§ 1. Назначение и виды учета
В соответствии с Законом Республики Беларусь “О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь” документы НАФ независимо от места их хранения подлежат централизованному государственному учету.
Учет документов Национального архивного фонда Беларуси — это определение их количества и отражение его в учетных документах.
Учет документов закрепляет организацию документов по определенным классификационным комплексам, является средством обеспечения сохранности и контроля за их наличием, дает возможность адресного поиска необходимой информации.
Учету подлежат все документы, входящие в НАФ республики, независимо от их содержания, подлинности, способа воспроизведения. Принципиальной основой учета архивных документов является единство их хранения и учета.
Документы, образующие НАФ, объединяются в ряд комплексов путем их классификации, которая начинается в процессе делопроизводства в учреждении и завершается в государственном архиве. Выделяются следующие комплексы: дело, архивный фонд (или его разновидности), материалы архива в целом и наконец Национальный архивный фонд. Учет строится таким образом, что каждому комплексу соответствует свое звено в системе учета, свой набор учетных документов. Учетные данные последовательно концентрируются по каждому комплексу. Первичное звено — дело — принимается за исходную величину (единицу количественного подсчета) в системе учета. Далее учетные данные обобщаются по фонду, а затем по архиву. В конечном итоге все сведения концентрируются и сводятся в Белкомархиве и таким образом получается сводная информация о Национальном архивном фонде. Такая система учета дает возможность установить состав и объем материалов по любому комплексу, точно определяя его местонахождение, вплоть до места отдельного дела в архивном фонде.
Учет документов в государственных архивах строится на принципах централизации, преемственности учетных документов на всех стадиях работы (в делопроизводстве учреждения, в ведомственном и государственных архивах), динамичности. Централизация архивного дела создала предпосылки для централизованного учета. Установлены единые требования к учетным данным, без чего были бы невозможны их суммирование и обобщение, единые формы учета и единая методика их заполнения. Преемственность в ведении учета достигается за счет строгой регламентации системы учетной документации, единообразия ее заполнения и наличия единого методического руководства. Состав и объем почти всех комплексов (особенно тех, которые постоянно пополняются документами действующих учреждений) меняется. Эти изменения вызваны приемом новых документов, передачей их из одного архива в другой, выделением к уничтожению дел, не представляющих научной и практической ценности, и т.п. Это требует от системы учета динамичности, т.е. способности оперативно отражать происходящие изменения как в объеме, так и в составе документов.
В государственных архивах существует централизованный учет документов, который ведет специальное подразделение или специально выделенный сотрудник. Кроме того, учет документов организован в каждом хранилище отдела обеспечения сохранности документов и фондов. Обе системы учета взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Учет документов в архивных учреждениях осуществляется с помощью основных и вспомогательных документов. Ведение первых обязательно для каждого госархива, необходимость вторых определяется самим архивом.
В централизованном учете должна быть следующая основная учетная документация:
— книга учета поступления документов;
— список фондов;
— листы фондов;
— описи дел (первый экземпляр);
— карточки фондов;
— паспорт архива на 01.01.;
— дела фондов;
— сведения об изменениях в составе и объеме фондов на 01.01.
Книга учета поступлений документов (приложение 5) предназначена для записи всех поступлений материалов архива. Ведется она по годам, но порядковая нумерация валовая. В книге указывается, когда, от кого и на основании какого документа поступили в архив материалы, отмечаются их наименование, хронологические рамки и объем, а также номер фонда, им присвоенный, или номера фондов, хранящихся в архиве, к которым они присоединены.
Список фондов (приложение 6) — это перечень наименований архивных фондов, расположенных в порядке их номеров. Он фиксирует фондовый состав архива. В него фонд записывается только один раз, при первом поступлении. Каждому вновь принятому фонду присваивается очередной номер по списку фондов, а также отмечается дата его приема.
Объединенные фонды и архивные коллекции учитываются как обычный фонд. Название фонда вносится в список с титульного листа описи или из исторической справки. Он состоит из полного и в скобках официально принятого сокращенного названия учреждения — фондообразователя, указаний о подчиненности, местонахождении, времени деятельности фондообразователя. Если название фондообразователя менялось, то в списке дается только последнее. При описании объединенных фондов приводится его обобщенное название.
