Система управления библиотекой.
Планирование — это функция субъекта управления по определению объективно обусловленных пропорций и объемов развития и функционирования объектов управления.
Планирование библиотечной деятельности — это научное определение целей ее развития, задач и средств их реализации и показателей развития на определенный период.
Планирование занимает центральное место в системе управления, определяя основные направления работы библиотеки на текущий период и на перспективу, что обеспечивает единство деятельности.
В задачи управления входит сбалансирование планов, корректировка и согласование между собой планов структурных подразделений, направленные на координацию их деятельности по выполнению стоящих перед библиотекой задач.
«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу» (Питер Ф.Друкер)
Философский словарь трактует понятие управления следующим образом: «Управление – это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели».
Важнейшими целямиявляются:
-
процессный подход, при котором рассматривается управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций;
-
системный подход, при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов — таких, как люди, структура, задачи и технологии. Эти элементы ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды;
-
ситуационный подход, при котором концентрируются на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов (как в самой организации, так и в окружающей среде), не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
В механизме управления библиотекой взаимодействуют два элемента: управляемая система (объект управления) и управляющая система (субъект управления).
В качестве объекта управления выступают:
библиотека и ее структурные подразделения;
библиотечный персонал;
библиотечно-библиографические ресурсы;
экономические ресурсы.
Субъектом управления может быть коллективный орган управления и/или управляющее лицо (руководители разных рангов), наделенное полномочиями по управлению каким-либо объектом. Взаимосвязь субъекта и объекта управления реализуется через систему управления, включающую в себя дели, структуру, кадры, принципы, функции, методы и технологию управления.
Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается библиотека как целостная система. Целевая функция начинается с установления миссии библиотеки, выражающей смысл ее существования. В миссии детализируется статус библиотеки, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик управления. Наукой пока не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировке миссии, поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению ее содержания, отражающих оценку роли и значения библиотеки в первую очередь со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: «Какова главная цель библиотеки?» На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности читателей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
Миссия формулируется руководством, несущим ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей библиотеки. Цели — это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Как правило, библиотека ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для ее функционирования и развития. Цель управления — это совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния библиотеки, на основе чего формируются различные способы ее достижения (методы управления), происходят изменения в организационной структуре, осуществляется подбор кадров и т. д.
Цели управления дифференцируют по содержанию, уровню управления, времени выполнения. По содержанию они делятся в зависимости от объекта управления, например, «кадры», «читатели», «технология», «экономические ресурсы» и т. п. По времени цели делятся на долгосрочные и краткосрочные.
По уровню управления цели бывают общебиблиотечными и целями конкретного структурного подразделения.
В настоящее время главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, а их усилия более эффективными. При этом обязательны установление долевого участия каждого работника в общих результатах; умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель; честность и доверие к людям; стремление к формированию удовлетворенности работой и др.
Одним из способов повышения эффективности работы библиотеки является внедрение элементов научной организации труда. НОТ предполагает анализ действий для улучшения организации форм использования живого труда.
Научная организация труда решает три задачи:
-- производственно-экономическую -- достижение наивысшей эффективности производства и труда; для библиотечной деятельности это конкретно выражается в повышении производительности труда;
-- социальную -- всестороннее (духовное и физическое) развитие личности;
-- психофизиологическую -- изучение влияния на производительность труда психофизиологических факторов.
Основными направлениями НОТ в библиотечном деле являются:
-- разделение и кооперация библиотечного труда;
-- внедрение передовой технологии и прогрессивных методов труда;
-- совершенствование организации рабочих мест и улучшение условий труда;
-- нормирование и планирование библиотечного труда.
Для рационализации библиотечной технологии большое значение имеют разработка и применение научно обоснованных норм труда. Нормирование является одним из условий повышения производительности труда, эффективного использования библиотечных ресурсов, так как определяет научно обоснованные затраты труда на выполнение определенного технологического процесса или операции.
Следует также выделить типовые нормы и опытные нормы, которые разрабатываются непосредственно в библиотеке с учетом практики ее работы.В настоящее время действуют Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные Министерством труда и социального развития РФ в 1997 году.
Важную роль в управлении библиотечными технологиями играет бюджет рабочего времени, который складывается из фонда рабочего времени и его расхода (использования).
Определение фонда рабочего времени и его расхода помогает не только правильно определить объемы работы библиотеки, но и равномерно распределить ее между структурными подразделениями и отдельными сотрудниками.
Фонд рабочего времени -- это годовое число рабочих дней библиотеки, структурного подразделения, отдельного библиотекаря, исчисленное из общего числа дней в году за вычетом выходных и праздничных дней, отпусков, потерь по временной нетрудоспособности и т. п., и пересчитанное в количество годовых рабочих часов. Фонд рабочего времени в часах может быть рассчитан на квартал и месяц.
Расход рабочего времени исчисляется на основе норм библиотечного труда по каждому виду библиотечных работ, а также по библиотеке в целом, структурному подразделению, отдельному исполнителю.
Планирование расхода годового фонда рабочего времени начинается с составления перечня работ, которые будут проводиться библиотекой в течение года. По каждому виду работ определяются примерные количественные показатели, которые в дальнейшем в результате подсчета суммарных расходов времени и сопоставления с его фондом могут подвергаться корректировке.
- Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.
- Система государственного управления библиотечным делом.
- Общественное управление библиотечным делом.
- Система управления библиотекой.
- Система менеджмента качества в библиотеке.
- Трудовые ресурсы.
- Методическая деятельность библиотек: направления, функции.
- Формы методической деятельности библиотек.
- Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
- Отчетность библиотек.
- Планирование библиотечной деятельности.
- Библиотечные продукты и услуги.
- Маркетинг библиотечной деятельности.
- Маркетинговые исследования в библиотеках.
- Pr библиотек.
- Финансирование библиотек. Бюджетное финансирование.