logo
УР - Курс лекций

Вопрос 1 — важно; вопрос 2 — срочно; вопрос 3 —важно.

Распределяем свои задачи в соответствии с приоритетами. Принцип Эйзенхауэра позволяет комбинировать только два критерия — важно и срочно, таким образом, получается четыре класса приоритетов. Для успешного планирования Вам необходимо проанализировать и классифицировать все стоящие перед Вами задачи. И тогда у Вас выстроится иерархичный список, благодаря которому Вы будете знать что, когда и как нужно делать.

Иерархичный список Эйзенхауэра:

А- приоритет: это дела, которые необходимо сделать сегодня, поскольку они являются срочными и необходимыми.

В-приоритет: важные дела, которые не обязательно делать сегодня. Просто регулярно выделяйте себе время на выполнение дел В и найдите им место в своем расписании. Выполнение задач из этой группы обеспечит успех и приблизит Вас к намеченной цели. Очень часто дела В просто откладываются в долгий ящик, поскольку они не являются срочными. И все же их своевременное выполнение позволит избежать многих проблем.

Пример: задачи В:

Вам нужно подготовить доклад к заседанию правления, вполне возможно, что он даже принесет Вам повышение по службе. У Вас в запасе есть целый месяц, однако, если Вы будете судорожно составлять доклад в последние два дня перед заседанием, то это может привести Вас к кризису. Для всех, кто вынужден составлять многочисленные документы, задачей В безусловно является приобретение навыка десятипальцевого метода набора. Даже если на это потребуется тридцать часов Вашего времени — не страшно, в будущем, умея быстро печатать, можно сэкономить массу времени, больше того, чем раньше начать обучение, тем лучше.

Подобное значение имеет и так называемый опрос покупателей, проводимый для улучшения продукта, благодаря чему значительно повысится такой показатель, как удовлетворение покупателя.

В частной жизни задачей В можно назвать регулярное профилактическое обследование у врача, которое позволит выявить особые угрозы вашему организму и предотвратить серьезные заболевания и, как следствие, последующие долгие недели нетрудоспособности.

С-приоритет: навыки, овладение, которыми кажется нам срочным делом, но не является важным. Сюда относятся: умение сохранять спокойствие, перепоручать свои обязанности (так сказать, умение делегировать) или говорить «нет». С помощью этого Вы выиграете время для решения важных задач из группы В.

D-приоритет: сюда относятся дела, которые не являются ни важными, ни срочными. Вы можете спокойно отложить их в ящик для бумаг или же, если речь идет о сроках или некоторых заданиях, отказаться от них или же просто перепоручить сделать это кому-то еще. Сознательно оградите себя на время от выполнения дел D, которые позволяют отдохнуть и развлечься в дни наибольшего стресса.

Пример: список приоритетов для менеджера по продукции.

А - приоритет: проект с установленным сроком сдачи; устранение недостатков в потоке поступления новой продукции на рынок; разрешение проблем доставки товара.

В - приоритет: разработка нового продукта; анализ и проверка количества продаж; активное оздоровление экономики; работа с Интернетом; предоставление ответов на основные вопросы крупных клиентов.

С- приоритет: проверка и отправление счетов; чтение самой важной корреспонденции, отчетов и новостей; отслеживание товарооборота; составление объявлений о вакантном месте практиканта; подготовка диаграмм, отражающих данные о продукции; подбор фотографий для презентации и графическое оформление текстов.

D- приоритет: рекламная корреспонденция; предложения о ненужных товарах и услугах; желанная встреча с г-ном Ивановым, устраиваемая с целью поделиться опытом; непрерывные письма с шуточными видеороликами и красочными фотообоями для рабочего стола.

Расстановка приоритетов - сделайте это правильно.

1. Распределите все Ваши задачи и обязанности по вышеуказанным группам А, В, С и D. Таким образом, Вы отделите нужное от бесполезного.

2. Помните: важное коренным образом отличается от срочного. Важное приближает намеченную Вами цель, но при этом оно не обязательно является срочным. Срочное же, наоборот, требует Вашего непосредственного внимания.

3. Обратите внимание на так называемое правило преимущества: важное стоит перед срочным. Не обязательно выполнять все то, что требует спешки. Постарайтесь не подчиняться больше диктатуре срочных дел, поскольку в ней таится следующая опасность: мы начинаем отвлекаться на то, что является срочным, но абсолютно неважным и не обязательным.

