logo search
молоканов

30.Матрица «рынок/продукт» по а. Стейнеру

Своеобразной модификацией рассмотренного выше подхода являет­ся модель, предложенная Г. Стейнером в 1975 году, которая представ­ляет собой матрицу, включающую классификацию рынков и клас­сификацию продуктов на существующие, новые, но связанные с существующими, и совершенно новые продукты (рис. 4.2).

Матрица показывает уровни риска и, соответственно, степень веро­ятности успеха при различных сочетаниях «рынок/продукт». Модель может быть использована для:

•   определения вероятности успешной деятельности при выборе той или иной стратегии;

•   выбора между различными видами бизнеса, в том числе при опре­делении соотношения, например инвестиций для разных СХП.

Рис. 4.2. Матрица «рынок—продукт» по Г. Стейнеру

Например, организация, занимающаяся обслуживанием и ремон­том лифтов, имеет достаточно высокие шансы на успех, если она пред­ложит для существующего рынка (организаций по эксплуатации зда­ний) новый, но связанный с существующим вид товаров — лифты собственного производства. Степень риска существенно возрастет, если эта же организация предложит на существующем рынке совершенно новый вид продукции — контроль за работой инженерного обо­рудования (отслеживание загазованности и задымленное™ помеще­ний, засоренности мусоропроводов и т. д. ), поскольку опыт проведе­ния подобных работ у организации отсутствует. Очень высоким риск будет также в том случае, если московская организация предложит существующие услуги по ремонту и обслуживанию лифтов воронежско­му рынку. Риск примет максимальные размеры, если московская организация предложит совершенно новый вид услуг — контроль за работой инженерных помещений для совершенно нового рынка, к при­меру для мэрии Нью-Йорка.

Для предприятий, которые имеют многономенклатурное производ­ство и обслуживают много рынков, задача стратегического выбора гораздо сложнее. Дело в том, что одни товары могут занимать сильные позиции по сравнению с конкурентами, другие наоборот — слабые. Кроме того, одним товарам могут понадобиться инвестиции для под­держки их конкурентоспособности, другие же наоборот, будут давать больше прибыли, чем это минимально необходимо для их перспектив­ного развития.