Характер решений и соответствующие информационные базы
Стратегические решения по НИОКР прямо влияют на их судьбу и жизнеспособность. Из-за все усиливающейся нестабильности на мировом рынке их число постоянно растет. Их последствия все труднее прогнозировать, а цена ошибки повышается. Все это предопределяет важность стратегической информации. По методу 3В следует определить стратегические цели, затем стратегические потребности и, наконец, перейти к стратегическим информационным базам.
На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений для наблюдения (естественно, специфическую для каждой фирмы).
Например, она может включать:
-
основные тенденции по странам (развитие экономики, групп потребителей, основных направлений потребления товаров фирмы, динамика вкусов и т.д.);
-
технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая среда, достижения науки);
-
действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение, бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);
-
возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями применения).
Тактическая цель заключается в выборе наилучшего средства достижения стратегической цели и в контроле неизменности условий, которые предопределили этот выбор.
Соответственно возникают потребности двух родов: характеристики основных направлений деятельности и материалы по окружающей среде. Эти потребности настолько различны, что требуют информационных баз двух видов - “по запросу” и “мониторинг”.
Пример базы "по запросу”:
-
какие изделия имеются на рынке;
-
что объявляют конкуренты о новых товарах;
-
над чем работают их конструкторские и исследовательские организации;
-
в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные изменения;
-
может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;
-
благоприятно ли законодательство для бизнеса;
-
можно ли использовать существующие производственные мощности;
-
если нет, то каковы затраты на их переналадку.
Пример тактической базы "мониторинг":
-
основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);
-
зоны и территория деятельности;
-
производственные мощности и способы производства;
-
патентная и лицензионная активность;
-
законодательство;
-
снабжение (ресурсы, поставки);
-
социально-политическая обстановка.
Оперативные потребности в первую очередь касаются благоприятных возможностей и угроз для фирмы. Здесь требуется свежая, точная, надежная информация (цены, клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.).
Конечно, информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях, завтра может получить стратегическое значение. Поэтому для фирмы рационально объединять все информационные базы в одной картотеке.
Опыт подсказывает, что для фирмы рационально иметь следующие базы:
-
конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);
-
рынок (потребители, каналы сбыта, цены);
-
технология (конструирование, производство, использование);
-
законодательство;
-
ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);
-
общие тенденции (политические, экономические и т.п.).
- Введение
- Глава 1. Технологии принятия и реализации управленческих решений в инновационной деятельности
- 1.1. Роль решения в деятельности менеджера
- Область решений
- Примеры управленческих решении руководителя
- Сущность управленческих решений
- 1.2. Целевые технологии
- Инициативно-целевая технология
- Программно-целевая технология
- Регламентная технология
- 1.3. Процессорные технологии
- 1.4. Методы анализа и прогноза и область их применения
- Метод цепных подстановок
- Факторный анализ с применением эвм
- Балансовые методы
- Сущность swot-анализа
- Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности
- Функционально-стоимостный анализ
- Методы экстраполяции
- Параметрические методы
- Управление техническим уровнем и контроль показателей качества новой продукции
- Методы оптимизации решений
- 1.5. Экономическая разведка - неотъемлемая часть подготовки к принятию решений Место информации в процессе исследований и разработок
- Характер решений и соответствующие информационные базы
- Основные источники и каналы информации
- Организация службы информации фирмы
- Глава 2. Оценка эффективности управленческих решений и инновационной деятельности
- 2.1. Эффективность управленческих решений
- 2.2. Методы оценок экономической эффективности управленческих решений
- Примеры оценок экономической эффективности ур
- 2.3. Оценка эффективности инноваций Эффективность использования инноваций
- Общая экономическая эффективность инноваций
- Оценка эффективности инвестиций в исследования и разработки с учетом дисконтирования
- Глава 3. Неопределенность, риск и страхование риска.
- 3.1. Неопределенность и риск
- 3.2. Страхование риска
- Клиент (покупатель, заказчик, пользователь)
- Руководитель, специалист (страхователь)
- Суд, Арбитраж
- Страховщик
- Конец процесса
- 3.3. Проблема риска в инновационной деятельности.
- Глава 4. Управление временем – ключ к повышению эффективности управленческих решений
- 4.1. Цели и приоритеты
- Вопрос 1 — важно; вопрос 2 — срочно; вопрос 3 —важно.
- 4.2. Повышение производительности
- Литература