58. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики.
Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
В результате, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно:
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением.
Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
- Антикризисное управление
- 1. Понятие антикризисного управления.
- 2. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы его обеспечения.
- 3. Уровни кризисов, классификация их видов.
- 4. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.
- 5. Выведение компании из кризиса: фаза трансформации.
- 6. Оперативные решения по выведению предприятия из кризиса: фаза консолидации.
- 7. Экономические основы возникновения неплатежеспособных предприятий.
- 8. Сущность явления банкротства и неплатежеспособности предприятия.
- 9. Государственное регулирование отношения несостоятельности (банкротства).
- 10. Роль арбитражного суда по делам о несостоятельности (банкротстве).
- 11. Разработка стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса.
- 12. Общая схема процесса стратегического планирования.
- 13. Понятие об обычных и несостоятельных должниках.
- 14. Финансовая политика неплатёжеспособного предприятия.
- 15. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия.
- 16. Простое и злостное банкротство.
- 17. Основные показатели производственной деятельности предприятия.
- 18. Потенциальные внешние возможности и угрозы.
- 19. Управленческое исследование внутренних, сильных и слабых сторон предприятия. (Вариант 1)
- 1. Маркетинг.
- 20. Основные стратегические альтернативы предприятия. Выбор стратегии.
- 21. Оценка стратегического плана.
- 22. Роль маркетинга в антикризисном управлении.
- 23. Диверсификация деятельности предприятия. Основные критерии диверсификации.
- 24. Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. (Вариант 1)
- 24. Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. (Вариант 2)
- 25. Виды рисков и их классификация. (Вариант 1)
- 25. Виды рисков и их классификация. (Вариант 2)
- 26. Анализ и методы устранения рисков.
- 27. Риск инвестиционной деятельности.
- 28. Природно-климатические риски.
- 29. Политический и макроэкономический риск.
- 30. Уровень существенности ошибок. (Вариант 1)
- 30. Уровень существенности ошибок. (Вариант 2)
- 31. Страновой (региональный) риск.
- 32. Перспективы контроля в антикризисном управлении.
- 33. Характеристика рыночного риска.
- 34. Прогноз банкротства и основные направления улучшения финансового состояния.
- 35. Характеристика финансового риска. (Вариант 1)
- 35. Характеристика финансового риска. (Вариант 2)
- 36. Оценка эффективности хозяйственной деятельности.
- 37. Характеристика валютного риска.
- 38. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.
- 39. Социальный риск.
- 40. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
- 41. Риск ошибок и управленческие кризисы.
- 42. Оценка финансового состояния и прогноз банкротства фирмы.
- 43. Оценка потенциального банкротства предприятия.
- 44. Технология управления проектами с учетом рисков.
- 45. Хеджирование валютных и биржевых рисков.
- 46. Формы ликвидации предприятий.
- 47. Характеристика предпринимательского риска.
- 48. Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
- 49. Потери в производственном предпринимательстве. (Вариант 1)
- 49. Потери в производственном предпринимательстве. (Вариант 2)
- 50. Потери в финансовом предпринимательстве.
- 51. Управление рисками в страховании. (Вариант 1)
- 51. Управление рисками в страховании. (Вариант 2)
- 52. Виды аудита, стандарты, классификация
- 53. Международный опыт аудиторской деятельности.
- 54. Формы и методы финансового контроля.
- 55. Внутренний финансовый контроль, его цели и задачи.
- 56. Оборот капитала и антикризисное управление.
- 57. Взаимосвязь антикризисного управления и хозяйственного механизма.
- 58. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики.
- 59. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия.
- 60. Механизм антикризисного управления.
- 61. Структура многоуровнего экономического кризиса.
- 62. Особенности российской экономики и антикризисное управление.
- 63. Кризисные процессы Советского периода как предпосылка социально-экономического кризиса России.
- 64. Экономический кризис на уровне отдельного предприятия.
- 65. Экономический кризис на уровне межотраслевых экономических связей.
- 66. Характеристика макроэкономического кризиса.
- 67. Кризисный механизм на уровне мирового хозяйства.
- 68. Пути оздоровления российской экономики.
- 69. Выбор оптимальной экономической системы — основа антикризисного управления.
- 70. Формирование правового пространства антикризисного управления экономикой.
- 71. Пути оздоровления денежного обращения и финансово-кредитной сферы.
- 72. Реформирование системы государственного регулирования экономики.
- 73. Инвестиционные модели антикризисной реструктуризации народного хозяйства России.
- 74. Оптимизация организационной структуры фирмы.