§ 3. Классификация документов в пределах архивных фондов
Под классификацией документов в пределах архивного фонда понимаются их группировка и расположение в фонде.
Она определяется исторически сложившейся структурой фондообразователя, характером его деятельности, составом и содержанием документации. Классификационной единицей выступает дело (единица хранения), которое состоит из одного или совокупности документов, объединенных общим признаком, и заключенных в отдельную обложку.
Основы организации фонда закладываются еще до его поступления в государственный архив. В процессе делопроизводства документы формируются в единицы хранения в соответствии с номенклатурой дел. Затем документальный фонд учреждения поступает в ведомственный архив, где из него формируют архивный фонд для последующей передачи на государственное хранение.
В государственных архивах с уже сложившейся документацией классификация архивных фондов проводится только при переработке описей и обработке личных фондов.
Классификация документов архивных фондов состоит из двух этапов: 1) создание единиц хранения, родственных по содержанию, авторству, времени или другим признакам; 2) расположение их в фонде на основе схемы систематизации дел фонда. Схема систематизации фонда является основанием для внутренней организации архивного фонда и закрепляется описью дел фонда.
При разработке схем систематизации применяются следующие признаки группировки дел:
— структурный в соответствии со структурой учреждения;
— хронологический (по периодам и датам деятельности учреждения);
— функциональный, отраслевой, тематический, предметно-вопросный (с учетом функций или отраслей деятельности учреждения, тем или вопросов, которых касается содержание документов);
— номинальный (по родам дел, видам и разновидностям документов);
— корреспондентский (по учреждениям и лицам, в результате переписки с которыми образовались документы);
— географический — в соответствии с определенными территориями, населенными пунктами и другими географическими понятиями, с которыми связаны содержание документов, их авторы или корреспонденты;
— авторский (по названиям учреждений или фамилиям лиц, которые являются авторами документов).
Не все из перечисленных признаков имеют одинаковое значение. Среди них есть признаки, которые выступают в качестве ведущих, есть и такие, которые почти всегда бывают второстепенными. Ведущими классификационными признаками являются признаки, характерные для всех материалов архивного фонда. На их основе в схеме систематизации создаются общие, самые крупные группы и подгруппы дел.
Выбор ведущих признаков классификации обусловливается характером деятельности фондообразователя, его организационной структурой, объемом, составом и содержанием документов, особенностями делопроизводства. Наиболее часто применяются структурный и хронологический признаки, причем в совокупности. Их сочетание дает две разновидности схем систематизации: хронологически-структурную и структурно-хронологическую.
Хронологически-структурная схема систематизации применяется, как правило, для классификации дел фондов действующих учреждений, учитывая их дальнейшее пополнение.
При этой схеме дела группируются прежде всего по времени их создания (годам, периодам), а в пределах каждой хронологической группы — по структурным подразделениям. По такой схеме, например, построена опись дел фонда Министерства финансов БССР за 1971—1975 гг.
1971 г.
-
Общий отдел.
-
Бюджетное управление.
-
Управление госдоходов.
-
Управление финансирования промышленности и т.д.
1972 г.
-
Общий отдел.
-
Бюджетное управление.
-
Управление госдоходов.
-
Управление финансирования промышленности и т.д.
Хронологически-структурная схема классификации дел дает возможность сразу же определить, какие реорганизации и когда происходили в структуре фондообразователя.
Структурно-хронологическая схема систематизации применяется для классификации дел учреждений, имеющих стабильную структуру и уже прекративших свою деятельность. Согласно этой схеме, дела сперва группируются по структурным подразделениям, а внутри структур — по годам. Такая схема применена для систематизации документов ликвидированного Министерства кинематографии БССР за 1944—1953 гг.
-
Общий отдел 1944, 1945, 1946 гг. и т.д.
-
Отдел производства фильмов 1949, 1950, 1951 гг. и т.д.
-
Эксплуатационный отдел 1950, 1951, 1952 гг. и т.д.
В качестве ведущих могут применяться и другие признаки. Для учреждений, не имеющих структурных подразделений, используются хронологически-номинальная или хронологически-функциональная схемы. В первой схеме дела вначале располагаются по хронологии, внутри годовых разделов — по видам документов и их значимости. Так построена, например, опись фонда Белорусского территориального комитета профсоюза рабочих геологоразведочных работ за 1960—1970 гг.
1960 г.
-
Постановления ВЦСПС и ЦК профсоюза рабочих геологоразведочных работ.
-
Протокол 1-й Белорусской территориальной конференции рабочих геологоразведочных работ от 6 января 1960 г. и материалы к нему.
-
Протокол 1-го организационного Пленума Белтеркома профсоюза рабочих геологоразведочных работ от 7 января 1960 г. и материалы к нему и т.д.
1961 г.
-
Постановления ВЦСПС и ЦК профсоюза рабочих геологоразведочных работ.
-
Протокол III Пленума Белтеркома профсоюза рабочих геологоразведочных работ от 5 января 1961 г. и материалы к нему.