В случае передачи фонда в другой архив или ликвидации в списке в графе “Отметка о выбытии” указывается, куда выбыл фонд и на основании какого документа. Освободившийся номер фонда другому фонду не присваивается. Перенумерация производится только с разрешения Белкомархива.
При включении в список фонда действующего учреждения в нем оставляется место на случай последующих переименований фондообразователя.
Лист фонда (приложение 7) заводится при первом поступлении фонда. В нем содержатся суммарные сведения о составе фонда в целом и происходящих изменениях.
Лист фонда состоит из трех основных разделов:
-
“Общая характеристика документов”. Здесь даются все названия фондов и крайние даты каждого наименования, дата первого поступления, местонахождение фонда (наименование государственного архива), номер фонда, дата посылки карточки фонда вышестоящему архивному органу, прежний номер фонда;
-
“Учет неописанных материалов”. В нем приводятся количественные показатели и документальное основание поступления и выбытия материалов, а также наличное количество дел на каждую дату записи;
-
“Учет описанных материалов”. Раздел содержит характеристику описей (номера описей, их названия, даты и объем в делах), выбытия описанных документов, а также сведения о количестве дел в наличии по каждой описи и фонду в целом по состоянию на каждую дату записи.
Если на листе фонда не остается места для очередных записей, заводится лист-продолжение, в верхней части которого пишется: “Продолжение, ф. №... л. 2”. На первом листе делается ссылка: “См. продолжение, л. 2, 3, 4 и т.д.” Листы продолжения подкладываются вслед за основными листами.
В некоторых случаях при переработке фонда, передаче его в другой архив и т.д. лист фонда может пересоставляться. В этих случаях старый лист помещается в дело фонда. В верхних углах нового и старого листов фонда делается отметка: “Лист пересоставлен” и указывается, когда и по какой причине.
Листы фондов хранятся в порядке номеров фондов в папках с клапанами. К каждой папке составляется лист-заверитель, где цифрами и прописью указывается количество листов в ней, а также перечисляются пропущенные и литерные номера листов. Все листы фондов нумеруются в правом верхнем углу.
Архивная опись (приложение 8) дает сведения о единичном и суммарном учете дел (более подробная характеристика описи дана в § 4 главы 14).
Карточка фонда (приложение 9) заполняется на каждый впервые поступивший фонд и высылается всеми госархивами в Белкомархив, а областными архивами — и в архивные отделы облисполкомов. Она составляется на основании листа фонда. В карточке указываются даты первого поступления фонда и получения карточки в фондовом каталоге, название архива, где хранится фонд, его категория и номер, наименование фонда со всеми его переименованиями и датами этих изменений, объем фонда на 01.01. с перечислением количества описанных, микрофильмированных и неописанных единиц хранения. На оборотной стороне карточки приводится название описи и дается аннотация документов. Если номер фонда менялся, то в карточке указывается прежний номер. Карточка подписывается составителем.
На базе карточек фондов в Белкомархиве и архивных отделах облисполкомов сформированы фондовые каталоги, в которые ежегодно вносятся все изменения, происшедшие с фондами. Информацию об этих изменения сообщают государственные архивы.
Форма № 11 “Сведения об изменениях в составе и объеме архивных фондов на 01.01.” заполняется архивами и высылается ежегодно так же, как и карточки фондов, в Белкомархив и архивные отделы облисполкомов. В них включаются все фонды, в составе которых произошли следующие изменения: прием и передача из архивов фондов, выделение дел, не подлежащих дальнейшему хранению, объединение фондов, уточнение их категории, объемов и состава документов, изменение названия фондообразователя, его подчиненности, местонахождения, изготовления микрофильмов страхового фонда.
В форме № 11 сведения приводятся по каждому фонду в порядке возрастания их номеров. Сведения о вновь принятых фондах в нее не включаются, на них составляются только карточки фондов.
В итоговой записи формы указываются данные: количество фондов в архиве на начало истекшего года, по скольким фондам произошли изменения, сколько фондов и дел принято, передано, выделено к уничтожению, какое число фондов и дел значится на 1 января текущего года. Сведения подписываются директором архива.
Паспорт архива (приложение 10) — учетный документ периодической отчетности, отражающей состояние архива за прошедший год. Он составляется ежегодно на 1 января наступившего года в двух экземплярах, один из которых остается в архиве, второй высылается в вышестоящую организацию.
