Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
Исходя из этого, можно представить общую схему разработки управленческого бизнес-плана и содержание типового управленческого бизнес-плана
Оценка текущего состояния предприятия. Идентификация причин изменения текущего положения дел на предприятии. |
-
Формулирование общих целей предприятия и их структурирование
-
Определение целей подразделений предприятия
-
Выявление, анализ и устранение расхождений между текущим и желаемым положением предприятия
-
Разработка функциональных разделов бизнес-плана, определяющих стратегии достижения общих целей предприятия.
Планы подразделений
-
План продаж.
План маркетинга.
Операцион-ный план
План основных закупок.
План по персоналу.
Финансо-вый план
-
Реализация плана.
Система контроля продвижения к целям бизнес-плана
Отслеживание текущих результатов
Оценка текущих результатов
Внесение корректив
Рис.2 Общий алгоритм разработки и реализации управленческого бизнес-плана
Структура и содержание управленческого бизнес-плана
Важным моментом разработки управленческого бизнес-плана является уяснение его структуры, то есть состава и содержания основных разделов.
Наиболее эффективный управленческий бизнес-план должен включать в себя :
Оценку текущего состояния предприятия
Идентификацию причин изменения этого состояния
Формулирование целей предприятия
Ясное построение стратегий достижения целей предприятия
Описание того, как достичь поставленных целей
Таблица . Структура и содержание типового управленческого бизнес-плана
Разделы бизнес-плана |
Содержание разделов |
2.5 План по персоналу
2.6 Финансовый план |
2.1.1 Прогноз продаж (прогноз общей выручки; прогноз объема продаж единиц продукции) 2.1.2 Издержки на реализацию
2.2.1 Оценка текущего состояния рынка 2.2.2 Определение разрывов в возможностях 2.2.3 Программы по продвижению продукта 2.3.1 План производства 2.3.2 Контроль качества 2.3.3 План закупок 2.3.4 Производственные издержки 2.3.5 План складских операций 2.4.1. Перечень; стоимость и сроки приобретения основных активов
2.5.1 Планирование общих вопросов по персоналу : повышение заработной платы; временной занятости; консультационных затрат и т.п. 2.6.1 Свод предположение сделанных в процессе разработки планов основных подразделений компании 2.6.2.Финансовые документы : баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменениях в финансовом состоянии 2.6.3 Планирование денежных потоков |
|
Общий план компании. Общий план является первой частью бизнес-плана и, как правило, содержит следующую информацию :
оценка текущего состояния компании;
идентификация причин изменения текущего положения дел в компании;
краткий обзор способов проведения изменений;
определение общих целей компании;
определение целей каждого подразделения компании.
Оценка текущего состояния компании. Данный этап планирования должен дать ответ на главный вопрос : где сегодня находится Ваша компания ?
Необходима честная картина нынешнего состояния компании. Используя эту информацию и сравнивая с целями компании (когда мы их установим), можно увидеть тот разрыв, возникающий между «где мы есть» и «где мы хотим быть». Сокращение разрыва – главная задача составляемого бизнес-плана.
Определение общих целей компании.
Цели – наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в большей своей части.
Два типа целей : стратегические ; финансовые
Стратегические цели :
Увеличение доли рынка
Более высокое и надежное положение в отрасли
Повышение качества продукции
Снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами
Расширение и улучшение номенклатуры продукции
Повышение репутации компании среди клиентов
Признание компании лидером в области технологии и\или инноваций
Увеличение возможностей роста
Полное удовлетворение запросов клиентов
Финансовые цели :
Более быстрый рост доходов
Более быстрый рост денежных поступлений
Более широкие пределы получения прибыли
Увеличение прибыли на вложенный капитал
Увеличения притока денежных средств
Повышение цены акций
Схема формулирования цели :
О бщая формулировка цели Обеспечить обновление продукции
К оличественное выражение цели На 19 %
П ериод реализации В предстоящем году
Постановка целей подразделений.
Необходимым условием успешного определения эффективных целей подразделений является наличие связи между целями подразделения и компании в целом. Цели подразделений становятся проектом, наметкой для реализации общего плана компании.
Для определения целей подразделения необходимо ответить на три основных вопроса :
Какие специфические действия должно осуществлять каждое из подразделений ?
Кто в каждом подразделении ответственен за достижение этих целей ?
Когда каждая из целей должна быть достигнута ?
Рассмотрим постановку целей по основным подразделениям компании.