-
Протокол IV Пленума Белтеркома профсоюза рабочих геологоразведочных работ от 30 марта 1961 г. и материалы к нему и т.д.
При систематизации дел по хронологически-функциональной схеме группировка вначале проводится по хронологическому признаку, а затем по функциям (видам, направлениям) деятельности фондообразователя, например:
1980 г.
-
Руководство.
-
Планирование.
-
Финансирование и т.д.
1981 г.
-
Руководство.
-
Планирование.
-
Финансирование и т.д.
Схема систематизации не только устанавливает классификационные группы, но и определяет порядок расположения дел в них. При этом учитываются виды, авторы, содержание, хронологические рамки документов, их значимость, производственная соподчиненность и взаимная связь.
Например, в общем отделе Министерства финансов БССР дела расположены в следующем порядке:
-
Постановления и распоряжения Минфина СССР.
-
Постановления СМ БССР.
-
Распоряжения СМ БССР.
-
Приказы и инструкции Минфина СССР.
-
Приказы Минфина БССР.
-
Протоколы заседаний коллегии Минфина БССР.
При расположении дел во внимание приняты значимость видов документов и авторов, а также соподчиненность учреждений.
Нередко в делопроизводстве учреждений в течение года образуется ряд однотипных дел. Так, в Совете Министров БССР в 1969 г. сформировано 12 дел с его распоряжениями. В описи они расположены в хронологическом порядке:
Распоряжения СМ БССР № 1р-75р 2 января — 31 января 1969 г.
Распоряжения СМ БССР № 76р-178р 3 февраля — 28 февраля 1969 г.
Распоряжения СМ БССР № 179р-291р 3 марта — 31 марта 1969 г. и т.д.
При расположении дел по хронологии необходимо помещать вначале дела, имеющие полную датировку (число, месяц, год), затем дела, датированные месяцем и годом, и наконец дела, датированные только годом, например 10 января 1921 г. (начальная дата дела); 29 марта 1921 г. (начальная дата дела); июль 1921 г. (начальная дата дела); 1921 г. (начальная дата дела). Если окажется несколько дел, имеющих одну и ту же начальную дату, первыми следует располагать дела, которые имеют более ранние конечные даты. Например:
-
3 января 1929 г. — 30 октября 1929 г.
-
3 января 1929 г. — 18 ноября 1929 г.
-
3 января 1929 г. — 21 декабря 1929 г. и т.д.
При систематизации однотипных дел, различающихся лишь авторами, может использоваться алфавитный порядок расположения. Например, в описи фонда ЦИК БССР за 1931 г. отложился ряд дел с протоколами заседаний президиумов райисполкомов и горисполкомов. Они отсистематизированы по алфавиту их авторов, например протоколы заседаний президиума Бегомльского райисполкома; протоколы заседаний президиума Белыничского райисполкома; протоколы заседаний Березинского райисполкома и т.д.
При распределении дел по схемам систематизации необходимо иметь в виду следующее:
— дела относятся к тому году, в котором они начаты производством или в котором поступили в данное учреждение из другого учреждения для продолжения делопроизводством;
— планы, отчеты, сметы и материалы к ним относятся к тому году, на который или за который они составлены независимо от времени их составления; перспективные планы относятся к начальному году их действия, а отчеты за эти годы — к последнему году отчетного периода;
— дела, начатые производством в одном подразделении и переданные для продолжения в другое, относятся к тому подразделению, в котором они были закончены делопроизводством.
Работа по систематизации документов фондов проводится в белорусских архивах главным образом карточным способом. Каждое дело описывается на карточке. При этом указываются все необходимые элементы описания и ставится временный номер как на карточке, так и на обложке дела. Составленные карточки группируются и располагаются по принятой классификационной схеме и нумеруются еще раз, а потом в такой же системе группируются, располагаются и нумеруются дела фонда.
Карточный способ избавляет архивистов от многократной раскладки дел по группам, подгруппам, значительно экономит рабочее время и облегчает работу.
Экспертиза ценности документов и комплектование государственных архивов Беларуси
- Курс лекций
- § 1. Классификация документов Национального архивного фонда Беларуси
- § 2. Классификация документов в пределах архивов
- § 3. Классификация документов в пределах архивных фондов
- § 1. Экспертиза ценности документов
- § 2. Перечни документов
- § 3. Комплектование государственных архивов
- § 1. Назначение и виды учета
- § 2. Обеспечение сохранности документов Национального архивного фонда Беларуси
- § 1. Задачи и структура системы научно-справочного аппарата
- § 2. Виды научно- справочного аппарата
- § 3. Автоматизированные информационно-поисковые системы
- § 1. Цели научно-информационной деятельности госархивов
- § 2. Инициативное информирование
- § 3. Работа читального зала архива
- § 4. Организация выставок документов
- § 5. Исполнение запросов учреждений и обращений граждан
- § 6. Выдача архивных документов во временное пользование учреждениям