logo
_botavina_r_n_etika_delovyh_otnosheniy

Тема 6 одежда и внешний облик деловой женщины

В современном деловом мире женщина играет все более зна­чительную роль. Все больше женщин проникает в деловые круги, хотя для этого им приходится тратить гораздо больше усилий, времени, таланта, чем мужчинам. Женская деловая одежда, рассматриваемая в этом разделе, является одним из важнейших аспектов современного делового этикета.

Требования, предъявляемые к одежде деловой женщины, в принципе мало чем отличаются от требований, предъявляемых к одежде делового мужчины, однако деловой этикет в целом относится к женщине более снисходительно, позволяя ей во многом отходить от жестких мужских стандартов.

Отклонения касаются прежде всего цвета, и, хотя основной вид повседневной деловой одежды у женшины, как и мужчины, костюм, гамма цветов этого костюма для женшины весьма обширна, в отличие от мужского, которому мы предписали крайне скупой выбор - серый и синий цвета, для торжественных случаев - черный.

Женский деловой костюм может быть практически любого цвета, но нельзя допускать ярких оттенков в деловой одежде, а также резких, контрастных сочетаний. Умеренность - вот уже упо­минавшийся ранее принцип, который не следует нарушать в расцветках женского делового костюма.

Коль скоро мы заговорили о цвете, позволим себе напомнить о том, что гамма цветов, кроме традиционных:

включает в себя и не столь традиционные наименования, используемые модельерами, художниками по тканям, специализирующимися на деловой одежде, поэтому дадим их перечень, хотя далеко не полный;

перспективе? их часто путают и называют неверно. Перечень может быть продолжен.

Итак, основной вид повседневной деловой одежды женщины - костюм, т.е. классический пиджак с английским воротником и на подкладке с английской же юбкой — также па подкладке. (Подкладка способствует тому, что юбка дольше сохраняет форму и меньше мнется.) Юбка прямая, с разрезом сзади; разрез не превышает 10 см по длине, а чтобы он не превращался в вырез, два полотнища ткани накладываются друг на друга и прострачиваются, не доходя до низа десять сантиметров; таким образом обеспечивается свобода шага.

Для женского костюма нет "свирепых" ограничений по цвету, костюм может быть и коричневым, и других цветов, единствен­ное требование - цвет не должен быть ярким, кричащим. На конференцию, на совещание, где она собирается выступить с важным предложением, на заседание совета директоров или ученого совета, на защиту диссертации и на другие аналогичные мероприятия, которые хотя и проходят днем, но носят более торжественный характер, чем обычная трудовая деятельность.

Что касается брючного костюма. Что ж, даже самые суровые моралисты и сторонники классики в деловом этикете вполне допускают наличие брючных костюмов в гардеробе деловой жен­щины. Однако это должен быть костюм, воспроизводящий стиль обычного мужского костюма по плотности и цвету; так же, как для мужского, костюм дополняется блузкой сорочечного или любого другого типа. Напомним, что брючный костюм требует брючного же ремня!

Костюм дополняется обувью, соответствующей моде, но, как уже говорилось ранее, мода должна присутствовать во внешнем виде деловой женщины в самом своем умеренном выражении. Поэтому самая рекомендуемая обувь для деловой женщины - классическая "лодочка" черного цвета, высота каблука - по желанию носительницы, но, однако, не стоит выбирать туфли с каблуком утрированной формы. (Излишне было бы напоминать о том, что классический фасон "лодочки" не предполагает никаких украшений типа бантиков, металлических окантовок и прочего.

Обувь деловой женщины - из кожи, но не из кожи крокодила, змеи и не из замши или велюра.

