4. Организационная структура предприятия и факторы ее развития
Организационная структура — это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.
Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (число уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:
масштаб производства и объем продаж;
номенклатура выпускаемой продукции;
сложность и уровень унификации продукции;
уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;
степень развития инфраструктуры региона;
международная интегрированность предприятия (фирмы, организации).
К факторам развития структуры предприятия относятся следующие:
развитие специализации и кооперирования производства;
автоматизация управления;
применение совокупности научных подходов к проектированию структуры и функционированию системы менеджмента;
соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.);
перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру.
Организационная структура регулирует:
разделение задач по отделениям и подразделениям;
их компетентность в решении определенных проблем;
общее взаимодействие этих элементов.
Структура организации в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной либо проблемно-целевой.
1) Линейная структура. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя.
Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.
2) Линейно-штабная организационная структура. По мере роста предприятия, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
3) Функциональная организационная структура. При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям. При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи.
Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия, функции руководителя размыты.
4) Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
5) Дивизиональная организационная структура. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т.д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.
Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей, дублирование функций.
Такая структура эффективна для географического расширения рыночных зон и удовлетворения спроса; ориентирована на потребителя.
Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями.
6) Матричная организационная структура. В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. В действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов.
Недостатки: сложность структуры, наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.
Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.
- 1. Совокупность научных подходов к менеджменту
- 2. Структура системы промышленного менеджмента
- 3. Содержание целевой подсистемы промышленного менеджмента
- 4. Содержание обеспечивающей подсистемы промышленного менеджмента
- 5. Содержание управляемой подсистемы промышленного менеджмента
- 6. Содержание управляющей подсистемы промышленного менеджмента
- 7. Внешняя среда системы промышленного менеджмента
- 1. Классификация управленческих решений
- 2. Технология принятия управленческих решений
- 3. Параметры и условия достижения качества и эффективности управленческих решений
- 4. Обеспечение альтернативных вариантов управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Прогнозирование управленческих решений
- 7. Экономическое обоснование управленческих решений
- 8. Методы менеджмента в реализации управленческих решений
- 1. Психологический портрет личности
- 2. Оценка деловых качеств менеджера
- 3. Мотивация достижения целей
- 4. Стиль руководства
- 5. Управление конфликтами и стрессами
- 6. Научная организация труда менеджера
- 7. Основы формирования коллектива
- 1. Принципы планирования
- 2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования
- 3. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия
- 4. Содержание бизнес-плана предприятия
- 5. Нормирование ресурсов
- 1. Анализ факторов эффективности нововведений
- 2. Организация ниокр
- 3. Организационно-технологическая подготовка производства
- 4. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- 1. Типы производства
- 2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 3. Производственная структура предприятия и факторы ее развития
- Производственная структура предприятия
- 4. Организационная структура предприятия и факторы ее развития
- 5. Оперативное управление производством
- 1. Организация обслуживания рабочих мест
- 2. Организация и управление ресурсами предприятия
- 2.1. Организация материально-технического обеспечения производства
- 2.2. Организация энергетического хозяйства
- 2.3. Организация инструментального хозяйства
- 2.4. Организация ремонтного хозяйства
- 2.5. Организация транспортного и складского хозяйства