logo search
молоканов

28.Цели развития предприятия

Цели развития предприятия «многослойны». Во-первых, цели обра­зуют иерархию, и она аналогична системе планирования, т. е. система целей есть контур плана. Каждая структурная единица предприятия должна иметь и обладает в реальности некоторой целью развития, по­этому формулирование целей стратегического плана во многом ус­пешно тогда, когда достигается баланс между целями организации и целями отдельных структурных подразделении. Во-вторых, цели можно разделить на две группы — цели системы и цели участников. Цели системы представляют собой общие знаменатели ожиданий обладателей ключевых ресурсов, потому что их достижение является условием осуществления этих ожиданий. Цели участников являются непосредственными желаниями обладателей ресурсов, соответствую­щих некоторому уровню иерархии. В первом случае говорят о простой иерархии целей, во втором — об иерархии целей участников. Но в ре­альной практике, естественно, эти две структуры теснейшим образом переплетены, образуя полную иерархию целей (рис. 3.9).

Рис. 3.9. Полная иерархия целей развития предприятия

Необходимо отметить ряд общих характеристик, которые следует учитывать при построении полной иерархии целей развития предприятия:

цель более низкого уровня иерархии должна быть под целью бо­лее высокого уровня (требование «дерева целей»);

цель более высокого уровня иерархии должна ориентироваться на более длительный промежуток времени;

цель конкретного подразделения должна быть соотнесена с де­легируемыми властными полномочиями руководителю данно­го подразделения;

цели могут быть качественными и не иметь количественной оценки, что ни в коей мере не снижает их значимости;

с течением времени мотивация работников меняется, поэтому иерархия целей не есть величина постоянная, а нуждается в кор­ректировке по мере реализации цели вышестоящего уровня.

В дальнейшем для простоты изложения остановимся на верхнем уровне иерархии целей — цели развития предприятия.

Таблица 3.2. Характеристика целей развития предприятия

Что касается временного горизонта целей, то он совпадает с горизонтом стратегического плана, поскольку последний и направлен на их достижение. При этом учитывается уже упомянутое положение, что чем выше уровень иерархии в системе управления предприятием, глубже период целеполагания. Поэтому обычно считается, что цели на уровне предприятия в целом (высшее руководство) устанавливаются на 3-5 лет, цели подразделений устанавливаются на период от года до трех, оперативные цели считаются краткосрочными и уста­навливаются сроком до одного года.

Сформулированные цели развития предприятия должны удовлет­ворять требованиям, которые можно считать некоторыми ограниче­ниями на процесс целеполагания. К общим требованиям (требовани­ям с точки зрения предприятия в целом) можно отнести следующие.

Достижимость. Желаемое состояние, которого предприятие долж­но достигнуть через определенный промежуток времени, не может устанавливаться нереалистичным, поскольку процесс реализа­ции целевых установок чаще всего и прежде всего связан с рас­пределением ключевых ресурсов предприятия.

Гибкость. В условиях рынка любой хозяйствующий субъект дей­ствует в условиях большой неопределенности, что предполагает некоторые возмущения внешней окружающей среды и измене­ния внутренних условий (например, мотивации руководства).

Измеримость. Данный вопрос уже обсуждался ранее, поэтому еще раз отметим, что желательно, чтобы каждая качественная ха­рактеристика цели имела бы количественное наполнение.

Стимулирование на достижение желаемого состояния. Формули­ровки целей развития предприятия должны иметь стимулирующий характер как для всей организации в целом (достижение конкурен­тоспособности продукции, устойчивое положение на рынке сбыта И т. д.), так и для каждого работника (вознаграждение, зависящее от роста объема продаж, нормы прибыли и т. д.).

Иерархичность построения целей развития. Данный аспект целе­полагания уже был ранее достаточно подробно рассмотрен, особенно обращалось внимание на то, чтобы сформированная цель развития предприятия соответствовала тому уровню иерархии, на котором она будет реализовываться (т. е. соответствовала уровню Распоряжения ресурсами).