Чулки (колготы) — только телесного цвета: в деловом этикете в этом вопросе безраздельно "хозяйничают" нормы светского эти­кета, которые не допускают никакого другого цвета, тем более - столь модного в 90-х годах двадцатого века и начале двадцатого первого - черного цвета, поскольку он имеет отношение - увы, исторически так сложилось - к определенной сфере жизни некоторой части прекрасной половины человечества. Никакого рисунка на чулках - никаких розочек, горошинок, Полосок, тем более абсолютно недопустим рисунок "сеточка" (по причинам, о которых говорилось выше). Чулки (колготы) носятся всегда - независимо от времени года. Босоножки, сандалии и т.п. не допускаются.

В фасоне женского делового костюма, блузки, в фасоне обуви не рекомендуется использование элементов спортивной, военной и прочей одежды - погончики, хлястики, накладные карманы и т.п. (Те же требования, как уже указывалось, предъявляются к мужскому деловому костюму и обуви).

(исключаются в женской деловой одежде предметы из трикотажа: жилеты, джемперы, шарфы - оставим асе это для уик-энда, дружеских визитов, для занятий спортом. Несколько слов о прическе и макияже деловой женщины. Прическа допускается по моде, но есть определенные ограничения: длина распушенных волос не должна быть ниже линии плеч, длина прически — тоже в разумных пределах. Если волосы густые - их следует собрать в пучок, заплести в косу, заколоть деленным образом, так как в деловой обстановке даже самые красивые, распущенные до пояса и ниже, волосы - нонсенс, юльку не только доставляют неудобства их обладательнице, идут вразрез с требованиями гигиены, могут доставить неудобства коллегам, окружающим нашу обладательницу роскошных распушенных волос. Поэтому многие фирмы в правилах синего распорядка и других руководствах для сотрудников усматривают в мягкой, но не допускающей возражений форме описания о том, что "прическа не должна быть вызывающей - распущенные волосы длиной ниже уровня плеч не рекомендуются. Волосы должны быть чистыми и опрятными (цитата из устава для сотрудников московской гостиницы " Аэростат", мнения "Аэроимп").

Что касается макияжа, то первое, что следует сказать: он не пелен, но и не возбраняется. Хотя в мировом сообществе есть некоторые страны, фирмы которых, согласно национальным требованиям. настоятельно рекомендуют деловой женщине макияж в определенных направлениях: накрашенные в обязательном порядке ресницы, столь же обязательный румянец (даже если имеется достаточный природный) и т.п. Это некоторые южноазиатские. например Южная Корея. Страны Европейского и Шанского континента, как уже было сказано, макияжа не •т. но и не запрещают его. Единственное предписание на этот счет - макияж не должен быть чрезмерным, не должен быть "видным". Итак, все то же, включая умеренности во всем, в том числе и в макияже. Маникюр. т.е содержание рук в безупречной чистоте и, по возможности, обязателен, а вот покрытие ногтей паком - нет. Если же женщина предпочитает ногти, покрытые лаком, это должен бытъ лак естественных тонов, не останавливающий на себе коллег и клиентов, уже не говоря о руководителях. На руках лак фиолетового или темно-зеленого цвета с золотыми тенями способен заставить коллегу деловой женщины забыть о том, с каким вопросом он собирался к ней обратиться, а клиент просто онемеет от удивления, что фирма не заботится о внешнем виде своих сотрудников, следовательно, и о собственной репутации.

Духи или туалетная вода, прочие средства парфюмерии и косметики не должны доставлять неудобства коллегам, покупателям и прочим партнерам по бизнесу, окутывая женщину плотным ароматическим облаком. Духи должны чувствоваться слегка и только при приближении.

Сумка деловой женщины, согласно канонам светского этикета, служащим основой делового, составляет элемент комплекта "сумка - туфли - перчатки", т.е. сумка из кожи (гладкой, не змеи и не крокодила), того же цвета, что и туфли, - предпочтительно черного. Современный деловой этикет предъявляет своеобразное требование к женской деловой сумке: сумка деловой женщины должна вмещать документы, которые, как правило, имеют формат А4. Сумку меньшего размера целесообразно заменить кейсом или папкой. Это требование к женской деловой сумке, касающееся ее размеров, идет несколько вразрез с требованиями светского этикета, предписывающими несколько меньшие размеры женской сумки; однако параметры сумки, вмещающие листы бумаги форматом А4, находятся на грани допустимых, но не за гранью.

