Сущность swot-анализа
При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Схема проведения SWOT-анализа
Идея SWOT-аналмза заключается в следующем:
а) приложение усилий для превращения ее слабых сторон в сильные и угроз в
возможности;
б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
SWOT-анализ можно проводить в пять этапов. На первом этапе SWOT-анализа изучаются сильные стороны фирмы — ее конкурентные преимущества в следующих областях:
-
патентоспособность выпускаемых товаров;
-
цена товаров;
-
прогрессивность технологии;
-
квалификация кадров;
-
стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
-
возраст основных производственных фондов;
-
географическое расположение фирмы;
-
инфраструктура;
-
система менеджмента (в том числе маркетинга);
-
сила конкуренции на входе и выходе системы менеджмента фирмы и др.
На втором этапе SWOT -анализа изучаются слабые стороны фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на нулевом уровне — комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на первом уровне — полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на втором уровне — конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом показателей. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.
На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков.
На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабых и умножения сильных сторон фирмы.
На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы (этот вопрос рассматривается в курсе "Стратегический менеджмент").
- Введение
- Глава 1. Технологии принятия и реализации управленческих решений в инновационной деятельности
- 1.1. Роль решения в деятельности менеджера
- Область решений
- Примеры управленческих решении руководителя
- Сущность управленческих решений
- 1.2. Целевые технологии
- Инициативно-целевая технология
- Программно-целевая технология
- Регламентная технология
- 1.3. Процессорные технологии
- 1.4. Методы анализа и прогноза и область их применения
- Метод цепных подстановок
- Факторный анализ с применением эвм
- Балансовые методы
- Сущность swot-анализа
- Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности
- Функционально-стоимостный анализ
- Методы экстраполяции
- Параметрические методы
- Управление техническим уровнем и контроль показателей качества новой продукции
- Методы оптимизации решений
- 1.5. Экономическая разведка - неотъемлемая часть подготовки к принятию решений Место информации в процессе исследований и разработок
- Характер решений и соответствующие информационные базы
- Основные источники и каналы информации
- Организация службы информации фирмы
- Глава 2. Оценка эффективности управленческих решений и инновационной деятельности
- 2.1. Эффективность управленческих решений
- 2.2. Методы оценок экономической эффективности управленческих решений
- Примеры оценок экономической эффективности ур
- 2.3. Оценка эффективности инноваций Эффективность использования инноваций
- Общая экономическая эффективность инноваций
- Оценка эффективности инвестиций в исследования и разработки с учетом дисконтирования
- Глава 3. Неопределенность, риск и страхование риска.
- 3.1. Неопределенность и риск
- 3.2. Страхование риска
- Клиент (покупатель, заказчик, пользователь)
- Руководитель, специалист (страхователь)
- Суд, Арбитраж
- Страховщик
- Конец процесса
- 3.3. Проблема риска в инновационной деятельности.
- Глава 4. Управление временем – ключ к повышению эффективности управленческих решений
- 4.1. Цели и приоритеты
- Вопрос 1 — важно; вопрос 2 — срочно; вопрос 3 —важно.
- 4.2. Повышение производительности
- Литература