logo search
КИПы (2) / 57

1.4.1. Жилищный фонд

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства города, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки, что привело к ряду проблем, основными из которых являются:

недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;

неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;

низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии.

Проблема усугубляется большими объемами накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.

Дебиторская задолженность жилищно-коммунальных предприятий города по состоянию на 01.01.2010 г. составила 297,3 млн. рублей, из них:

задолженность предприятий ЖКХ – 33,7 млн. руб.;

задолженность населения – 224,3 млн. руб.;

Кредиторская задолженность– 272,2 млн. руб.

поставщикам топлива и энергии – 150,1 млн. руб.;

бюджетам по налогам и сборам – 30,3 млн. руб.;

Жилищный фонд города Новочебоксарска составляет на 01.01.2010 г. - 2440,7 тыс.кв. метров общей площади и представляет собой капитальный фонд в 5 - 10 этажей. Ведомственный жилищный фонд отсутствует. Жилая застройка оборудована на 100% водопроводом, канализацией, центральным отоплением и горячим водоснабжением, на 98,6%- сетевым газом, на 1,4% - напольными электроплитами.

Жилищный фонд г. Новочебоксарска можно охарактеризовать как более благоустроенный по сравнению с другими городами Чувашской Республики.

Техническая характеристика жилищного фонда

1. По годам возведения

1946-1970 – 116 домов

1971-1995 – 331 дом

После 1995 – 72 дома

2. Этажность домов

11-ти – 1 дом

10-ти этажных – 19 домов

9-ти этажных – 154 домов

7-ми этажных – 2 дома

6-ти этажных- 6 домов

5-ти этажных – 301 дом

4-х этажных – 27 домов

2-х этажный –9 домов

1-этажный -1 дом

3. Оборудовано лифтами -184 жилых дома

4.Оборудовано мусоропроводами – 292 жилых домов

Основной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат.

Принятый в 2007 году 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» активизировал работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города, а именно:

увеличилось создание товариществ собственников жилья не только за счет вновь введенных в эксплуатацию МКД, но в старом жилищном фонде;

созданы новые частные управляющих организаций по управлению МКД;

По способу управления МКД распределились так:

управляющие компании – 447 МКД (МУП -64 МКД; ООО -380 МКД, из них 3 МКД – Госжилфонд);

ТСЖ – 72 дома.

Таблица 15

Наименование мероприятия

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

Количество МКД

500

510

519

2

Управляющие организации, всего в том числе:

4

6

7

Муниципальные

2

1

1

Частные

2

5

6

3

ТСЖ

49

53

72

Администрацией города выполнена работа по формированию и проведению за счет средств местных бюджетов государственного кадастрового учета земельных участков на территории города, на которых расположены многоквартирные дома.

Доля организаций коммунального комплекса частной формы собственности осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод в общем количестве организаций коммунального комплекса, составляет 73%.

Проведенные мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволили городу войти в республиканскую адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2009 г.

Анализ выполнения капитального ремонта МКД в 2009 году приведен ниже:

Капитальный ремонт проходил в 39 МКД на общую сумму 148 796,73 тыс. руб.

Общая площадь капитально отремонтированных жилых домов —167649, 9 м2

Площадь отремонтированных фасадов – 980,0 м2

Площадь отремонтированных крыш (кровель) — 37 431,00 м2

Ремонт и замена инженерного оборудования – на сумму - 99 320 092,00 руб.

Ремонт фасадов на сумму 346 743,00 руб.

Ремонт крыши и кровли на сумму 38 697 266,00 руб.

Ремонт и замена лифтового оборудования — 10 единица

Новочебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики 15.11.2007 г. № С 35-2 утвердило «Программу капитального ремонта многоквартирных домов города Новочебоксарска на 2008 – 2012 годы». В 2008 был проведен капитальный ремонт МКД только на финансовые средства местного бюджета на общую сумму 19 222 тыс. руб., в результате которого на 19 домах отремонтирована кровля, а в 2 домах произведена замена стояков ХГВС.

За счет возможного выделения субъекту РФ средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» город планирует принять участие в капитальном ремонте МКД и:

в 2010 году отремонтировать 35 МКД на общую сумму -140 609 тыс. рублей, из них, за счет Фонда содействия реформирования ЖКХ 109 675 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики -13147,2 тыс. руб., за счет бюджета г. Новочебоксарска в сумме 10756,8 тыс.руб., за счет средств населения в сумме 7030 тыс. рублей.

В 2011 году отремонтировать 38 МКД на общую сумму -146856 тыс. рублей, из них, за счет Фонда содействия реформирования ЖКХ 114548 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики -13902,9 тыс. руб., за счет бюджета г. Новочебоксарска в сумме 11375,1 тыс. руб., за счет средств населения в сумме 7030 тыс. рублей.

В соответствии с нормативами ежегодно должно ремонтироваться 4-5 % всего жилищного фонда. В настоящеевремя ремонтируется только 1,2% от общей площади жилищного фонда, т.е. интенсивно возрастает недоремонт жилищного фонда, который ускоряет его износ. Не производится комплексный капитальный ремонт домов. В городе 34% многоквартирных жилых домов, что составляет 176 ед., имеют износ от 31 до 65%. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов грузопассажирские лифты в жилых домах по истечении 25 лет эксплуатации должны меняться или модернизироваться. В жилых домах города функционируют 528 лифтов, из них истек нормативный срок эксплуатации 94 лифтов. Количество лифтов, эксплуатирующихся с системами диспетчерского контроля, не соответствующими ПУБЭЛ составляет 188.

