2. Оценка деловых качеств менеджера
Необходимость оценки деловых качеств руководителя возникает не только при аттестации либо определении степени соответствия того или иного работника занимаемой должности. Она требуется также при формировании резерва руководителей или отборе кандидатур на возникшую вакансию.
Менеджер– это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и имеющий полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующий в рыночных условиях;
- это организатор конкретных видов работ и в рамках отдельных видов организаций или группы;
- это руководитель по отношению к подчиненным, действующий как субъект управления в организации.
Управление включает три аспекта:
институциональный аспект: «кто и кем управляет»;
инструментальный аспект: «чем осуществляется управление».
функциональный аспект: «как осуществляется управление и как оно влияет на управляемых»;
Методы оценки персонала.
1) Количественные методы оценкиделовых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок.
При этом для характеристики кандидата на должностьсначала устанавливают с учетом специфики производства и условий работы 6-7 критериев(например: способность организовывать и планировать труд; профессиональная компетентность; сознание ответственности за выполняемую работу; контактность и коммуникабельность; способность к нововведениям; трудолюбие и работоспособность).
По каждому из этих критериев дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не - удовлетворительно - 2; плохо - 1). Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению (например, при оценке по критерию "способность организовывать и планировать труд": "1" - явно неорганизованный работник и руководитель;
"2" - не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"3" - умеет организовать трудовой процесс, но не всегда удачно планирует работу;
"4" - умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"5" - умеет создавать и поддерживать четкий порядок в работе на основе эффективного планирования.
Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата на управленческую должность составляется специальный оценочный лист. Чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат заместить должность в аппарате управления.
Образование, стаж работы и возраст работникадолжны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Образование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы. Данные об образовании кандидата, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле:
К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где
где Оу.обр. - оценка уровня образования, которая обычно составляет
0,15 - для лиц, имеющих незаконченное среднее образование;
0,60 - для лиц со средним образованием;
0,75 - для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием;
1,00 - для лиц с высшим образованием по специальности;
С - стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);
В - возраст. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования). При этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин - 50.
На этапе определения общей оценки кандидатана должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам. Предпочтение отдается тому кандидату, который в итоге получит наибольшую оценку, притом обязательно еще и с учетом таким же способом полученных оценок по группам личностных качеств.
Проверка практикой, бесспорно, имеет решающее значение для оценки любого управленческого работника. Для этого при работе с резервом кадров на выдвижение широко практикуется их привлечение к временному исполнению обязанностей руководителя в период его отсутствия и стажировка.
2) Качественные методы оценки. Одним из исходных вопросов при формировании любой системы является решение вопроса о содержании (или предмете) оценки, а именно: какие стороны управленческой деятельности подвергаются измерению, анализу и интерпретации. В качестве предмета оценки руководителя в различных методиках выступают:
деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей;
характеристики их поведения в различных ситуациях;
качество выполнения управленческих функций;
характеристики применяемых средств руководства;
показатели результатов деятельности возглавляемых коллективов;
результаты организаторской деятельности;
успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами.
Оценка по методу черт. В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретном коллективе. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и помогает составить его деловой портрет. Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого результата.
Оценка на основе анализа управленческого труда. Определение психологических свойств происходит в рамках ситуационной оценки, где в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих задач. В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач управленческой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными особенностями.
Основу методики составляет представление об управленческих ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника, которые являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления (отсутствие согласованности в планах работ со смежными подразделениями, конфликты, вызванные нечетким разграничением функций, необеспеченность финансовыми ресурсами, неукомплектованность подразделения персоналом).
Функциональная оценка.Функциональная оценка руководителя основывается на анализе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. В основе такого способа - представление об особых задачах организаторской деятельности, отличающих управленческий труд от исполнительского и имеющих некоторое универсальное содержание, а также понимание места и роли руководителя в трудовом коллективе.
Методика определения стиля руководства. Анализ качества выполнения работы предполагает также определение стиля руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда.
Главными в деятельности руководителя являются личностная позиция, стиль делового общения, выбранный способ взаимодействия с подчиненными. И если анализ управленческих функций позволяет раскрыть содержание выполняемой руководителем работы, круг решаемых задач, то определение стиля руководства раскрывает систему ответственности, вносимую руководителем в процесс работы и выступающую в качестве важного средства его влияния на других людей. Она позволяет раскрыть личностные особенности поведения руководителя в системе отношений "руководства- подчинения".
Целевой метод оценки. Цели - это предвосхищаемые результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно руководители устанавливают цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работают по их достижению. Кроме того, трудно ожидать от руководителя (как и от любого другого работника) эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет судить о том, насколько хорошо сработал руководитель, были ли достигнуты намеченные цели управления. Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что руководитель может достигать и не достигать целей не по своей воле. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа руководителей.
- 1. Совокупность научных подходов к менеджменту
- 2. Структура системы промышленного менеджмента
- 3. Содержание целевой подсистемы промышленного менеджмента
- 4. Содержание обеспечивающей подсистемы промышленного менеджмента
- 5. Содержание управляемой подсистемы промышленного менеджмента
- 6. Содержание управляющей подсистемы промышленного менеджмента
- 7. Внешняя среда системы промышленного менеджмента
- 1. Классификация управленческих решений
- 2. Технология принятия управленческих решений
- 3. Параметры и условия достижения качества и эффективности управленческих решений
- 4. Обеспечение альтернативных вариантов управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Прогнозирование управленческих решений
- 7. Экономическое обоснование управленческих решений
- 8. Методы менеджмента в реализации управленческих решений
- 1. Психологический портрет личности
- 2. Оценка деловых качеств менеджера
- 3. Мотивация достижения целей
- 4. Стиль руководства
- 5. Управление конфликтами и стрессами
- 6. Научная организация труда менеджера
- 7. Основы формирования коллектива
- 1. Принципы планирования
- 2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования
- 3. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия
- 4. Содержание бизнес-плана предприятия
- 5. Нормирование ресурсов
- 1. Анализ факторов эффективности нововведений
- 2. Организация ниокр
- 3. Организационно-технологическая подготовка производства
- 4. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- 1. Типы производства
- 2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 3. Производственная структура предприятия и факторы ее развития
- Производственная структура предприятия
- 4. Организационная структура предприятия и факторы ее развития
- 5. Оперативное управление производством
- 1. Организация обслуживания рабочих мест
- 2. Организация и управление ресурсами предприятия
- 2.1. Организация материально-технического обеспечения производства
- 2.2. Организация энергетического хозяйства
- 2.3. Организация инструментального хозяйства
- 2.4. Организация ремонтного хозяйства
- 2.5. Организация транспортного и складского хозяйства