logo search
2к_Ист_ДО_Лекц_Основы_архивовед

§ 2. Обеспечение сохранности документов Национального архивного фонда Беларуси

Обеспечение сохранности документов — одна из главных задач государственных архивов. Для ее выполнения проводится целый комплекс взаимосвязанных работ:

  1. — создание оптимальных условий хранения документов;

  2. — соблюдение порядка выдачи дел из хранилищ;

  3. — проверка наличия и состояния дел;

  4. — создание страхового фонда на особо ценные документы;

  5. — обеспечение физической сохранности дел.

В архивах эти работы осуществляют отделы или группы обеспечения сохранности документов и фондов и их структурные подразделения — архивохранилища. Приказом директора архива назначаются лица, несущие полную ответственность за сохранность фондов и имущества хранилищ. Прием хранилищ проводится по актам, утверждаемым руководством архива. 11 июня 1985 г. Главархив СССР утвердил и ввел в действие Отраслевой стандарт правил государственного хранения документов на бумажных носителях. Стандарт установил технические требования к зданиям и рабочим помещениям архивов, температурно-влажностный, световой, санитарно-гигиенический режимы хранения документов, порядок организации контроля физического состояния документов, комплекс мер обеспечения их сохранности при поступлении на государственное хранение, постоянном хранении, специальной обработке, использовании и транспортировке. Этот стандарт действует до настоящего времени.

Создание оптимальных условий хранения документов. Документы, подлежащие государственному хранению, размещаются в специально построенных или приспособленных для этой цели зданиях. Не допускается совмещение хранилищ и рабочих помещений любого назначения. Архивохранилища должны содержаться в чистоте, образцовом порядке, исключающих появление насекомых, грызунов, плесени и накопления пыли. Для этого необходимо регулярно проводить влажную уборку и обеспыливание стеллажей и документов.

Для обеспечения длительной сохранности документов на бумажной основе в хранилищах следует соблюдать оптимальный температурно-влажностный режим хранения: температура +17—+19°С, относительная влажность 50—55%. В специально построенных зданиях архивов такой режим поддерживается системой кондиционирования воздуха. В приспособленных помещениях проводятся мероприятия по оптимизации температурно-влажностного режима хранения документов с применением технических средств увлажнения или осушения или путем рационального проветривания на основании показаний контрольно-измерительных приборов.

Температурно-влажностный режим хранения документов контролируется регулярным измерением климатических параметров воздуха (температура и влажность воздуха): в кондиционируемых помещениях — два раза в неделю; в хранилищах с нерегулируемым климатом — три раза в неделю; при нарушении режима хранения — ежедневно.

Результаты измерений фиксируются в специальном регистрационном журнале, который ведется в каждом архивохранилище.

Постоянное хранение документов должно осуществляться в темноте. Выполнение этого требования обеспечивается хранением документов в коробках, папках, шкафах или на стеллажах закрытого типа, а также соблюдением установленного светового режима. Естественное освещение допускается только с обязательной защитой документов от прямого попадания солнечных лучей. Для этого на окнах устанавливаются светорассеивающие стекла, светонепроницаемые и светорассеивающие шторы и т.д.

Защиту документов от разрушающего действия естественного и искусственного света необходимо предусматривать не только в хранилищах, но и во всех помещениях, где производится работа с документами.

В архивохранилищах следует соблюдать охранный режим. Не допускается держать двери хранилищ открытыми. По окончании работы они запираются и опечатываются. Порядок допуска сотрудников архива в архивохранилища устанавливает директор архива. Посторонние лица допускаются в хранилища с разрешения администрации архива и в присутствии работников архивохранилища.

Пожарная безопасность в архивах обеспечивается системой пожарной защиты. Крупные, специально построенные архивохранилища оборудуются автоматической системой газового пожаротушения. Такие системы имеются, например, в зданиях НА РБ (ул. Кирова, 43) и НИАБ (ул. Кропоткина, 55). В остальных архивах применяются углекислотные огнетушители, которые устанавливаются из расчета не менее одного на каждые 50 м2, но не менее двух на каждое отдельное помещение.

