3. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия
Стратегияпредставляет собою детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществление миссии предприятия и достижения ее целей. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны учитываться научно-технический потенциал предприятия и ее производственно-сбытовые нужды.
Уникальность стратегии определяется тем, что она разработана только для данного предприятия, трудно поддается копированию: с большими затратами времени и средств и при ее разработке учтены факторы, являющиеся значимыми именно для данного предприятия, и ее реализация обеспечит получение предприятием устойчивых конкурентных преимуществ.
Разработка стратегического видения и миссии предприятия, установление целей и выбор стратегии – это главные задачи по выбору направления развития предприятия, позволяющие планировать направления развития, кратко- и долгосрочные цели, а также те мероприятия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план.
Стратегический план- программа, направляющая деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой на рынке. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Главнаяцель разработки стратегического плана– определить потребности предприятия в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия.
Можно выделить три основные задачи разработки стратегического планапредприятия:
Анализ состояния, в котором находится предприятие в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).
Определение основных целей и задач развития предприятия с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций.
Определение стратегии мобилизации ресурсов предприятия для достижения основных целей и задач ее развития.
К функциям стратегического планированияотносятся такие положения:
задает направления деятельности предприятия и позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований: процессы изучения потребителей, планирования продукции и цен на нее, процессов продвижения и сбыта;
обеспечивает каждому подразделению на предприятии четкие цели, которые увязываются с общими задачами предприятия;
стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений;
заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов;
определяет альтернативные действия, которые может предпринять предприятие для своего развития;
создает основу для распределения ресурсов;
демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.
Концептуальная модель стратегического планапозволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
1) Анализ окружающей среды (SWOT-анализ):
внешняя среда;
внутренние возможности.
2) Целеполагание: определение политики развития предприятия.
3) Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
стратегия маркетинга;
финансовая стратегия;
стратегия НИОКР;
стратегия производства;
социальная стратегия;
стратегия организационных изменений;
экологическая стратегия.
В результате стратегического планирования должен быть получен документили набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии предприятия, а также конкретные мероприятия по их реализации.
В состав стратегического плана могут входить следующие документы:
1) Отчет о стратегической диагностике - этот документ необходим для того, чтобы зафиксировать предпосылки, на основании которых разрабатывается стратегия предприятия. Этот документ может состоять из следующих разделов:
общие сведения о предприятии (описание текущей миссии, стратегии и структуры);
характеристика внешней среды (основные возможности и угрозы), результаты анализа внешней среды (например, перечень основных тенденций в ближайшем окружении предприятия);
характеристика предприятия (основные сильные и слабые стороны, определение уникальных конкурентных преимуществ), результаты анализа внутренней среды (например, краткое описание фактической деятельности по основным функциональным направлениям (маркетинг, производство, финансы, управление и т.д.);
результаты SWOT-анализа (анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на перспективы развития предприятия). К внешним факторам относятся возможности со стороны рынка и угрозы со стороны конкурентов. К внутренним – основные сильные и слабые стороны предприятия по сравнению с ближайшими конкурентами предприятия;
предварительные рекомендации по разработке стратегий предприятия.
2) Миссия предприятия. Главная задача или смысл существования предприятия формулируется в виде одного-двух предложений. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность распространять эту информацию среди всех заинтересованных лиц, включая сотрудников, клиентов, партнеров и т.д.
3) Основные стратегические цели. В этом документе формулируются важнейшие цели предприятия. В долгосрочной перспективе рекомендуется делать на основе SWOT- анализа определяется набор целей от возможных состояний предприятия - от наилучшего до наихудшего. Затем определяются наиболее реалистичные рыночные (маркетинговые) цели предприятия. После выявляются производственные, организационные и финансовые цели. Таким образом, в этот раздел входят перечни целей предприятия в основных функциональных областях.
4) Стратегия развития предприятия. Дается описание стратегий, применяемых предприятием для достижения его целей. Желательно, чтобы были перечислены и охарактеризованы все основные стратегии предприятия: базовая, конкурентная, портфельная и т.д. Кроме того, по каждой функциональной области, для которой выделены стратегические цели, необходимо сформулировать функциональные стратегии. Эти формулировки будут служить для оценки конкретных мероприятий, которые должны способствовать достижению целей предприятия.
5) План стратегических мероприятий. Этот документ представляет собой описание последовательности действий (конкретных мероприятий или проектов), которые направлены на достижение стратегических целей. По каждому из этих мероприятий приводится их характеристика, сроки, ответственный исполнитель и требуемые ресурсы.
Процесс разработки стратегического плана является итеративным, то есть процессы согласования между различными уровнями управления и между подразделениями выполняются последовательно, друг за другом. При этом результаты, полученные на предыдущем этапе, могут уточняться (или даже пересматриваться) с учетом результатов последующего этапа.
- 1. Совокупность научных подходов к менеджменту
- 2. Структура системы промышленного менеджмента
- 3. Содержание целевой подсистемы промышленного менеджмента
- 4. Содержание обеспечивающей подсистемы промышленного менеджмента
- 5. Содержание управляемой подсистемы промышленного менеджмента
- 6. Содержание управляющей подсистемы промышленного менеджмента
- 7. Внешняя среда системы промышленного менеджмента
- 1. Классификация управленческих решений
- 2. Технология принятия управленческих решений
- 3. Параметры и условия достижения качества и эффективности управленческих решений
- 4. Обеспечение альтернативных вариантов управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Прогнозирование управленческих решений
- 7. Экономическое обоснование управленческих решений
- 8. Методы менеджмента в реализации управленческих решений
- 1. Психологический портрет личности
- 2. Оценка деловых качеств менеджера
- 3. Мотивация достижения целей
- 4. Стиль руководства
- 5. Управление конфликтами и стрессами
- 6. Научная организация труда менеджера
- 7. Основы формирования коллектива
- 1. Принципы планирования
- 2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования
- 3. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия
- 4. Содержание бизнес-плана предприятия
- 5. Нормирование ресурсов
- 1. Анализ факторов эффективности нововведений
- 2. Организация ниокр
- 3. Организационно-технологическая подготовка производства
- 4. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- 1. Типы производства
- 2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 3. Производственная структура предприятия и факторы ее развития
- Производственная структура предприятия
- 4. Организационная структура предприятия и факторы ее развития
- 5. Оперативное управление производством
- 1. Организация обслуживания рабочих мест
- 2. Организация и управление ресурсами предприятия
- 2.1. Организация материально-технического обеспечения производства
- 2.2. Организация энергетического хозяйства
- 2.3. Организация инструментального хозяйства
- 2.4. Организация ремонтного хозяйства
- 2.5. Организация транспортного и складского хозяйства