logo search
Курсач бизнес - план (мой)

3.3. Стратегические направления фирмы

Особое место в плановой организации деятельности фирмы занимает пер­спективное, стратегическое планирование, которое является одной из основных функций управления и представляет собой процесс определения целей создания организации, а также путей их достижения. Стратегическое планирование фор­мирует основу для всех управленческих решений. Функции организации, моти­вации и контроля менеджмента ориентированы на разра­ботку и реализацию стратегических планов.

Планирование, как известно, представляет составную часть стратегиче­ского управления. Процесс стратегического управле­ния протекает в три этапа: первоначально определяются долгосрочные перспективы развития предприятия и его основных подразделений; на этапе реализации планов разрабатываются мероприятия по осуществлению фирменной стратегии; с помощью контроля вы­являются основные проблемы в области реализации стратегии компании. Стратегическое планирование определяет характер стратегического управления. Реализация стратегических планов, стратеги­ческий контроль и выявление возни­кающих проблем относятся к сфере оперативного управления и поэтому не мо­гут рассматри­ваться как чисто стратегические факторы. Выделим следующие особенности стратегического планирования: оно ориентируется на долгосрочную перспективу; стратегические планы определяют основные направления развития предприятия; обозначаемые определенные «ниши» хозяйствен­ной деятельности в дальнейшем подлежат заполнению средства­ми оперативного планирования; основная цель стратегического планирования заключается в обеспечении буду­щей успешной деятельности предприятия. Процесс стратегического планиро­вания может быть представ­лен в виде последовательного решения стратегиче­ских проблем. При этом этапы их решения разграничиваются таким образом, чтобы на каждом могли быть использованы свои специфические методы.

На первом этапе устанавливаются стратегически важные сферы деятель­ности предприятия — то есть те, которые управля­ются и планируются относи­тельно независимо от других рынков и инфраструктур.

Второй этап стратегического планирования характеризуется анализом от­дельных стратегических областей. При анализе не за­трагиваются общефирмен­ные проблемы, так как отдельные стра­тегические сферы имеют свою рыночную специфику и внешнее окружение, а их инфраструктура обладает своими силь­ными и слабыми сторонами по отношению к конкурентам. Отсюда раз­личные сферы хозяйственной деятельности предприятия имеют свои риски и особые шансы на успех. Анализ рынка и отрасли — наиболее сложная область иссле­до­вания. Главное здесь изучение жизненного цикла продукции, рыночных сегмен­тов и отраслевой структуры. Очень важно срав­нение возможностей предприятия с конкурентами. При этом выявляются сильные и сла­бые стороны экономики фирмы в сопоставлении с конкурента­ми. В результате руководству фирмы дол­жен быть представлен перечень благоприятных шансов и рисков для данной хо­зяйст­венной сферы.

На третьем этапе отрабатывается принципиально важный до­кумент, в ко­тором определяются цели и задачи предприятия, раз­граничиваются сферы дея­тельности, фиксируются долгосрочные целевые установки.

На четвертом этапе разрабатывается общефирменная стратегия на установ­ленный отрезок времени — на срок от 5 до 10 лет. Общефирменная стратегия вклю­чает в себя проекты и программы, помощью которых эти фак­торы успеха могут быть реализованы. Только в этом случае стратегическое планирование способно привести к улучшению положения предприятия.

Если на пятом этапе реализуется стратегическое планирование примени­тельно к уровню отдельной сферы деятельности (базирующееся на целях и рас­пределении ресурсов, предусмотрен­ных общефирменной стратегией), то на шестом этапе разраба­тывается функциональная стратегия, как на уровне отдель­ной области, так и всего предприятия.

На последнем этапе реальность целей, намеченных на предыдущих этапах планирования, обосновывается путем разработки долгосрочных финансовых планов. В зависимости от финансовых обстоятельств фирмам приходится даже предусматривать структуру областей хо­зяйственной деятельности, которые со­ставляли основу стратегических планов

Смысл стратегического планирования состоит в создании условий для сдерживания стремления руководителей к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей; ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, нежели не реагирование на уже происходящие изменения; создании усло­вий для руково­дства фирмы в установлении обоснованных приоритетов распределения имею­щихся ресурсов, их мобилизации в целях достижения поставленных конкретных задач. Важным фактором стратегического планирования является то, чтобы стратегия, разработанная руководителями высшего звена управления фирмой, была бы поддержана руководителями сред­него звена и всеми работниками. Последние должны четко представлять свою роль в деятель­ности фирмы и дос­тижении ею долговременных и краткосроч­ных целей. Для этого они должны быть соответствующим образом проинформированы. Без ясной формулировки целей нет возмож­ности объединить усилия всех работников для их достижения. Отсюда столь важным этапом стратегического планирования является определе­ние целей и задач фирмы. При формулирова­нии целей фирмы рекомендуется ис­пользовать как количествен­ные показатели, например, доли товаров фирмы по странам, то­варам или сегментам; объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном или денежном выражении; размер прибыли фир­мы; производствен­ные издержки по изготовлению и сбыту про­дукции и другие, так и качественные показатели, характеризую­щие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продук­ции; охрану окружающей среды в странах, где действует фирма; обеспе­чение занятости в регионах, где фирма ведет торговлю или открывает филиалы и другие. В настоящее время в условиях перехода России к рыночной экономике для стратегического планирования фирмы может быть предложена следующая схема. Программа деятельности фирмы. Цели фирмы, главное — вы­жить в ус­ловиях экономического спада и роста инфляции в стра­не; как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность и систему управления фирмой к из­меняющимся внешним и внут­ренним экономическим условиям; сохранить кол­лектив специа­листов и руководящих работников, имеющихся на фирме; обес­пе­чить стабильное положение фирмы на рынке. Стратегия фирмы: максимально масштабно участвовать в го­сударственных программах развития и производства товаров и услуг, дотируемых за счет бюджетных ассигнований; вести посто­ян­ный поиск российских заказчиков на товары и услуги, которые могут быть про­изведены фирмой; проанализировать опрос, оп­ределить перечень и организовать выпуск новых товаров, пре­доставление новых услуг, которые отвечают возмож­ностям фир­мы и могут распространяться среди населения непосредственно или через торговую сеть; обеспечить эффективную рекламу всех товаров и услуг фирмы; вести постоянный поиск зарубежных заказчиков на товары и услуги, ко­торые могут быть предоставлены фирмой; проводить активную коммерческую деятельность (сда­ча в аренду помещений и территорий, кредитование, сбыт то­варов других фирм и др.); уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и ус­лугам.