Четкость формулировок в плане понимания членами коллектива предприятия. Формулирование целей не есть самоцель, а лишь один из начальных этапов стратегического управления (форму­лирование стратегии и ее реализация).

29.Матрица возможностей Ансоффа

Матрица возможностей по товарам/рынкам, известная также под названием «продукция—рыночная определенность», является клас­сической моделью, используемой при разработке стратегических альтернатив в 60-е годы и впервые предложенной И. Ансоффом под названием «вектор роста».

Эта матрица в принципе предусматривает использование четырех стратегий для сохранения или увеличения доли рынка. Эти стратегии показаны на рис. 4.1:

проникновение на рынок;

развитие рынка;

разработка товара;

диверсификация.

Выбор стратегии развития зависит от степени насыщенности рын­ка и возможностей предприятия постоянно обновлять производство. Несмотря на свою принципиальную альтернативность, две или более стратегии могут сочетаться. Рассмотрим последовательно перечис­ленные выше стратегии и раскроем условия их применения в совре­менной российской экономике.

Квадрант I матрицы показывает направленность стратегии предприятия на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют также методом «экономии издержек», или «улучшай то, что уже делаешь».

Рис. 4.1. Матрица возможностей по товарам/рынкам

Эта стратегия эффективна для предприятия или его само­стоятельных хозрасчетных подразделений (СХП), когда рынок рас­тет или еще не насыщен. Предприятие стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенси­фикации товародвижения, поступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт, привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данного предприятия, а так­же клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных потребителей.

Квадрант II матрицы показывает направленность стратегии на раз­витие рынка, т. е. на создание новых рынков для продукции, выпуска­емой уже достаточно длительное время. Эта стратегия эффективна в том случае, если:

•   предприятие стремится расширить свой местный внутренний рынок;

•   в результате изменения стиля жизни и демографических факто­ров возникают новые сегменты на рынке;

•   для уже хорошо известной продукции предприятия выявляются Новые сферы применения.

Предприятие стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать уже имеющуюся продукцию (табл. 4.1). Оно может проникать на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать чествующие товары, использовать новые методы их распространения и сбыта, делать более эффективные усилия по их продвижению.

Таблица 4. 1

Стратегия побуждения потребителей к новому использованиюимеющихся товаров

 

Квадрант III матрицы означает направленность стратегии на разра­ботку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется тогда, когда предприятие или его СХП имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую попу­лярность у потребителей. В этом случае предприятие разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков, делая упор на новые модели и улучшение качества модернизирован­ных товаров. При этом осуществляются и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными товарами и реализацией их по­требителям, лояльно настроенным но отношению к данному произво­дителю и его торговым маркам.

Квадрант IV матрицы — стратегия диверсификации. Эта стратегия применяется в том случае, если необходимо избежать чрезмерной за­висимости предприятия от одного СХП или одного ассортиментного набора продукции, а также в том случае, если фирма желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако реализация стратегии диверсификации предполагает разра­ботку новых продуктов и новых рынков, поэтому она является наибо­лее рискованной, так как никогда нет полной уверенности в том, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользо­ваться спросом покупателей.

Опыт выработки стратегии различных фирм показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте стратегии.

Чаще всего общая стратегия представляет собой комбинацию пере-сценных выше стратегий. Причем их последовательность опреде-тся значимостью и ожидаемыми результатами от использования каждой из них. В этом случае общая стратегия фирмы формулируется с использованием слов — «сначала» и «затем». Например, сначала со­средоточиваем наши усилия на продолжении выпуска освоенной про­дукции и поставке ее на прежние рынки, так как спрос на нее еще вы­сок; затем обращаем внимание на новые рынки и поставляем на них ту же продукцию; затем создаем новые модификации популярных изде­лий и поставляем их на старые рынки с целью стимулировать повтор­ные покупки.