Многолетние отсрочки реализации рыночной реформы в жилищно-коммунальной сфере привели к тому, что жилищный фонд, испытывавший недостаток инвестиций на проведение капитального ремонта и недостаток финансирования текущего ремонта, находится в худшем состоянии, чем, если бы реформы начались одновременно с другими отраслями и были последовательно воплощены в жизнь.

Для создания условий для приведения жилищного фонда в соответствии с санитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные и безопасные условия проживания необходимо проведения капитального ремонта

в 2010 году – 65 домов/317,85 тыс.м2;

в 2011-2012-115домов/562,35 тыс. м2;

в 2013-2015 – 118 домов/577,02 тыс.м2;

в 2016-2020 – 125/611 тыс.м2;

Одним из направлений реформирования ЖКХ является снижение издержек. В данном направлении ведется целенаправленная работа:

готовится новая городская программа энергосбережения;

согласно ФЗ-261 «Об энергосбережении» ведется строительство жилого фонда по новым СниПам с установкой соответст­вующих приборов учета по видам коммунальных услуг; установлены приборы учета тепловой энергии и других ресурсов на всех отдельно стоящих объектах соцкультбыта.

В г. Новочебоксарск реализуется Программа учета и регулирования потребления тепловой энергии, внедрения автоматизированной системы диспетчеризации в жилых домах города. Реализация Программы осуществляется в два этапа. В 2007 году закончен первый этап выполнения мероприятий Программы.

Работа по установке приборов учета тепловой энергии на имеющемся жилом фонде практически закончена. Осталось нерешенным вопрос установки приборов учета тепловой энергии в домах, где технически их установка возможна только на группу МКД и непосредственно в тепловом узле после его реконструкции (Ивановский микрорайон – 5 домов не оборудовано счетчиками учета тепловой энергии).

Таблица 16

по состоянию на 01.01.2010 г.

Кол-во домов

Наличие приборов учета

на вводе в дом

Потребность в приборах учета

на вводе в дом

ХВС

Теплоэнер.

ГВС

э/э

ХВС

Теплоэнер.

ГВС

э/э

519

77

510

514

790

443

7

7

1

Сроки реализации второго этапа Программы – 2008 – 2013 гг. В рамках реализации 2 этапа данной программы в городе на сегодня оборудовано 88 узлов регулирования системы горячего водоснабжения в жилых домах. В результате проведенных мероприятий значительно улучшаться условия проживания в жилищном фонде города. Параллельно население активно работает по установке индивидуальных (поквартирных приборов) учета потребления холодной и горячей воды.

На 01.01.2010 г. из 45013 жилых квартир в МКД города -16 551 жилых квартир полностью оборудованы индивидуальными приборами учета энергоресурсов.

Наличие поквартирных приборов учета

ХВС - 20485 ед.

ГВС – 40170 ед.

Э/энергии – 44860 ед.

В городе разрабатывается программа установки общедомовых приборов учета на ХВС. В настоящее время их необходимо установить на 443 МКД. Рассматривается совместно с МУП «Водоканал» установка данных приборов и их диспетчеризация.

Диспетчеризация лифтового хозяйства города завершена. В настоящее время необходима разработка городской программы «Лифты».

Основные задачи на 2010-2012 годы и до 2020 года:

1. Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. Создание организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах с долей участия в уставном капитале города Новочебоксарска не более чем двадцать пять процентов и доведение их доли до восьмидесяти процентов от общего числа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и содержание, ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

2. Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.

3. Развитие системы ресурсо- и энергосбережения.

Установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов. Принятие НПА с обязательством собственников устанавливать индивидуальные приборы учета.

Организация энергетических аудитов на предмет выявления сверхнормативных потерь и ведение статистической отчетности по рациональному использованию энергоресурсов, оформление энергетических паспортов МКД.

4. Развитие систем коммунальной инфраструктуры города

Строительство третьего центра питания с трансформаторами электрической мощностью не менее 25 МВт, поскольку имеющихся мощностей центров питания в ближайшей перспективе будет недостаточно, чтобы покрыть все более растущие потребности потребителей электроэнергии.

Инвестиционная программа по МУП «Водоканал».

Разработка инвестиционной программы модернизацию лифтового хозяйства в 2011-2016 гг. 94 единицы на сумму 167413 тыс. руб. (цена 2010 года).

Строительство полигона для вывоза ТБО.

Разработке единой муниципальной базы информационных ресурсов.

Инвентаризация внутридомовых газовых сетей и газового оборудования.

Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.

5. Восстановление темпов роста жилищного строительства путем:

- разработки и утверждения проектов планировок новых жилых микрорайонов;

- сокращения сроков оформления земельных участков под жилищное строительство;

- сокращения расходов на технологическое присоединение к объектам энерго-, газо-, водо-, теплоснабжения;

- содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры в зонах жилищного строительства;

- осуществления государственной поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

6. Содействие образованию коммерческих коммунальных организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство в целях привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.