Область решений
Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной.
Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения компьютера и работы с ним, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задачи по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Так, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а плохой — может испортить информационную и техническую базу компьютера.
Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с диагностикой новых болезней пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. В таких системах необходима разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений.
Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.
Люди — самая большая ценность в организации, в то же время они наименее предсказуемы в поступках, реакциях, решениях.
Социальная система может включать биологическую и техническую, а биологическая — техническую (рис. 1.3).
Социальная система |
| |
Биологическая система |
| |
Техническая система |
Рис. 1.3. Составные части социальной системы
Работник, в функциональные обязанности которого входят действия по управлению деятельностью других работников (подчиненных), является руководителем. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями. Часто в литературе руководитель называется лицом, принимающим решение (ЛПР).
Приведенное выше определение управленческого решения является достаточно правильным для первоначального понимания сущности и содержания УР. Тем не менее не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, управленческое. Так, решения связанные с технической стороной деятельности компании, например, решения, направленные на подведение итогов ее деятельности или оформление документации, не являются управленческими. Приведем более точное определение термина «управленческое решение».
Управленческим (УР) называется решение, принятое в социальной системе и направленное на:
-
стратегическое планирование;
-
управление управленческой деятельностью;
-
управление человеческими ресурсами;
-
управление производственной и обслуживающей деятельностью;
-
формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм);
-
управленческое консультирование;
-
коммуникации с внешней средой.
- Введение
- Глава 1. Технологии принятия и реализации управленческих решений в инновационной деятельности
- 1.1. Роль решения в деятельности менеджера
- Область решений
- Примеры управленческих решении руководителя
- Сущность управленческих решений
- 1.2. Целевые технологии
- Инициативно-целевая технология
- Программно-целевая технология
- Регламентная технология
- 1.3. Процессорные технологии
- 1.4. Методы анализа и прогноза и область их применения
- Метод цепных подстановок
- Факторный анализ с применением эвм
- Балансовые методы
- Сущность swot-анализа
- Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности
- Функционально-стоимостный анализ
- Методы экстраполяции
- Параметрические методы
- Управление техническим уровнем и контроль показателей качества новой продукции
- Методы оптимизации решений
- 1.5. Экономическая разведка - неотъемлемая часть подготовки к принятию решений Место информации в процессе исследований и разработок
- Характер решений и соответствующие информационные базы
- Основные источники и каналы информации
- Организация службы информации фирмы
- Глава 2. Оценка эффективности управленческих решений и инновационной деятельности
- 2.1. Эффективность управленческих решений
- 2.2. Методы оценок экономической эффективности управленческих решений
- Примеры оценок экономической эффективности ур
- 2.3. Оценка эффективности инноваций Эффективность использования инноваций
- Общая экономическая эффективность инноваций
- Оценка эффективности инвестиций в исследования и разработки с учетом дисконтирования
- Глава 3. Неопределенность, риск и страхование риска.
- 3.1. Неопределенность и риск
- 3.2. Страхование риска
- Клиент (покупатель, заказчик, пользователь)
- Руководитель, специалист (страхователь)
- Суд, Арбитраж
- Страховщик
- Конец процесса
- 3.3. Проблема риска в инновационной деятельности.
- Глава 4. Управление временем – ключ к повышению эффективности управленческих решений
- 4.1. Цели и приоритеты
- Вопрос 1 — важно; вопрос 2 — срочно; вопрос 3 —важно.
- 4.2. Повышение производительности
- Литература