Ценности высшего руководства
Как справедливо отмечает К. Боумен, «то, как менеджер воспринимает окружающий его мир, зависит от многих факторов (например, от полученного им образования и воспитания, от его жизненного опыта и т. д.). Поэтому, разрабатывая стратегию фирмы, в том числе и ее структурные изменения, необходимо принимать во внимание и личностные качества менеджеров и управленческой команды» [61].
Ценности высшего руководства можно определить как знания, мнения и убеждения, которые определяют предпочтения и конкретный выбор поведения данных менеджеров. Определяющим в этом объяснении ценностей является предыдущий опыт высшего руководства, который, по существу, и формирует данные знания, мнения и убеждения. Отметим, что ценности топ-менеджеров, которые определяют поведение последних по отношению к процессу стратегического управления, не являются теми, которые формируются в процессе работы в данной компании в короткий промежуток времени. Именно поэтому, как отмечают Т. Джонсон и К. Шолес, можно выделить три важнейших фактора, которые определяют ценности высшего руководства по отношению к процессу стратегического управления [23].
1. Внешнее влияние ценностей общества и соответствующего класса (по терминологии Ф. Котлера), к которому относится топ-менеджер.
2. Природа бизнеса вместе с рыночной ситуацией и важностью производимого продукта с точки зрения удовлетворения потребностей общества.
3. Культура фирмы, включая историю компании, практикуемый в организации стиль управления, имеющиеся на фирме системы планирования и контроля.
Отметим, что вышеперечисленные факторы, влияющие на формирование ценностей высшего руководства, входят составными элементам и в миссию предприятия, поэтому вполне логичен вывод, что миссия предприятия влияет на ценности высшего руководства.
Еще раз обратим внимание на то, что в данном контексте мы рассматриваем целое сочетание персональных ценностей, приобретенных топ-менеджером в течение определенного промежутка времени, а не текущие бизнес-ценности, которые влияют на стратегический выбор, но не должны преобладать. При этом Я. Чанг и Ф. Кампо-Флорес делают вывод [11], что высшее руководство может с трудом разделить, где оно действует в соответствии с эмоциями и личными предпочтениями, а где подчиняется логическим схемам процесса принятия решений. Практика бизнеса подтверждает, что и то, и другое занимают равноправное положение в процессе стратегического планирования.
Обычно в литературе, посвященной проблемам стратегического планирования, классификация ценностей высшего руководства основывается на разделении по принципу внешний/внутренний.
Внутренняя система ценностей топ-менеджеров определяется индивидуальным предпринимательским чутьем, персональными целями и волей руководителя, что само по себе стимулирует изменение ценностей высшего руководства во времени и соответствующий подход к планированию.
Внешняя система ценностей определяется полученным топ-менеджером образованием, а также так называемым эффектом обучения, заложенным в систему планирования и не зависящим от воли высшего руководства. Эти ценности определяют тот уровень, в рамках которого топ-менеджеры становятся продуктом внешней деловой окружающей среды и, в этом смысле, находятся в противоречии с внутренней системой ценностей. Такой конфликт может провоцировать сопротивление к изменениям, которые должны осуществляться в процессе стратегического управления. Отметим, что ценности высшего руководства, несмотря на многообразие форм их проявления у конкретных топ-менеджеров, имеют тенденцию к определенному фокусированию или ориентации. Чаще всего это экономическая ориентация, связанная с целесообразностью, или социальная ориентация, связанная с социальной ответственностью.
- Понятие стратегии развития предприятия
- Стратегия как набор правил для принятия решений по и. Ансоффу
- Стратегия как единство 5р г. Минцберга
- 4.Модель Гарвардской школы бизнеса (к. Эндрюса)
- Модель и. Ансоффа
- Модель г. Стейнера
- Контур стратегического планирования
- Корпоративное планирование
- Итеративное планирование
- Интуитивное планирование
- Хаотическое планирование
- Конструктивистские школы стратегического менеджмента
- Суть школы дизайна
- Школа планирования
- Школа позиционирования
- Дескриптивные школы стратегического менеджмента
- Анализ общей (дальней) окружающей среды (pest-анализ)
- 15. Анализ специфической (ближней) окружающей среды
- Пять сил конкуренции м. Портера
- Анализ стратегических групп
- 18.Анализ структуры рынка
- Анализа структуры рынка является выбор целевых сегментов рынка, отвечающих задачам Клиента, а т1.Количественные показатели рынка
- 2.Сегментация рынка по потребителям
- 4.Сегментация рынка по каналам сбыта
- 5.Конкурентный анализ
- 6.Контекст функционирования рынка
- 7.Маркетинговое прогнозирование по зафиксированному состоянию рынка
- Анализ ресурсного потенциала предприятия
- Матрица Бостонской консалтинговой группы
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений Звезды»
- «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)
- «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»)
- Недостатки
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица Мак-Кинзи
- Модель Мак-Кинзи 7-s
- Модель pims
- Swot-анализ
- Миссия предприятия
- Ценности высшего руководства
- Организационная культура
- 28.Цели развития предприятия
- 30.Матрица «рынок/продукт» по а. Стейнеру
- 31. Типовые конкурентные стратегии по м. Портеру
- Стратегия минимизации издержек
- Стратегия дифференциации
- Стратегия концентрации
- Позиция "застрявших посередине"
- Конкурентные стратегии по ф. Котлеру
- Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта
- 34. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия
- 35. Стратегия роста и. Ансоффа
- 1. Стадия планирования
- 2. Начальная стадия
- 3. Стадия проникновения
- 4. Ускоренный рост
- 5. Переходная стадия
- 36.Стратегия стабилизации
- Стратегия выживания