7. Основы формирования коллектива
Трудовой коллектив— это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Условия существования человека заставляли его работать сообща там, где один человек физически не мог выполнить необходимую работу (уборка урожая, строительство жилища, дорог, водоканалов, военное дело и т.д.). Развитие производительных сил приводит к тому, что основой любого производства материальных благ становится трудовой коллектив.
Среди факторов, способствующих трудовой активности людей или, наоборот, препятствующих этому, важную роль играет их межличностная совместимость. Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение определенного отрезка времени и характеризуется адаптивными личностными возможностями членов группы. При этом определяют четыре стадии развития группы:
1) Начальная стадия развития группы. Когда люди впервые объединяются в группу для того, чтобы выполнить определенное задание, каждый их них оказывается в ситуации, когда прежде всего он должен сориентироваться. Он чувствует при этом некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть рациональными.
2) Вторая стадия: взаимное раскрытие (противоборство). В то время как на первой фазе на передний план выдвигается взаимное изучение, во второй - возрастает активное внимание к проблемам собственной группы и собственной ситуации. Члены группы познают, кто имеет сходное восприятие и аналогичные позиции, сближаются между собой; начинается критика методов и правил работы, преодоление предубеждений по отношению к определенным лицам; происходит столкновение мнений. Если на этой фазе удается изучить и принять во внимание слабые и сильные стороны членов группы, тогда появляется возможность узнать причины низких результатов работы и скорректировать дальнейшие действия.
3) Третья стадия: консенсус и кооперация. После того как группа во второй фазе решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. Группа становится более открытой и чувствует себя более свободной в том, чтобы отрицать либо принимать методы работы и способы действия. На этой фазе группа проявляет высокую степень прочности, все большее согласие устанавливается относительно целей работы и задач совместных действий.
4) Четвертая стадия: оптимальный коллектив. Если группа достигает этой стадии, то это означает идентификацию разных членов группы с целями группы и ее общей задачей. Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется взаимной открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей ситуации соперничество уступает место кооперации.
Чтобы сделать изложенные выше наблюдения полезными для практики, требуется, чтобы руководитель и члены группы реально осознавали, на какой стадии развития группа находится и учитывали особенности этого этапа.
Очень часто руководители сталкиваются с такой проблемой как высокий уровень напряженности в коллективе. Трудно рассчитывать на энтузиазм и существенную поддержку со стороны коллектива, охваченного страхами, недовольством. Причины этой напряженности могут быть самыми разными:
недостаточная связь оплаты труда и трудового вклада работников
неинформированность людей и, как следствие, отсутствие уверенности в стабильной работе организации в ближайшей перспективе
нерешенность в организации важнейших социальных проблем
низкий уровень взаимопонимания между руководством и персоналом и др.
Лекция 5-6. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. Совокупность научных подходов к менеджменту
- 2. Структура системы промышленного менеджмента
- 3. Содержание целевой подсистемы промышленного менеджмента
- 4. Содержание обеспечивающей подсистемы промышленного менеджмента
- 5. Содержание управляемой подсистемы промышленного менеджмента
- 6. Содержание управляющей подсистемы промышленного менеджмента
- 7. Внешняя среда системы промышленного менеджмента
- 1. Классификация управленческих решений
- 2. Технология принятия управленческих решений
- 3. Параметры и условия достижения качества и эффективности управленческих решений
- 4. Обеспечение альтернативных вариантов управленческих решений
- 5. Анализ управленческих решений
- 6. Прогнозирование управленческих решений
- 7. Экономическое обоснование управленческих решений
- 8. Методы менеджмента в реализации управленческих решений
- 1. Психологический портрет личности
- 2. Оценка деловых качеств менеджера
- 3. Мотивация достижения целей
- 4. Стиль руководства
- 5. Управление конфликтами и стрессами
- 6. Научная организация труда менеджера
- 7. Основы формирования коллектива
- 1. Принципы планирования
- 2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования
- 3. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия
- 4. Содержание бизнес-плана предприятия
- 5. Нормирование ресурсов
- 1. Анализ факторов эффективности нововведений
- 2. Организация ниокр
- 3. Организационно-технологическая подготовка производства
- 4. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- 1. Типы производства
- 2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 3. Производственная структура предприятия и факторы ее развития
- Производственная структура предприятия
- 4. Организационная структура предприятия и факторы ее развития
- 5. Оперативное управление производством
- 1. Организация обслуживания рабочих мест
- 2. Организация и управление ресурсами предприятия
- 2.1. Организация материально-технического обеспечения производства
- 2.2. Организация энергетического хозяйства
- 2.3. Организация инструментального хозяйства
- 2.4. Организация ремонтного хозяйства
- 2.5. Организация транспортного и складского хозяйства