Итак, стратегическое планирование в фирме выступает средством дости­жения ее целей. Такое планирование — набор дейст­вий и решений, принятых руководством, которые обеспечивают разработку специфических стратегий, чтобы помочь организации достичь ее глобальных целей. Процесс стратегиче­ского планирования помогает в принятии правильных управленческих реше­ний. Его задача обеспечить нововведения и изменения в органи­зации в необходимой мере и в нужные периоды. Можно выделить четыре основных вида управленче­ской деятельности в рамках про­цесса стратегического планирования: распреде­ление ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организа­ционное стратегическое предвидение.

Формулировка миссии пред­приятия содержит следующие моменты:

1. Главная задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

2. Характеристика по от­ношению к фирме среды, которая оп­ределяет основные принципы деятельности предприятия на рынке.

3. Культура и психологический климат организации. Весьма важным для длительного выживания предприятия на рынке выступает систематический анализ управления производ­ственными операциями. В ходе об­следования сильных и слабых сторон управления производством целесообразно найти ответы на следующие вопрос: может ли фирма производить свои товары (услуги) по более низкой цене, чем ее конкуренты.

Заметной разницы по вопросу отличий стратегического планирования для крупного и малого бизнеса: принципиальной разницы нет, - в обоих случаях участникам процесса предстоит пройти через написание миссии организации, проанализировать внешнее и внутреннее состояние фирмы, выполнить SWOT-анализ, поставить цели и разработать стратегии и затем детализировать страте­гии до планов действий. После всех этих барьеров наступает черед нелегкого этапа внедрения.

Однако можно внести рациональное зерно, в упрощении технологии прохождения тех или иных этапов. Самым богатым полем деятельности в этом смысле является сбор статистики (анализ внешнего и внутреннего состояния). Это довольно трудоемкий этап, но я хочу привести пример как можно облегчить эту задачу. Для выше рассмотренного ООО такой вариант является приемлемым и это облегчит трудоемкость планирования. Чем меньше фирма, тем меньше на нее влияет внешняя среда. Это, конечно, не говорит о том, что малый бизнес не подвержен влиянию внешней среды. Напротив, еще как подвержен. Но период реанимирования бизнеса, после ударов внешней среды (если он вообще возмо­жен), для малого предприятия проходит быстрее, чем для среднего и крупного. Для аналогии, развернуть большой корабль гораздо труднее, чем маленький ка­тер.

Отсюда, при наличии малого предприятия возможно объединение анализа внешнего и внутреннего состояния в одну систему, при доминанте последнего. Называется этот этап стратегической оценкой предприятия (СОП) и выделяется четыре области анализа:

  Данный подход не является абсолютно новым. Его особенность в том, что мы попытались выделить внутри каждой из указанных областей анализа ми­нимально необходимое количество категорий (факторов), без которых нельзя считать анализ и оценку Вашего предприятия законченными. Итак 16 категорий.

Также можно объединить работу в команде с пунктом корпоративная культура

Степень использования ресурсов и знаний предприятия для преобразования в эффективные действия

  Определив категории перейдем к собственно процедуре анализа. Она со­стоит из двух этапов. На первом этапе происходит числовая оценка, точнее са­мооценка по указанным 16 категориям. На втором этапе производится фиксация сильных и слабых сторон по каждой категории. Кто это делает? Естественно ра­ботники Вашей компании. Данный подход хорошо зарекомендовал себя в диаг­ностике семейного бизнеса, где степень открытости между членами команды достаточно высока. Рекомендуется применение следующей системы числовой оценки:

 Полученные цифровые значения оценок можно трактовать следующим образом:

  1. низкие оценки требуют разработки (установления) целей и планов дейст­вий, которые приведут к изменениям ситуации в лучшую сторону

  2. Чем ближе друг к другу средние показатели по каждому разделу, тем более ровно управляется организация

  3. Чем выше средние значения по разделам, тем более будет реализован потен­циал организации.

  4. Разрыв между верхними и нижними значениями по разделам следует рас­сматривать как стратегическую возможность, но не как неудачу.

  5. Стратегическую оценку предприятия следует повторять на ежегодной ос­нове для анализа Вашего прогресса по каждой из предметных категорий.

В самой процедуре стратегической оценки используется довольно про­стая форма. В приложении приведена краткая инструкция по ее заполнению, а затем и сама форма.