4. Для разумного планирования Вашего времени данный совет будет весьма полезен: всегда начинайте работу с задания, стоящего под номером 1 в группе А, а не с того, что стоит под номером 3 или 4, как бы привлекательны и интересны они ни были. Если к концу рабочего дня Вы не успели справиться со всеми задачами и делами из группы А, то продолжайте работу с ними и на следующий день. Не делайте других заданий, пока не закончите с первыми.

5. Каждый день работайте над какой-нибудь задачей из группы В, требующей больших временных затрат. Наряду со своими повседневными делами Вы должны также думать о своих стратегических важных задачах и целях. Только так Вы сможете уже сегодня обеспечить себе завтрашний успех!

Уясните себе раз и навсегда, что у Вас никогда не хватит времени на все то, что вам хотелось бы сделать, и на то, чего хотят от Вас остальные. Позаботьтесь о том, чтобы использовать свое время лишь на действительно важные для Вас вещи, которые могут приблизить поставленную Вами перед собой цель. А время Вы можете выиграть лишь в том случае, если научитесь говорить нет и отказываться выполнять необязательные дела.

Как правильно сказать «нет»?

К сожалению, в жизни встречается много ситуаций, в которых другие люди крадут наше время безо всяких веских причин. Возможно, с Вами решил поболтать коллега, у которого в данный момент есть на это время. Или же Вы должны выполнить чью-то работу, которая не является Вашей прямой обязанностью. С такими ситуациями Вы должны бороться, особенно если в данный момент пустяковый разговор или же благородная помощь попросту отнимают у Вас время.

Разумеется, мы должны найти время, если кто-то сильно нуждается в нас или хочет от нас что-то важное. Однако у готовности помочь тоже должны быть свои границы, особенно если другие используют Вас для достижения собственных целей. Или же если Вы исключительно из-за этой готовности помочь не можете приступить к своим собственным обязанностям и задачам. Если Вы можете сказать всего лишь «да», но не можете больше сказать «нет», то у Вас уже не будет хватать времени на выполнение собственных дел или на достижение собственных целей.

Такое маленькое словечко «нет» является при этом самым времяэкономным словом, которое только существует. Будьте же мужественны! Произносите уверенное «нет», когда кому-то что-то от Вас нужно, и это что-то может Вам в данный момент очень помешать. Если же вещь, о которой Вас просят, того стоит, то договоритесь о сроке, к которому Вы должны будете ее сделать.

Но прежде всего научитесь говорить «нет» так, чтобы никого не обидеть. Самое простое —это показать своему визави, что Вас интересуют его цели, но в то же время разъяснить ему, что из-за поставленной перед Вами задачи Вы не можете сейчас (или вообще) выполнить его просьбу.

Казалось бы, с постановкой целей и задач все ясно, однако не исключено, что при попытке выработать четкую их картину голова у вас пойдет кругом. Бывает, что никак не удается определиться с собственными жизненными целями и заглянуть в будущее дальше, чем на весьма короткую перспективу, и в итоге жизнь течет как бы сама по себе, а вы лишь плывете по течению.

Если эта работа представляет для вас значительную трудность, можете воспользоваться инструментом организации мыслей. Называется он лучевой диаграммой и может оказаться полезным не только при определении целей, но и для поиска решений по самому широкому кругу проблем.

Многие люди испытывают затруднения при общении с незнакомыми людьми, когда необходимо что-то рассказать о себе. Изложение мыслей на бумаге во многом сходно с представлением их другим людям. Особенно трудно бывает мыслить упорядочение, как бы составляя столь привычный нашему глазу нумерованный список. Лучевая диаграмма помогает отобразить мысли в том виде, который в наибольшей мере соответствует естественному способу человеческого мышления, а именно — перескакивая с одного предмета на другой.

Возьмите чистый лист бумаги, напишите в центре свое имя и обведите его кружком. Вокруг имени разместите ключевые аспекты своей жизни, о которых намерены поразмышлять, например: «Работа», «Семья», «Досуг», «Общественная деятельность», «Религия» и т. д. Также обведите их кружками и соедините лучами с центральным кругом. Обратитесь по очереди к каждому из внешних кружков и отметьте рядом с ним любые свои мысли по данному аспекту. Каждый мысленный тезис соедините с кружком, к которому он имеет отношение, будь то самый близкий по расположению или любой другой. Другие свои мысли также соедините с любым из исходных кружков или с уже отмеченными мыслями и линиями связей. Не старайтесь мыслить категориями целей, излагайте все, что приходит на ум. В итоге на бумаге будет выстроена конструкция из кружков и разнонаправленных линий.