Отделы маркетинга и продаж. Цели маркетинга и продаж должны стоять в бизнес-плане сразу же после общих целей компании; так как существует тесная взаимосвязь между общими целями компании и целями отделов маркетинга и продаж. Можно выделить следующие цели компании; которые напрямую зависят от продаж :
Уровень прибыли
Темпы роста компании
Проникновение на рынок
Отдача на собственный капитал
Вот некоторые конкретные цели этих отделов во взаимосвязи с общими целями компании:
Целевой объем продаж. Допустим; поставлена цель – повысить годовой объем продаж данного товара на 25000 единиц. Очевидно; что эта цель непосредственно связана с общими целями роста компании.
Целевая цена продажи. Поставлена цель – повысить цену продаж на 5% с января следующего года. Эта цель напрямую согласуется с общей целевой прибылью компании. Кроме этого; компания координирует данную цель с задачами производственного подразделения; которое ответственно за издержки.
Нововведения. Цель – внести изменения А;Б;В в продуктовую линию к 15-му марту; чтобы достичь специфических целей отдела продаж. Внесенные нововведения сделают продукт более желаемым и привлекательным для покупателя; что одновременно позволяет одновременно повысить цену и объем продаж.
Пример определения цели отдела маркетинга и продаж в количественном выражении.
Общая цель компании в плановом периоде : Достичь уровень показателя чистой операционной прибыли 1;8 млн.руб
Определение цели отдела маркетинга и продаж :
Для выполнения целевой задачи компании; объем продаж компании должен составить : 1;8 х 0;1 = 18 млн. руб
где 0;1 – целевая маржа прибыли к объему реализации ( 10% )
Объем продаж; в натуральном измерении; составит :
18000000 : 260 = 69230 ед.товара
где 260 – средняя цена продукции
Доля рынка компании в общем объеме продаж отрасли составит :
(69230 : 2300000) х100 = 3%
где 2300000 – общий объем продаж отрасли
Цели отдела маркетинга и продаж :
Обеспечить объем продаж не ниже 69230 ед. продукции
Средняя цена продукта должна составить не ниже 260 руб.
Планируемый объем реализации составит 18 млн.руб.
Доля рынка компании достигнет 3%
Производственные подразделения. Цели производственного подразделения включают все те; которые способствуют своевременному созданию продукции компании с издержками; не превышающими сумм; рассчитанных в плане. Они затрагивают следующие аспекты производственной деятельности :
Производственные мощности
Производственные оборудование
Труд
Качество
Объем производства
Товарно-материальные запасы
Многие производственные цели напрямую связаны с общими целями компании.
Пример. Для достижения компанией целевого объема прибыли; перед производственным подразделением поставлена цель – снизить издержки.
Решение целевой задачи потребует приведение, к соответствующему уровню, производственных мощностей. Например, они могут быть подвергнуты определенному изменению. Обновление производственных мощностей к определенной дате может являться главной из обозначенных в производственном плане целей.
Определение возможных расхождений (разрывов).
Определив текущее положение компании и то; что должно быть (цели компании и ее подразделений); необходимо выяснить тот разрыв между желаемым и действительным положением при выполнении бизнес-плана.
Главная задача бизнес-плана, это «строительство моста» для преодоления разрывов и первым шагом здесь является определение величины разрывов.
Оценка размера расхождения и возможности устранения разрывов целесообразно проводить в рамках каждого подразделения. С этой целью необходимо установить различия между текущей позицией отдела и требуемыми показателями.
Конечным результатом такого анализа может быть следующая таблица :
Отдел | Настоя-щие возмож-ности | Планируемые требования | Разрывы, которые необходимо устранить |
Маркетинга и продаж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производственный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Персонал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материальное обеспечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Финансы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- План продаж: связь плана продаж с общим планом; структура и содержание плана; некоторые методические аспекты составления плана продаж.
- Тема 5. Инвестиционное бизнес-планирование (бизнес-план проекта)
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- 3. Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
- 3.1. Учебно-методические материалы лекционного курса:
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- 1.1 Основы планирования бизнеса
- 1.2 Методы планирования бизнеса
- 1.3 Объекты бизнес-планирования
- Тема 2. Место и роль бизнес-плана в системе управления предприятием
- 2.1 Функции бизнес-планироваения
- 2.2 Типология бизнес-планов
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Ключевые компоненты бизнес-плана
- 3.2 Общая структура бизнес-плана.
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- 4.1 Алгоритм разработки управленческого бизнес-плана
- Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
- Составление планов отделов.
- Тема 5. Бизнес-план проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Тема 1. Бизнес-планирование как функция управления
- Тема 2. Место и роль бинес-плана в системе управления предприятием
- Тема 3. Модель типового бизнес-плана
- Тема 4. Управленческий бизнес-план
- Определить: а) цели отдела продаж; б) цели производственного отдела
- Тема 5. Бизнес-план инвестиционного проекта
- Тема 6. Целевые бизнес-планы
- Контрольная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов заочной формы обучения по специальности «Менеджмент организации»
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Бизнес-планирование»