Здания архивов оснащаются противопожарным водоснабжением. Пожарные краны устанавливаются на всех его лестничных площадках. При каждом кране полагается иметь прорезиненный рукав протяженностью до крайней точки хранилища.

В основных помещениях архива прокладывается скрытая проводка, применяется полугерметическая осветительная арматура. Светильники, электрощиты и распределительные устройства в архивах должны быть закрытого типа. Хранилища оборудуются общими и поэтажными отключающимися рубиль­никами. Распределительные щиты, предохранители и отключающие рубильники устанавливаются только вне хранилищ.

Хранилища и помещения для работы с документами обеспечиваются охранно-пожарной сигнализацией. Они обязаны иметь удобные для эвакуации документов выходы к лифтам, на лестничные площадки, в коридоры.

Пути эвакуации обязаны отвечать следующим требованиям:

— запрещается загромождать их различными предметами и оборудованием;

— все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в направлении выхода из здания;

— подвальные помещения и цокольные этажи оборудуются собственными выходами;

— в коридорах на путях эвакуации устанавливаются символические изображения знаков: “Выход”, “Открытая дверь”.

В хранилищах запрещаются курение, применение нагревательных электроприборов, хранение посторонних предметов (портфелей, сумок, продуктов питания и др.).

Соблюдение порядка выдачи дел из хранилищ. Хранящиеся в государственных архивах документы постоянно используются. Они выдаются сотрудникам архива для усовершенствования описей, каталогизации документов, подготовки сборников документов, исполнения запросов социально-правового характера и других целей. Учреждения берут дела во временное пользование для оперативных целей управления. Исследователи в читальном зале архива работают с ними при разработке плановых тем, подготовке монографий, докторских и кандидатских диссертаций и др. Для улучшения физического состояния и проведения специальной обработки (обеспыливание, дезинфекции и др.) дела передаются в лаборатории микрофильмирования, реставрации и переплета документов.

Выдача дел из архивохранилищ и их прием обратно проводятся только их работниками на основании требований на выдачу дел.

Выдача дел производится с письменного разрешения руководства архива при выдаче особо ценных дел, для передачи во временное пользование учреждениям, экспонирования на выставках, а также в лабораторию микрофильмирования, реставрации и переплета; заведующего отделом обеспечения сохранности документов и фондов при выдаче документов сотрудникам архива для работы в служебных помещениях и исследователям в читальный зал.

Дела выдаются на определенные сроки в зависимости от целей использования: на 10 дней — сотрудникам архива, занимающимся исполнением запросов; один месяц — сотрудникам архива для работы по усовершенствованию описей, каталогизации, подготовки сборников и т.п.; три месяца — учреждениям во временное пользование; пять дней — особо ценные дела; пять дней — описи документов.

В случае необходимости срок использования может быть продлен.

Срок выдачи дел в лабораторию для страхового копирования, переплета, реставрации и специальной обработки устанавливается планами работ архива и лаборатории.

Перед выдачей дела проверяется нумерация его листов, правильность оформления обложек, физическое состояние, наличие листов использования и особенностей (печатей, фотографий, рисунков и т.д.). В заверительном листе делается отметка о его проверке. Дела в плохом физическом состоянии, с ветхой основой, непронумерованные не должны выдаваться.

При наличии в архиве копий документов оригиналы не выдаются. В порядке исключения подлинные дела могут быть выданы с разрешения руководства архива.

Дела, возвращаемые в хранилище, проверяются так же, как и при выдаче, — контролируется наличие листов и заполнение листа использования, фактическое состояние дела сверяется с заверительной записью. В случае обнаружения каких-либо повреждений или недостачи листов составляется акт и об этом докладывается директору архива.

В архивохранилищах ведется учет выдачи дел. Все они регистрируются в книгах выдачи дел из хранилищ, которые ведутся раздельно по каждому направлению работы и использованию:

— книга выдачи дел сотрудникам архива;

— книга выдачи дел в читальный зал;

— книга выдачи дел во временное пользование;

— книга выдачи дел в лабораторию.