Сами собой начнут проявляться наиболее важные темы. Если диаграмма слишком усложнится, возьмите один из кружков, например кружок «Деньги», перенесите его в центр другого листа и продолжите развитие сюжета. Когда мысли иссякнут, и построения будут завершены, взгляните на свои диаграммы, и вы увидите, на чем предстоит сосредоточить усилия. Вы получите импульс к размышлению о своей жизни, о том, чего вы действительно от нее ждете. В результате жизненные цели как таковые не оформятся, но вы посмотрите на жизнь в перспективе и раскрепостите процесс мышления.

Если захотите в большей степени сфокусировать внимание на каком-то одном предмете, например на профессиональной карьере, поместите в центр листа кружок «Работа», расположите вокруг имена людей, имеющих к ней отношение, и все ее этапы. Или начните с одного человека, например с начальника, и подумайте над каждым аспектом своей профессиональной деятельности, который нуждается в усовершенствовании, с тем чтобы начальство было вами полностью довольно. Общая лучевая диаграмма поможет вам определиться с главными аспектами жизни. Далее вы сможете переключиться на каждый из них и решить, каковы цели, достижения которых вы станете добиваться.

Если вы вдруг решили поменять свои приоритеты в работе или семейной жизни, окружающие непременно это заметят. Если на работе вы внезапно начнете отдавать приоритет финансовым проектам, тогда как прежде особым вашим вниманием пользовалась отчетность, персонал захочет узнать, что произошло. Или если однажды в воскресенье утром вы вместо того, чтобы, как обычно, играть в теннис или гольф, объявите, что хотите, чтобы семья в полном составе отправилась на пляж, супруга наверняка спросит, что с вами случилось. Если вы намерены максимально способствовать реализации своих намерений, то должны разъяснить их окружающим людям. Помимо всего прочего, для достижения намеченных целей вам потребуется содействие со стороны этих людей. Без этого ваши возможности будут ограничены.

Разъяснение персоналу, что отныне ваша задача состоит в улучшении финансового состояния вашего подразделения и повышении его финансовой эффективности, вызовет в людях желание помогать вам. А объяснение супруге, что отныне вы намерены больше времени проводить с семьей, поможет ей избавиться от опасений по поводу вашего здоровья (в том числе душевного). Как бы вам ни хотелось внезапно предстать перед изумленным миром в своем обновленном обличье, лучше оставить эти честолюбивые планы. Расскажите людям о своих намерениях и не отвергайте их помощь.

Не обязательно ставить их в известность о своих конечных целях, однако ознакомление с непосредственными задачами желательно и может оказаться полезным. Например, могут открыться нюансы, которые ускользнули от вашего внимания. Скажем, вы могли проигнорировать какой-то важный элемент бухгалтерского контроля или забыли о своей давней мечте взобраться на Эверест. Разговаривая с людьми, вы обретаете более органичную картину собственных потребностей и более полное представление о себе самом.

Только мысленно представляя себе собственное будущее, вы можете осознать, что вам предстоит сделать для его реализации. Возможно, вы так никогда и не достигнете чего-то из того, о чем мечтали, но, ставя перед собой высокие цели, вы, без сомнения, добьетесь больше, чем если бы не имели вообще никаких целей.

Чтобы получить от жизни максимум возможного, необходимо следовать примеру преуспевающих людей и мысленно представлять (визуализировать) свою жизнь, какой вы хотите ее видеть. Помните принцип 80/20 и используйте продуктивные 20% своего времени на работу по реализации поставленных целей. Осуществляйте контроль над собственной жизнью, определив ее ключевые аспекты и решив, чего вы намерены достичь в каждом из них. Изложите свои основные цели на бумаге и разбейте их на реальные задачи и конкретные выполнимые шаги. Определите место задач и шагов в своем жизненном графике. Если с трудом определяетесь с целями, для облегчения мыслительного процесса пользуйтесь лучевыми диаграммами. Не бойтесь отмечать в них цели, воплощение которых представляется малореальным.