Итак, кроме сумки, деловой женщине вполне позволительно пользоваться обычным кейсом или папкой.

Элементы деловой экипировки - записная книжка, папка для визиток и прочие подобные мелочи - должны быть недешевыми, отличаться вкусом, т.е. не должны содержать избыточное число "украшательских" элементов. Упомянутое в кавычках прилагательное выбрано не случайно, так как украшающими элементами в данном случае будут скромность, строгость и высокая стоимость, вкупе дающие почти полную гарантию изысканности.

Что касается украшений, то в одежде деловой женщины они вполне допустимы:

Желательно, чтобы украшения составляли комплект. Не следует допускать излишеств в количестве украшений, лучше менять их день ото дня,

Если же украшения не составляют комплект, необходимо, чтобы «ни, металлы и другие материалы, из которых они изготовлены гармонировали один с другим.

Верхняя одежда деловой женщины также не должна содержать спортивных и прочих "неделовых" элементов.

Так, например, куртка весьма и весьма нежелательна, поскольку разновидность спортивной одежды.

Предпочтительнее плащ, меховое пальто классических фасонов. Цвет и фактуру ткани верхней одежды следует подбирать таким образом, чтобы даже в те короткие мгновения, когда деловая женщина, кладет на свое рабочее место (или в гардеробе), снимает пальто или плащ сохранялось соответствие и гармония в цветовой гамме, фасонах, особенностях тканей верхней одежды и повседневного делового костюма. То же касается и дождевого зонта.

Шарф - длинный или короткий, но обязательно фабричного изготовления, ни в коем случае не ручной вязки. Головной убор - по погоде и в соответствии с модой и желанием женщины. Деловой этикет рекомендует отказаться от вышитых фасонов головных уборов - шляп с большими полями, на нем украшений, яркой расцветки. Умеренность модных решений, строгая изысканная простота - вот все те же, уже знакомые нам требования, предъявляемые этикетом к верхней одежде. Перчатки - кожаные, возможно, в силу все тех же особенностей климата, на утолщенной или меховой подкладке, цвет – черный может быть коричневый, допустим серый. Под запретом -юси, рукавички, вывязанные вручную, и тому подобные "ми-вещи - оставим их для зимнего отдыха.

Итак, женский облик в деловом мире характеризуется умеренностью во всем, классическими фасонами одежды и обуви, трикотажа, отсутствием ярких, привлекающих изумленное внимание коллег и клиентов, расцветок, умеренным макияжем и разумным количеством украшений. Уместно вспомнить польскую поговорку, что из всех чувств самое главное - чувство меры". Что касается деловых приемов, то на дневные приемы деловая женщина явится в обычном повседневном деловом костюме. На приемах типа "коктейль", "бокал шампанского" допускается использование более нарядных костюмов, более дорогие и яркие украшения. Что касается вечерних приемов, надо руководствоваться тем, что указано в приглашении на банкет и другие виды вечерних приемов; если есть упоминание о вечернем платье - следует вы­полнить это указание.

Как правило, такого рода грандиозные приемы фирмы устраивают редко. Чаще всего приглашение не содержит сведений о том, следует ли надевать смокинг мужчине или вечернее платье - женщине.

Возьмем на себя смелость утверждать, что в подобных случа­ях деловой женщине лучше всего остановиться опять же на классическом костюме традиционного английского стиля, однако выполненном из "парадных" тканей - атласа, кружева на чехле, шелкового бархата, парчи; весьма уместна ткань с добавлением блестящей нити, которая дает эффект мерцания, поддерживающий общую праздничную направленность костюма. Строгость классического фасона костюма покажет, что носительница его помнит, что она находится на деловом приеме, а мерцание и свечение нестандартной ткани, из которой костюм изготовлен, укажет на то, что его обладательница полна должного уважения к празднованию фирмой знаменательного события.