В небольших архивах возможно ведение двух или трех книг. Все графы книг заполняются полностью. После возврата дел и подкладки их на место в книге делаются отметки о возвращении. На место выданных дел подкладывается карта-заменитель, отдельная на каждое дело, с указанием номеров фонда, описи, единицы хранения, кому и когда выдано дело и росписью сотрудника, выдавшего его. После возвращения дела на место в карте-заменителе дела делается отметка и она изымается из коробки или связки.

Работа с документами, выданными из хранилища, в служебных помещениях архива, читальном зале, лаборатории, других местах должна проводиться с соблюдением всех требований обеспечения их сохранности — режимов хранения документов, температурно-влажностного, светового, санитарно-гигиенического.

Проверка наличия и состояния дел. Наряду с учетом одним из средств контроля за обеспечением сохранности документов является проверка их наличия и состояния. Она проводится для установления фактического наличия дел, числящихся по описям, и их физического состояния.

Проверка наличия и состояния дел относится к плановым видам работ каждого государственного архива. Она осуществляется по фондам первой категории — один раз в 10 лет; по фондам второй и третьей категорий — один раз в 15 лет; особо ценных документов — один раз в 5 лет.

В случае стихийных бедствий, массовых перемещений и других обстоятельств, в результате которых могут быть утрачены документы, проводятся внеочередные, единовременные проверки наличия и состояния дел всех или части фондов. Например, после переезда ЦГАОР БССР в новое здание была проведена сплошная проверка наличия всех фондов.

В государственных архивах республики практикуется проведение проверок наличия и состояния дел, выдававшихся в предыдущем году. Для экономии времени в некоторых госархивах не проводятся плановые проверки неиспользуемых фондов. Коробки с делами этих фондов после проверки опечатываются и к ним больше не возвращаются.

Проверка наличия и состояния дел проводится группой сотрудников (не менее двух человек). Они устанавливают фактическое наличие дел путем сверки описательных статей описи с описанием дел на обложках (шифра, названия фондообразователя и его структурных частей, заголовка, крайних дат, количества листов). Физическое состояние дел определяется визуально. Все обнаруженные недостатки фиксируются в листе проверки, а затем в акте проверки. Делать какие-либо пометы и записи в ходе проверки в описях дел и других учетных документах категорически запрещается. После окончания проверки в конце описи проставляется отметка о ее проведении. В случаях обнаружения в описи неучтенных литерных и свободных номеров итоговая запись пересоставляется.

На основании итоговых записей в листе проверки составляется акт проверки наличия и состояния дел (приложение 14). Он подписывается исполнителями. Одновременно с актом и в случае необходимости составляются акты о технических ошибках, обнаружении неучтенных дел, неисправимых повреждениях дел и др. На необнаруженные при проверке дела заводятся карточки, где указываются номер и название фонда, номер описи, номер и заголовок дела. Данные проверки физического состояния дел фиксируются в карточках учета физического состояния дел. При выявлении отсутствующих дел организуется их розыск. Для этого необходимо тщательно проверить все учетные документы фонда и проанализировать его историю (когда и в каком состоянии поступили материалы, какие виды работ проводились, кому передавались дела и т.д.), изучить учетные документы по выдаче дел из архивохранилищ, просмотреть дела находящихся рядом фондов, так как возможна неправильная подкладка дел и т.д.).

Обнаруженные в ходе розыска дела передаются хранителю фондов для подкладки на место. Кроме того, составляется справка об их обнаружении, которая является основанием для исключения этих дел из числа разыскиваемых, и делается отметка в картотеке необнаруженных дел. Дела, отсутствие которых документально подтверждено, снимаются с учета.

На отсутствующие дела, пути розыска которых исчерпаны, готовится акт о необнаружении дел. К нему прилагается подробная справка об итогах розыска. Затем эти документы направляются в Белкомархив, который дает письменное разрешение на снятие с учета необнаруженных дел. На его основании директор архива издает приказ о снятии отсутствующих дел с учета.

