logo search
УР - Курс лекций

3.3. Проблема риска в инновационной деятельности.

Риск в инновационной деятельности – это опасность того, что цели, поставленные в инновационном проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. По месту возникновения выделяют разные виды рисков: производственные, коммерческие, финансовые, конкурентные. По характеру воздействия риски делятся на простые и составные. Составные риски представляют собой композицию простых рисков. Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, то есть каждое из них рассматривается как не зависящее от других. В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков; второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всей их совокупности.

Примеры наиболее существенных составных рисков:

Приведем примеры простых рисков как результат:

Возможны два подхода к оценке простых рисков:

1. Все простые риски ранжируются по степени важности (расставляются приоритеты). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго приоритета и т.д., все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса. Определение приоритетов прямо связано с социально-экономической ситуацией в стране и в регионе.

2. Приоритеты не расставляются, риск проекта определяется как сумма всех простых рисков, деленная на их общее число. Риск в инновационной деятельности во многом зависит от следующих факторов:

1) от глубины вносимых изменений –

a) радикальные;

b) улучшающие;

c) модификационные (частные).

2) от принадлежности фирмы к определенному типу субъектов

инновационного процесса:

a) новаторы;

b) ранние реципиенты;

c) раннее большинство;

d) отстающие.

3) от состояния фирмы во внешней среде;

4) от состояния фирмы как системы, включающей множество

внутрифирменных переменных.

Различают три подхода к разработке инновационных проектов в зависимости от степени риска:

1. Для наиболее рискованных проектов необходима разработка всех альтернатив достижения инновационных целей по всем фазам процесса, с тем чтобы оценив имеющиеся альтернативы по вероятности их реализации, принять окончательное решение.

2. Для проектов со средней степенью риска необходима тщательная оценка небольшого количества альтернатив по всем фазам инновационного процесса. При этом важно выделить наиболее слабые звенья и по ним проработать максимально возможное количество альтернатив.

3. Для инновационных проектов с малой степенью риска также определяются слабые звенья, для них увеличивается степень проработки проекта, усложняются расчеты в силу учета не просто средних значений, а характера распределений тех случайных величин, средние из которых используются в расчетах.

Нужно сказать, что методы статистического моделирования широко используются во всех трех подходах. Они являются необходимым этапом процесса принятия решений и используются, например, при оценке спроса на инновацию, при расчете многих экономических параметров проекта. Тем более что оценка риска относится к предстоящим событиям.

Для анализа альтернативных решений используется метод, носящий название "дерева решений". Он во многом похож на тот, что используется при анализе устойчивости решений, например, в математическом программировании, и заключается в оценке того, как возможное изменение исходных условий скажется на полученном результате. Это вполне понятно, так как цель расчетов заключается не в нахождении чисел, а в понимании тех условий, при которых эти числа еще остаются верными.

Разновидность данного метода носит название метода формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инновационных проектов, этот метод включает следующие этапы:

1. Описание всего множества возможных условий реализации проекта и отвечающих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности. Условия реализации проекта описываются либо в форме сценариев, либо в виде системы ограничений на значение основных технических, экономических и других параметров проекта.

2. Преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения.

3. Определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации – показателей ожидаемой эффективности. Если вероятности различных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

Эож = Σ(Эi* Рi),

где Эож – ожидаемый интегральный эффект проекта; Эi – интегральный эффект при i-м условии реализации; Рi – вероятность реализации этого проекта.

В общем случае расчет ожидаемого интегрального эффекта рекомендуется проводить по формуле:

Эож = h*Эmaх + (1-h)*Эmin,

где Эmaх и Эmin – наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям; h – специальный норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего субъекта (эксперта в случае экспертной оценки) в условиях неопределенности.

Пофазная оценка рисков основывается на том, что риски определяются для каждой фазы инновационной деятельности отдельно, а затем находится суммарный по всему проекту.

Метод оценки фактической результативности организаций применяется как самостоятельно, так и внутри пофазного метода оценки рисков. При этом методе расчетным путем определяется фактическая результативность работы конкретных организаций, предприятий, фирм, участвующих в данном инновационном процессе по результатам предыдущих инновационных проектов.

Кроме вышеперечисленных методов риски в отношении проектов анализируются по вышеперечисленным финансовым показателям.

Наиболее часто применяемым методом организации процедуры оценки рисков является метод "Дельфи", основанный на экспертной оценке проекта. При этом объединяются индивидуальные и коллективные оценки предвидения, когда используются мнения специалистов высокой квалификации, профессионального и технического опыта. Работа таких специалистов заключается в коллективной оценке ситуации на основе согласования мнений.

При оценке и отборе инновационных проектов следует проанализировать возможные меры по снижению риска. В практике применяют следующие способы:

1. Привлечение на конкурсных началах к разработке инновационного проекта несколько организаций, что увеличивает число альтернативных вариантов.

2. Распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям). Распределение риска происходит при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. При этом участники проекта принимают ряд решений, расширяющих либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. Проводя переговоры, участники проекта должны проявить определенную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять.

3. Страхование, то есть передача части рисков страховой компании.

4. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта. При этом учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов.

Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасход средств. Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:

1) резерв делится на общий и специальный;

2) определяются непредвиденные расходы по видам затрат (заработная плата, материалы и т.д.).

Общий резерв покрывает изменения в смете. Специальный резерв включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, оплату рисков по контрактам.

Дифференциация резерва по видам затрат позволяет определить степень риска, связанного с каждым видом затрат, и в дальнейшем учесть риск на отдельных этапах проекта. Для дальнейшего уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов. Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету, и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.