logo search
2013 - Промышленный менеджмент ЛЕКЦИИ

3. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия

Стратегияпредставляет собою детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществление миссии предприятия и достижения ее целей. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны учитываться научно-технический потенциал предприятия и ее производственно-сбытовые нужды.

Уникальность стратегии определяется тем, что она разработана только для данного предприятия, трудно поддается копированию: с большими затратами времени и средств и при ее разработке учтены факторы, являющиеся значимыми именно для данного предприятия, и ее реализация обеспечит получение предприятием устойчивых конкурентных преимуществ.

Разработка стратегического видения и миссии предприятия, установление целей и выбор стратегии – это главные задачи по выбору направления развития предприятия, позволяющие планировать направления развития, кратко- и долгосрочные цели, а также те мероприятия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план.

Стратегический план- программа, направляющая деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой на рынке. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Главнаяцель разработки стратегического плана– определить потребности предприятия в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия.

Можно выделить три основные задачи разработки стратегического планапредприятия:

  1. Анализ состояния, в котором находится предприятие в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).

  2. Определение основных целей и задач развития предприятия с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций.

  3. Определение стратегии мобилизации ресурсов предприятия для достижения основных целей и задач ее развития.

К функциям стратегического планированияотносятся такие положения:

Концептуальная модель стратегического планапозволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:

1) Анализ окружающей среды (SWOT-анализ):

2) Целеполагание: определение политики развития предприятия.

3) Формулирование стратегии и выбор альтернатив:

В результате стратегического планирования должен быть получен документили набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии предприятия, а также конкретные мероприятия по их реализации.

В состав стратегического плана могут входить следующие документы:

1) Отчет о стратегической диагностике - этот документ необходим для того, чтобы зафиксировать предпосылки, на основании которых разрабатывается стратегия предприятия. Этот документ может состоять из следующих разделов:

2) Миссия предприятия. Главная задача или смысл существования предприятия формулируется в виде одного-двух предложений. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность распространять эту информацию среди всех заинтересованных лиц, включая сотрудников, клиентов, партнеров и т.д.

3) Основные стратегические цели. В этом документе формулируются важнейшие цели предприятия. В долгосрочной перспективе рекомендуется делать на основе SWOT- анализа определяется набор целей от возможных состояний предприятия - от наилучшего до наихудшего. Затем определяются наиболее реалистичные рыночные (маркетинговые) цели предприятия. После выявляются производственные, организационные и финансовые цели. Таким образом, в этот раздел входят перечни целей предприятия в основных функциональных областях.

4) Стратегия развития предприятия. Дается описание стратегий, применяемых предприятием для достижения его целей. Желательно, чтобы были перечислены и охарактеризованы все основные стратегии предприятия: базовая, конкурентная, портфельная и т.д. Кроме того, по каждой функциональной области, для которой выделены стратегические цели, необходимо сформулировать функциональные стратегии. Эти формулировки будут служить для оценки конкретных мероприятий, которые должны способствовать достижению целей предприятия.

5) План стратегических мероприятий. Этот документ представляет собой описание последовательности действий (конкретных мероприятий или проектов), которые направлены на достижение стратегических целей. По каждому из этих мероприятий приводится их характеристика, сроки, ответственный исполнитель и требуемые ресурсы.

Процесс разработки стратегического плана является итеративным, то есть процессы согласования между различными уровнями управления и между подразделениями выполняются последовательно, друг за другом. При этом результаты, полученные на предыдущем этапе, могут уточняться (или даже пересматриваться) с учетом результатов последующего этапа.