Проверка наличия и состояния дел считается завершенной после внесения изменений в учетные документы проверявшегося фонда. Ее материалы подшиваются в дело фонда.

Создание страхового фонда особо ценных документов. Для сохранения ценной документации на случай утраты и повреждения оригиналов создается страховой фонд. Он изготавливается путем микрофильмирования дел. При этом делаются страховой фонд и фонд пользования.

Страховой фонд является неприкосновенным и хранится территориально обособленно от оригиналов документов. В Беларуси он сконцентрирован в специальном хранилище Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Фонд пользования предназначен для выдачи исследователям вместо подлинников.

Страховому копированию подлежат особо ценные документы. В связи с этим в архивах проводится работа по их выявлению. К особо ценным документам относятся документы, содержащие информацию о важнейших событиях, фактах и явлениях жизни общества, имеющие непреходящее значение для государственного управления, народного хозяйства, обороны страны, в международных отношениях, научных исследованиях и невосполнимые при их утрате с точки зрения их юридического значения и автобиографичности, а также уникальные документы, не имеющие себе подобных по заложенной в них информации, по способу ее фиксации или по внешним признакам.

При выявлении особо ценных документов архивы руковод­ствуются следующими общими критериями:

— значение фондообразователя;

— время создания документов;

— ценность содержащейся в документах информации;

— авторство документов;

— юридическая сила, подлинность документов;

— наличие художественных, палеографических особенностей документов.

Критерий “Значение фондообразователя” предполагает учет роли, места и значения фондообразователя в государственной, народнохозяйственной и других сферах жизни общества. Например, документы канцелярий генерал-губернаторств имеют особую ценность как документы высших административных органов в губерниях.

Критерий “Время создания документа” используется при выявлении документов, относящихся к ранним историческим периодам и периодам особой исторической значимости. Например, в истории Беларуси важны документы периода вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, восстания 1863 г., образования Белорусской Народной Республики и БССР и др.

Критерий “Ценность содержащейся в документах информации” предполагает выявление в пределах каждого фонда документов, возникших при осуществлении фондообразователем основных функций и содержащих наиболее полную информацию о событиях, явлениях, фактах. Чем большее влияние они оказали на развитие общества, тем ценнее эти материалы. При оценке материалов по их содержанию необходимо учитывать также вид документа, который сам по себе обусловливает его ценность, например жалованные грамоты, инвентари имений, уставные грамоты, листовки, воззвания и т.д.

Критерий “Авторство документа” обязывает учитывать роль автора в политической, народнохозяйственной, общественной, научной и культурной жизни страны. При этом особое значение имеет фактор автобиографичности документа. Надо иметь в виду, что ценные биографические материалы нередко встречаются в фондах третьей категории. Например, в фонде Минского акцизного управления хранится формулярный список известного народника 70-х годов Сергея Ковалика, а в фонде Рогачевской учительской семинарии — документы, связанные с обучением в ней белорусского писателя Михася Лынькова.

Критерий “Юридическая сила, подлинность документов” предполагает при наличии в фонде подлинников и копий одних и тех же документов выявление и учет оригиналов.

Критерий “Наличие художественных, палеографических особенностей документов” чаще применяется при оценке документов ранних исторических эпох, а также материалов личных фондов. Например, в Национальном историческом архиве Беларуси широко использовался этот принцип при оценке документов фондов земских и городских судов, магистратов и ратуш периода Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также дел о дворянском происхождении.

Кроме основных признаков архивы при выявлении особо ценных документов руководствуются и другими критериями. Например, в НИАБ применяется критерий “Сохранность документов”, т.е. учитывается объем сохранившихся документов за тот или иной период. Он используется при оценке фондов Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, так как за этот период осталось очень мало документов.

Выявление особо ценных документов в государственных архивах, как правило, осуществляется по совокупности критериев. Оно проводится поэтапно:

— выявление фондов, частей фондов;

— отбор дел по описям;

— изучение отобранных дел путем полистного просмотра.

