиционного проекта включает в себя анализ всех существенных сторон деятельности компании; которая является потенциальным получателем инвестиций. Он отражает следующие аспекты :
История компании
Правовой статус
Финансовое положение
Состояние производственной сферы
Выпускаемая продукция
Структура управления состояние социальной сферы
Маркетинговая политика
Анализ инвестиционного проекта.
Проверка исходных данных. Информация; используемая в ходе анализа инвестиционного проекта; должна подвергаться проверке. Особенно это относится к следующим данным :
Объем инвестиций в проект
Затраты на производство и реализацию продукции (услуг)
Нормы амортизации
Ставки процентов за кредит
Имеющиеся и прогнозные цены на продукцию; которую предполагается выпустить в рамках проекта
Маркетинговый анализ. Проект может оказаться несостоятельным; прежде всего из-за отсутствия спроса со стороны потенциальных потребителей на выпускаемую в рамках проекта продукцию. Поэтому построению финансовой модели должна предшествовать работа по определению спроса и возможностей рынка. Маркетинговый анализ проводится по следующим направлениям :
а) оценка конкуренции и других внешних факторов
б) определение стратегии маркетинга
в) исследование рынка
г) прогноз объема продаж
Надежность полученной в ходе маркетингового анализа информации определяет надежность финансовых расчетов по проекту.
Анализ организационно-правовой формы. Организационно-правовая форма реализации проекта может варьировать в зависимости от выбранного способа реализации :
а) проект реализуется на базе существующего предприятия
б) проект реализуется на базе вновь создаваемого предприятия
Финансовый анализ. Финансовое планирование является составной частью процесса проработки инвестиционного проекта и представляет собой оценку будущих результатов деятельности предприятия при заданных прогнозных значениях основных параметров и соответствующих ограничениях. Финансовое планирование осуществляется на основе специально разрабатываемой финансовой модели и интерпретации результатов расчетов.
Финансовый анализ проекта осуществляется по двум направлениям :
финансовая оценка (финансовая состоятельность) проекта;
экономическая оценка (экономическая эффективность) проекта.
Оценка финансовой состоятельности проекта. Финансовая состоятельность проекта означает; что проект всегда имеет достаточно средств; чтобы осуществлять платежи. Достаточным можно считать такое количество собственного и привлеченного (заемного) капитала; при котором на всех интервалах планирования «приход» денежных средств будет больше «расхода» или равен ему. Таким образом; проекту нужно столько денег чтобы баланс денежных средств во все периоды деятельности был положительным.
Оценка финансовой состоятельности проекта проводится на базе трех форм финансовой отчетности :
отчет о прибылях и убытках
отчет о финансовых потоках (движении денежных средств)
балансовый отчет
Экономическая оценка эффективности инвестиционного проекта.
Эффективность инвестиционного проекта характеризуется системой экономических показателей; отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов; и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для его участников; об экономических преимуществах одних проектов над другими. В зависимости от метода сопоставления разновременных денежных затрат и результатов; показатели эффективности проекта делятся на :
а) статические, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные;
б) динамические, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к единому моменту времени посредством их дисконтирования, обеспечивая сопоставимость разновременных денежных потоков.
Финансовый анализ инвестиционного проекта требует проработки огромного количества данных; причем расчеты ведутся не только на конечный момент реализации проекта; но и на весь срок его длительности. Поэтому наиболее полный учет динамики проекта возможен только с использованием специализированных компьютерных программ систем экономического и финансового моделирования.
Программные продукты; используемые при составлении бизнес-планов инвестиционных проектов.
Сегодня на российском рынке предлагаются различные компьютерные программы для расчета и сравнительного анализа инвестиционных проектов.
Среди отечественных можно выделить следующие :
«Project Expert» фирмы «ПРО-Инвест-Консалтинг»
«Инвестор» фирмы «ИНЭК»
«Альт-Инвест» фирмы «АЛЬТ»
«FOCCAL» фирмы «Центр Инвест Софт»
«ТЭО – ИНВЕСТ» Института проблем управления РАН
Среди зарубежных; наиболее известны две программы созданные в Организации объединенных наций по промышленному развитию :
COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting)
PROPSPIN (Project Profile Screening and Pre – appraisal Information system)
Система COMFAR. Система является базовой; построенной на основе методики ЮНИДО. Данная методика выполняет; своего рода; роль единой базы; позволяющей общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования и финансового анализа. Большинство известных на данный момент компьютерных систем для инвестиционного проектирования опираются именно на эту методику; и в частности; все рассмотренные выше отечественные программы.
Система Project Expert. Project Expert – компьютерная система; предназначенная для создания финансовой модели нового или действующего предприятия независимо от его отраслевой принадлежности и масштабов. Это закрытая система; функционирующая в среде Windows и предназначенная для решения широкого круга задач/
Система Р-Е позволяет :
Построить финансовую модель предприятия; детально описать и спроектировать его деятельность с учетом изменения параметров внешней среды (инфляция; налоги; курсы валют)
Определить схему финансирования предприятия (эмиссия; кредиты; лизинг и др.)
Проанализировать влияние различных параметров (цена; затраты; сбыт; инфляция и т.д.); оценить устойчивость проекта к их возможным одновременным изменениям; используя метод статистических исследований (Монте-Карло)
Рассчитать интегральные показатели эффективности (NPV; IRR; PBP и др.); показатели ликвидности; устойчивости; рентабельности и деловой активности предприятия
Подготовить на нескольких языках стандартный набор отчетов; соответствующих международным стандартам. Программа позволяет конструировать любые пользовательские таблицы; имеет мощную графическую поддержку
Провести анализ доходов и эффективности не только для всего предприятия (проекта); но и для его участников : акционеров; кредиторов; государства.
- Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- План продаж: связь плана продаж с общим планом; структура и содержание плана; некоторые методические аспекты составления плана продаж.
- Тема 5. Инвестиционное бизнес-планирование (бизнес-план проекта)
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- 3. Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
- 3.1. Учебно-методические материалы лекционного курса:
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- 1.1 Основы планирования бизнеса
- 1.2 Методы планирования бизнеса
- 1.3 Объекты бизнес-планирования
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- 2.1 Функции бизнес-планироваения
- 2.2 Типология бизнес-планов
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Ключевые компоненты бизнес-плана
- 3.2 Общая структура бизнес-плана.
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- 4.1 Алгоритм разработки управленческого бизнес-плана
- Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
- Составление планов отделов.
- Тема 5. Бизнес-план проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бинес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- Определить: а) цели отдела продаж; б) цели производственного отдела
- Тема 5. Бизнес-план инвестиционного проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Контрольная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов заочной формы обучения по специальности «Менеджмент организации»
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Бизнес-планирование»