Паспорт включает следующие разделы:
-
“Помещения”. В нем даются сведения о количестве помещений (зданий) архива, объеме и площадях архивохранилищ, протяженности стеллажных полок и степени загруженности архивохранилищ, а также краткая характеристика помещений и год постройки здания.
-
“Объем и виды документов”. Посвящен количественной характеристике фондов и документов на бумажной основе, кино-, фото- и фонодокументов, НТД, машиночитаемых документов.
-
“Объем и виды документов ведомственных архивов”. Отражается информация о количестве учреждений-источников комплектования архива и объема хранимых документов и дел в них.
-
“Количество микрофотокопий”. Даются данные о страховом фонде архива и наличии в нем микрофотокопий из зарубежных архивов.
-
“Количество и состояние научно-справочного аппарата”. Приводятся сведения о наличии описей дел, каталогизации документов, подготовке обзоров документов.
-
“Использование документов”. Включается информация об исполнении запросов, выдаче дел из архивохранилищ, количестве подготовленных статей, подборок и баз данных.
-
“Количество печатных материалов в научно-справочной библиотеке”. Анализируется количественный состав библиотечного фонда (книги, журналы, газеты). Паспорт подписывает директор архива.
В деле фондов, которое заводится на каждый фонд, хранится документация, раскрывающая его историю и состояние. В него помещаются историческая справка о фондообразователе, акты о приеме документов, акты о выделении материалов к уничтожению, акты проверки наличия и состояния документов, обзоры фонда и др. Эти документы дают сведения о том, когда было создано учреждение, какие функции оно выполняло, как менялось его название и подчиненность, в каких условиях находились его материалы, как проводилась их обработка, экспертиза ценности, использование. Каждому делу фонда присваивается номер и название данного фонда. Хранятся дела фонда в порядке их номеров. Все листы, входящие в дело фонда, нумеруются, подшиваются. На все документы составляется внутренняя опись.
В централизованном учете, кроме обязательных, могут вестись вспомогательные учетные формы. Среди них — реестры описей, карточный указатель к листам фондов, книги движения документов. Реестр описей заводится при наличии значительного количества описей в архиве. В нем устанавливается номер фонда, описи, название описи, крайние даты документов, внесенных в опись, количество дел и листов в описи, экземплярность описи, отметка о выбытии. Описи заносятся в реестр по порядку номеров фондов, внутри фондов — по порядку номеров описей. Реестры описей обеспечивают точный учет всех описей архива.
Карточный указатель к листам фондов создается для ориентировки в фондовом составе архива. Листы фондов выполняют не только учетные, но и информационные функции. Однако оправдавший себя с точки зрения учета принцип систематизации листов фондов по номерам фондов не позволяет вести поиск по их названиям. Эту задачу выполняет карточный указатель к листам фондов. Карточки для него составляются на каждый фонд. Если наименование фондообразователя менялось, то карточки пишутся отдельно на все переименования. В них содержатся сведения о номере, названии и объеме фонда, крайних датах существования учреждения-фондообразователя и его документов. Систематизируются карточки в указателе чаще всего по производственно-отраслевому принципу.
Для того чтобы взаимно связать группы карточек, стоящие под различными рубриками и подрубриками указатели, или отослать от одной рубрики к другой, составляются кроме основных отсылочные карточки, например: “Комитеты статистические” (см. также “Управления статистические”); “Отделения банков” (см. “Банки”).
Карточный указатель к листам фондов позволяет быстро навести справку о наличии того или иного фонда, установить его номер. Он может быть также использован при присвоении номеров фондов. Проверка наличия фонда позволит избежать присвоения двух различных номеров документам одного и того же фонда, поступившим в разное время.
Наряду с централизованным учетом в архивах организован учет в архивохранилищах. Он необходим для обеспечения сохранности документов и контроля за движением фондов, описей и единиц хранения в процессе работы архива.
В архивохранилищах ведется основная и вспомогательная учетная документация.
Основная учетная документация включает:
— описи дел (второй экземпляр);
— паспорт архивохранилища;
— книги учета выдачи дел (сотрудникам архива, в читальный зал, во временное пользование учреждениям, в лабораторию микрофильмирования, реставрации и переплета документов);
— книга учета выдачи описей.