Дело считается особо ценным при наличии в нем хотя бы одного особо ценного или уникального документа. На отобранные дела составляется опись в четырех экземплярах. Дела в нее вносятся под номерами основной описи и располагаются в порядке возрастания номеров. Если все дела или большинство дел по описи являются особо ценными, отдельная опись не составляется, а копируется имеющаяся.

К описям особо ценных дел оформляется титульный лист. В архивах ведется отдельный учет особо ценных фондов и дел, но во всех учетных документах за ними сохраняются их прежние номера.

Учет осуществляется по списку фондов, содержащих особо ценные дела, описям особо ценных дел, реестру описей особо ценных дел.

После завершения выявления особо ценных дел готовится акт о проделанной работе, который помещается в дело фонда. В основных описях в графе “Примечание”, на обложках особо ценных дел в правом верхнем углу и ярлыках коробок и связок, где хранятся такие дела, проставляется штамп “ОЦ”.

Сведения о количестве выявленных в течение года особо ценных дел отражаются в годовых отчетах архивных учреждений и препроводительном письме к форме № 11, высылаемом в Белкомархив.

Выявленные особо ценные дела в первую очередь микрофильмируются, реставрируются, переплетаются, ремонтируются и картонируются. Все это позволяет архивам сохранить наиболее значимую часть их документальных богатств.

Обеспечение физической сохранности документов. Время накладывает свой отпечаток на хранящиеся документы. Им, как и людям, много пришлось пережить на своем веку — войны, стихийные бедствия, пожары, нерадивое отношение к их хранению и т.д.Сказывается также действие разрушающих факторов — света, тепла, воды, химических веществ, плесневых грибков. Отрицательно влияет на физическое состояние документов низкое качество бумаги и красители, многократное и небрежное использование документов. В результате идет необратимый процесс изменения структуры бумаги, ее старение и износ, выцветает и повреждается текст. Многие дела несут следы механических повреждений. Дальнейшее хранение и использование таких документов сопряжено с опасностью их полной гибели.

В государственных архивах ведется работа по определению физического состояния документов. Она осуществляется в процессе проверки наличия и состояния дел, при выдаче дел из хранилищ, научно-технической обработки фондов или как самостоятельный вид работы. Полученные сведения заносятся в специальную картотеку учета состояния фондов, где, в частности, показывается количество дел, требующих микрофильмирования, реставрации, переплета, восстановления затухающих текстов, дезинфекции и т.д.

На основании этой картотеки определяются дела и очередность проведения работ по улучшению их физического состояния.Некоторые из них выполняются силами сотрудников государственных архивов. Они осуществляют мелкий ремонт дел, их подшивку, восстанавливают затухающие тексты путем изготовления машинописных копий или ксерокопий, наращивают корешки для последующего переплета дел и переплетают их, проводят дезинфекцию и обеспыливание дел и др.

Значительная часть работ проводится специальными лабораториями, созданными в системе государственной архивной службы республики. Они занимаются дезинфекцией, реставрацией, переплетом и микрофильмированием дел, а также другими работами по обеспечению физической сохранности документов.

Архивы при подготовке дел для передачи в лабораторию проводят отбор дел, проверку их нумерации, правильности оформления обложек и физического состояния документов.

Передача дел в лабораторию оформляется заказом, который подписывает директор архива. В нем содержатся сведения о номерах и названных фондах, номера описи и дел, количество листов в каждом деле, а также об общем количестве листов в данном заказе.

В лаборатории проверяется правильность оформления заказа, соответствие количества и состава передаваемых дел записям в заказе, качество подготовки дел в соответствии с действующими требованиями.

При возвращении заказа государственные архивы контролируют количество и состав полученных дел и качество выполненной работы.

В архивах ведутся картотеки учета работы по улучшению состояния фондов, в которой отражаются сведения о проведенных работах, в том числе о количестве микрофильмированных, отреставрированных, переплетенных, продезинфицированных дел, а также восстановленных затухающих текстов. Принимаемые архивами меры по улучшению физического состояния документов продлевают их жизнь.

Система научно-справочного аппарата к документам национального архивного фонда Республики беларусь