logo search
умк бизнес планирование

Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.

Исходя из этого, можно представить общую схему разработки управленческого бизнес-плана и содержание типового управленческого бизнес-плана

Оценка текущего состояния предприятия.

Идентификация причин изменения текущего положения дел на предприятии.

Формулирование общих целей предприятия и их структурирование

Определение целей подразделений предприятия

Выявление, анализ и устранение расхождений между текущим и желаемым положением предприятия

Разработка функциональных разделов бизнес-плана, определяющих стратегии достижения общих целей предприятия.

Планы подразделений

План продаж.

План маркетинга.

Операцион-ный план

План основных закупок.

План по персоналу.

Финансо-вый план

Реализация плана.

Система контроля продвижения к целям бизнес-плана

Отслеживание текущих результатов

Оценка текущих результатов

Внесение корректив

Рис.2 Общий алгоритм разработки и реализации управленческого бизнес-плана

Структура и содержание управленческого бизнес-плана

Важным моментом разработки управленческого бизнес-плана является уяснение его структуры, то есть состава и содержания основных разделов.

Наиболее эффективный управленческий бизнес-план должен включать в себя :

Таблица . Структура и содержание типового управленческого бизнес-плана

Разделы бизнес-плана

Содержание разделов

  1. Общий план предприятия

  1. Планы подразделений предприятия

    1. План продаж

    1. Маркетинговый план

    1. Операционный план

    1. План основных закупок

2.5 План по персоналу

2.6 Финансовый план

    1. Оценка текущего состояния :

    2. Постановка общих целей предприятия

    3. Постановка целей подразделений

    4. Определение, анализ и устранение возможных расхождений (разрывов) между текущим и желательным состоянием предприятия

2.1.1 Прогноз продаж (прогноз общей выручки; прогноз объема продаж единиц продукции)

2.1.2 Издержки на реализацию

2.2.1 Оценка текущего состояния рынка

2.2.2 Определение разрывов в возможностях

2.2.3 Программы по продвижению продукта

2.3.1 План производства

2.3.2 Контроль качества

2.3.3 План закупок

2.3.4 Производственные издержки

2.3.5 План складских операций

2.4.1. Перечень; стоимость и сроки приобретения основных активов

      1. Бизнес-планы локальных проектов; реализуемых в рамках достижения целей управленческого плана

2.5.1 Планирование общих вопросов по персоналу : повышение заработной платы; временной занятости; консультационных затрат и т.п.

2.6.1 Свод предположение сделанных в процессе разработки планов основных подразделений компании

2.6.2.Финансовые документы : баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменениях в финансовом состоянии

2.6.3 Планирование денежных потоков

Общий план компании. Общий план является первой частью бизнес-плана и, как правило, содержит следующую информацию :

Оценка текущего состояния компании. Данный этап планирования должен дать ответ на главный вопрос : где сегодня находится Ваша компания ?

Необходима честная картина нынешнего состояния компании. Используя эту информацию и сравнивая с целями компании (когда мы их установим), можно увидеть тот разрыв, возникающий между «где мы есть» и «где мы хотим быть». Сокращение разрыва – главная задача составляемого бизнес-плана.

Определение общих целей компании.

Цели – наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в большей своей части.

Два типа целей : стратегические ; финансовые

Стратегические цели :

Финансовые цели :

Схема формулирования цели :

О бщая формулировка цели Обеспечить обновление продукции

К оличественное выражение цели На 19 %

П ериод реализации В предстоящем году

Постановка целей подразделений.

Необходимым условием успешного определения эффективных целей подразделений является наличие связи между целями подразделения и компании в целом. Цели подразделений становятся проектом, наметкой для реализации общего плана компании.

Для определения целей подразделения необходимо ответить на три основных вопроса :

Рассмотрим постановку целей по основным подразделениям компании.

Отделы маркетинга и продаж. Цели маркетинга и продаж должны стоять в бизнес-плане сразу же после общих целей компании; так как существует тесная взаимосвязь между общими целями компании и целями отделов маркетинга и продаж. Можно выделить следующие цели компании; которые напрямую зависят от продаж :

Вот некоторые конкретные цели этих отделов во взаимосвязи с общими целями компании:

Пример определения цели отдела маркетинга и продаж в количественном выражении.

Общая цель компании в плановом периоде : Достичь уровень показателя чистой операционной прибыли 1;8 млн.руб

Определение цели отдела маркетинга и продаж :

где 0;1 – целевая маржа прибыли к объему реализации ( 10% )

18000000 : 260 = 69230 ед.товара

где 260 – средняя цена продукции

(69230 : 2300000) х100 = 3%

где 2300000 – общий объем продаж отрасли

Цели отдела маркетинга и продаж :

Производственные подразделения. Цели производственного подразделения включают все те; которые способствуют своевременному созданию продукции компании с издержками; не превышающими сумм; рассчитанных в плане. Они затрагивают следующие аспекты производственной деятельности :

Многие производственные цели напрямую связаны с общими целями компании.

Пример. Для достижения компанией целевого объема прибыли; перед производственным подразделением поставлена цель – снизить издержки.

Решение целевой задачи потребует приведение, к соответствующему уровню, производственных мощностей. Например, они могут быть подвергнуты определенному изменению. Обновление производственных мощностей к определенной дате может являться главной из обозначенных в производственном плане целей.

Определение возможных расхождений (разрывов).

Определив текущее положение компании и то; что должно быть (цели компании и ее подразделений); необходимо выяснить тот разрыв между желаемым и действительным положением при выполнении бизнес-плана.

Главная задача бизнес-плана, это «строительство моста» для преодоления разрывов и первым шагом здесь является определение величины разрывов.

Оценка размера расхождения и возможности устранения разрывов целесообразно проводить в рамках каждого подразделения. С этой целью необходимо установить различия между текущей позицией отдела и требуемыми показателями.

Конечным результатом такого анализа может быть следующая таблица :

Отдел

Настоя-щие

возмож-ности

Планируемые требования

Разрывы,

которые необходимо

устранить

Маркетинга и продаж

  • Спрос

  • Цена

  • Сервис

  • Постоянные клиенты

  • Реклама и продвижение

Производственный

  • Технология и оборудование

  • Труд

  • Качество

Персонал

  • Квалификация

  • Опыт

  • Система оплаты

Материальное обеспечение

  • Складские возможности

  • Полнота и надежность поставок

  • Безопасность

Финансы

  • Наличный капитал

  • Возможность внешнего заимствования