К вспомогательной учетной документации относятся:
— книги учета фондов архивохранилища;
— книги учета движения дел по архивохранилищам;
— карточки пофондового топографического указателя;
— карточки постеллажного топографического указателя;
— карточки на необнаруженные дела и др.
В ведении заведующего архивохранилищем находятся вторые экземпляры описей каждого фонда, за состоянием которых он следит, производит выдачу и подкладку, вносит изменения, происходящие в процессе движения дел, и в соответствии с ними готовит новые итоговые записи к описям. Паспорт архивохранилища заводится на каждое хранилище и состоит из четырех разделов. В первом указывается местонахождение архивохранилища и дается характеристика его помещения, системы охраны, средств пожаротушения, сведения о наличии приборов для изменения температурно-влажностного режима, данные о количестве закартонированных дел. Во втором разделе общее количество фондов и их объем, в том числе количество фондов и дел по категориям, наличие особо ценных и микрофильмированных фондов и дел. В него включается характеристика физического состояния дел, фиксируется число дел, нуждающихся в реставрации, ремонте, переплете, указываются сведения о создании страхового фонда и фонда пользования, количество фондов и дел, подвергнутых проверке наличия, экспертизе ценности, выбывших и прибывших в хранилище. Третий раздел посвящен анализу состояния научно-справочного аппарата. В нем приводятся данные о количестве описей, наличии указателей и карточек, их видах и количестве. В последнем разделе указывается должность и дата приказа о назначении ответственного за хранилище.
Паспорт заполняет и подписывает заведующий архивохранилищем. Он составляется ежегодно на 01.01. текущего года и сдается для обобщения сведений в централизованный учет.
Книги учета выдачи дел и описей обеспечивают учет и контроль за их движением в архиве. В них отражается информация о времени выдачи дел и описей, номерах фондов, описей и дел, кому они выданы, делаются пометки о получении и возвращениии дел и описей.
Книга учета фондов архивохранилища может заводиться в каждом хранилище. В ней в порядке возрастания номеров перечисляются все фонды, хранящиеся в данном хранилище, с указанием их названия, категории, количества дел и описей, даты поступления фонда. Графу “Количество описей и дел” рекомендуется заполнять карандашом, так как эти цифры могут изменяться, особенно у фондов действующих учреждений.
Книга учета фондов архивохранилища выполняет функцию контроля за составом и количеством фондов архивохранилища. Книга ежедневного учета движения фондов, описей и фондов может вестись в каждом архивохранилище. Первая запись в ней отражает сводные данные книги учета фондов архивохранилища. Далее при каждом движении дел (прием, выделение к уничтожению, передача дел и др.) в книгу вносятся изменения и подводится новый итог количества описей и дел по конкретному фонду и количества фондов, описей и дел в целом по хранилищу.
Пофондовые и постеллажные топографические указатели составляются для закрепления места хранения и поиска документов в архивохранилищах. Карточка пофондового топографического указателя (приложение 11) заполняется отдельно на каждый фонд и они располагаются в порядке номеров фондов.
Карточки постеллажного топографического указателя заводятся на каждый стеллаж и группируются по порядку их номеров в пределах отдельного помещения.
Картотека необнаруженных дел (при проверке наличия, выдачи дел из хранилища) ведется для облегчения и контроля за их поиском.
Правильное и точное заполнение всех учетных форм в архивохранилищах, оперативное внесение всех изменений в них гарантирует точность централизованного учета.
Система учетных документов, имеющихся в архиве, обеспечивает контроль за хранением, приемом, движением и выбытием документов.
На стадии хранения учет документов отражают описи дел, листы-заверители дел (приложение 12), список фондов, листы фондов, паспорта архива и архивохранилища, карточки пофондового и постеллажного топографического указателей, карточки необнаруженных дел и др.
Прием документов в государственные архивы производится на основе письма учреждения и актов приема-передачи документов (приложение 13). В централизованном учете при этом вносятся изменения в книгу учета поступлений, список фондов, лист и карточку фонда, дело фонда, его внутреннюю опись и лист-заверитель, паспорт архива, форму № 11, а также ряд вспомогательных форм учета. В архивохранилищах он отражается в описях дел, паспорте архивохранилища, карточках пофондового и постеллажного топографических указателей и др.
