Миссия предприятия
Миссия — определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.
Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.
Следует различать широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может меняться, например, со сменой собственника. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить на предприятии и в среде его функционирования.
В узком понимании миссия — сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.
Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии — выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.
Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес . Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:
владелец предприятия;
ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);
сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия и их роль в достижении этих целей;
поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного предприятия и возможности своего воздействия;
потребители. Следует помочь им понять, на чем фокусируется конкретное предприятие и что именно они являются сосредоточием усилий.
Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.
Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.
Компоненты положения о миссии. Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.
1. Описание текущего положения дел на предприятии;
описание потребителей, с которыми в настоящее время ра
ботает предприятие;
описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;
описание целей предприятия (куда оно хочет прийти?);
описание философии компании (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой практики компании?);
описание общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в глазах общественности?).
2. Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых предприятием;
характеристика рынка (предприятие определяет своих основ
ных потребителей, клиентов, пользователей);
цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;
технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);
философия (выражение базовых взглядов и ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);
внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;
внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир.
Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты.
Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания предприятия;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает пред
приятие.
- Понятие стратегии развития предприятия
- Стратегия как набор правил для принятия решений по и. Ансоффу
- Стратегия как единство 5р г. Минцберга
- 4.Модель Гарвардской школы бизнеса (к. Эндрюса)
- Модель и. Ансоффа
- Модель г. Стейнера
- Контур стратегического планирования
- Корпоративное планирование
- Итеративное планирование
- Интуитивное планирование
- Хаотическое планирование
- Конструктивистские школы стратегического менеджмента
- Суть школы дизайна
- Школа планирования
- Школа позиционирования
- Дескриптивные школы стратегического менеджмента
- Анализ общей (дальней) окружающей среды (pest-анализ)
- 15. Анализ специфической (ближней) окружающей среды
- Пять сил конкуренции м. Портера
- Анализ стратегических групп
- 18.Анализ структуры рынка
- Анализа структуры рынка является выбор целевых сегментов рынка, отвечающих задачам Клиента, а т1.Количественные показатели рынка
- 2.Сегментация рынка по потребителям
- 4.Сегментация рынка по каналам сбыта
- 5.Конкурентный анализ
- 6.Контекст функционирования рынка
- 7.Маркетинговое прогнозирование по зафиксированному состоянию рынка
- Анализ ресурсного потенциала предприятия
- Матрица Бостонской консалтинговой группы
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений Звезды»
- «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)
- «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»)
- Недостатки
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица Мак-Кинзи
- Модель Мак-Кинзи 7-s
- Модель pims
- Swot-анализ
- Миссия предприятия
- Ценности высшего руководства
- Организационная культура
- 28.Цели развития предприятия
- 30.Матрица «рынок/продукт» по а. Стейнеру
- 31. Типовые конкурентные стратегии по м. Портеру
- Стратегия минимизации издержек
- Стратегия дифференциации
- Стратегия концентрации
- Позиция "застрявших посередине"
- Конкурентные стратегии по ф. Котлеру
- Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта
- 34. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия
- 35. Стратегия роста и. Ансоффа
- 1. Стадия планирования
- 2. Начальная стадия
- 3. Стадия проникновения
- 4. Ускоренный рост
- 5. Переходная стадия
- 36.Стратегия стабилизации
- Стратегия выживания