Контроль за движением дел в архиве осуществляется по книгам учета их выдачи. Выбытие документов также фиксируется в учетной документации. Оно проводится на основании актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, актов о неисправимых повреждениях дел (документов), актов об обнаружении дел, актов приема-передачи документов в другой государственный и ведомственный архив, акта описания, переработки описей, акта о технических ошибках в учетных документах, актов о необнаружении дел, пути розыска которых исчерпаны. При снятии с учета документов в описях в графе “Примечание” против каждого выбывшего дела ставится отметка “Выбыло” с указанием на основании чего и когда. После этого пересоставляется итоговая запись описи. Соответствующие записи делаются в списке, листах и карточках фондов, паспортах архивохранилищ и архива, форме № 11, а также в ряде вспомогательных учетных документов архивохранилищ и централизованного учета. Акты подкладываются в дела фондов.
Кроме учетной документации на архивные материалы в государственных архивах имеются системы учета особо ценных фондов и дел, копий страхового фонда и фонда пользования. Они включают описи особо ценных дел, книги учета поступлений страхового фонда и фонда пользования, книги выдачи микрофильмов в читальный зал и др.
Республиканский фондовый каталог Белкомархива. Учет архивных документов ведется не только в государственных архивах, но и в органах управления архивным делом (отделах по архивам и делопроизводству облисполкомов и Белкомархиве). В областных отделах имеются фондовые каталоги, где сконцентрирована информация о фондах каждой отдельной области. В Белкомархиве организован Республиканский фондовый каталог (РФК). Он содержит карточки на все фонды, хранящиеся в государственных архивах, а также музеях (Национальном, республиканских, областных и районных), в Национальной библиотеке (отдел рукописей, древних актов и редких изданий), хранилищах системы АН РБ и отраслевых фондах (фонд технических условий, фонд данных о состоянии природной среды Главного управления по гидрометеорологии, Государственный картографо-геодезический фонд, Государственный геологический фонд).
Карточки фондов в РФК отсистематизированы по вышеперечисленным хранилищам, внутри разделов — в порядке возрастания номеров фондов. Карточки фондов на особо ценные документы в разделах выделены в отдельные группы.
Для оперативного поиска информации в РФК имеется указатель, построенный по производственно-отраслевому принципу. На каждое название фонда составлена отдельная карточка.
Все архивохранилища документов НАФ ежегодно представляют в Белкомархив на 01.01. наступившего года сведения об изменениях в составе и объеме фондов (форма № 11) и карточки фондов на вновь поступившие фонды. Все эти изменения вносятся в карточки фондов РФК.
Во избежание неточностей в учетных сведениях на каждое архивохранилище в Белкомархиве ведется лицевой счет, представляющий перечисление по порядку номеров фондов. Для лицевого счета определена система условных обозначений для отражения изменений, происходящих с фондом:
— если номер фонда освободился, он зачеркивается “/”;
— если фонд передан в другой архив или объединен с другим фондом (или созданы коллекция, объединенный архивный фонд), номер обводится кружком “”;
— если фонд утрачен, номер обводится квадратом “?”.
Лицевой счет дает возможность правильно присвоить номер фонда впервые поступающему фонду.
В настоящее время РФК переводится на автоматизированный поиск информации с помощью ПЭВМ. Создается автоматизированная система документирования и ретроинформации (АСДР) — база данных “Фондовый каталог”.
Сложившаяся система учета, представляющая собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих справочников, позволяет определить объемы хранимых документов, обеспечивает их сохранность и возможность адресного поиска, раскрывает состав и содержание архивных материалов.
Правильно налаженный учет является залогом успешной работы архива.
- Курс лекций
- § 1. Классификация документов Национального архивного фонда Беларуси
- § 2. Классификация документов в пределах архивов
- § 3. Классификация документов в пределах архивных фондов
- § 1. Экспертиза ценности документов
- § 2. Перечни документов
- § 3. Комплектование государственных архивов
- § 1. Назначение и виды учета
- § 2. Обеспечение сохранности документов Национального архивного фонда Беларуси
- § 1. Задачи и структура системы научно-справочного аппарата
- § 2. Виды научно- справочного аппарата
- § 3. Автоматизированные информационно-поисковые системы
- § 1. Цели научно-информационной деятельности госархивов
- § 2. Инициативное информирование
- § 3. Работа читального зала архива
- § 4. Организация выставок документов
- § 5. Исполнение запросов учреждений и обращений граждан
- § 6. Выдача архивных документов во временное пользование учреждениям