logo
_botavina_r_n_etika_delovyh_otnosheniy

Тема 19 этика делового красноречия роль речевого воздействия в деловых отношениях

Социальная значимость красноречия (риторики) высоко оце­нивалась еще в античную эпоху. Платон говорил о риторике, что это "завоевание души словами". Аристотель указывал на то, что искусство говорить - природный дар, талант. По его мнению, ус­пех речи оратора зависит от "этоса", т.е. честности и благород­ства намерений говорящего, от "логоса", т.е. логики речи, и от "пафоса", т.е. гражданственности, приподнятости, увлеченности оратора.

Как видим, благородство целей, этичность еще в древние вре­мена являлась главным критерием оценки речевого воздействия.

Прежде чем перейти к рассмотрению этических рамок совре­менного делового красноречия, дадим некоторое общее представ­ление о риторике.

Требования, которые предъявлялись к ораторскому искусст­ву во времена Платона, Аристотеля, Демосфена, не вечны, не сле­дует рассматривать их как догму. Так, например, для великих ора­торов прошлого естественным было сопровождать свое выступ­ление размахиванием рук, громкими рыданиями, криками, стенаниями, подпрыгиванием на месте, разрыванием на себе одеж­ды и вырыванием клоков волос. Невозможно сегодня без смеха представить себе менеджера, решившегося на подобные эскапа­ды во время своего выступления на собрании или деловом совещании с целью большего убеждения присутствующих в правиль­ности высказываемых им идей.

Дело в том, что риторика, искусство говорить, красноречие - явление историческое, и требования к нему тесно связаны с осо­бенностями эпохи. Так, например, история свидетельствует, что во время крупных народных революций (французской, немецкой, революции в России 1917 г.) публичные выступления кого бы то ни было отличались крайней эмоциональностью, изобиловали призывами, восклицаниями, словарный запас характеризовался подбором соответствующих слов и выражений, которым свой­ственны пафос, возвышенность, приподнятость и т.п. Даже дело­вая, сугубо информационная речь в России периода 1917-1919 гг., судя по художественным произведениям (романам, спектаклям, фильмам), походила на речи на митингах.

Риторика, кроме исторических, имеет и национальные корни. Скорость речи, манера говорить, жестикуляция, поведение во вре­мя выступления соотносятся с национальными чертами.

Конечно, связь характеристик речи с историческими и нацио­нальными чертами имеет характер тенденции, а не строгого зако­на, однако с этой тенденцией приходится считаться тому, кто го­товится к публичному выступлению и хочет, чтобы оно было ус­пешным.

Ораторское искусство многолико, оно существует в различ­ных жанрах.

Одним из самых древних видов (жанров) ораторского искус­ства является политическое. Цена политической речи очень вели­ка: от того, сумеет ли политический оратор убедить, воздейство­вать речью на массы (а может быть, на узкий круг слушателей), зависит ход исторических событий. Несмотря на то что логика и содержание политической речи подкрепляются, как правило, теми или иными материальными реалиями, тем не менее уровень рече­вого мастерства политического оратора или деятеля тоже играет немаловажную роль в формировании политических взглядов, ре­шений и вытекающей из этого расстановке сил на мировой поли­тической сцене.

Второй, не менее давний, вид красноречия - судебное ораторс­кое искусство. Красноречие обвинителя или защитника в суде так­же имеет весьма высокую цену: иногда это жизнь или свобода обвиняемого.

Между политическим и судебным красноречием есть разли­чие, состоящее в том, что политический оратор, как правило, до­статочно долго может готовиться к выступлению, а для адвоката или обвинителя такая возможность чаще всего исключена. По­этому для выступающих в суде естественным является высокий уровень импровизации, способность мгновенно уловить любую топкость в ответах и рассказах свидетелей и др., быстро на нее отреагировать, использовать для убеждения, доказательства вне­запные реплики, высказывания, услышанные впервые.

Третий вид красноречия, также существующий достаточно долго, - так называемое дипломатическое красноречие. Почему "так называемое"? Дело в том, что существует стереотип отно­шения к речам дипломатов, который точнее всего можно пере­дать широко известным высказыванием французского диплома­та Талейрана: "Язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли". К сожалению, данный стереотип мышления о диплома­тическом речевом общении имеет под собой некоторую почву, но хочется верить, что он уже в прошлом.

В наше время, когда человечество осознало наконец, что толь­ко совместными общечеловеческими усилиями можно сохранить природу, условия нашего существования на земном шаре, нужна единая экологическая политика, дипломатические контакты и вза­имодействие.

Однако особенности в речи дипломата, без сомнения, есть. Определяются они в основном тем, что дипломат представляет свою страну, отстаивает ее интересы. Каждому сказанному им слову придается большое значение. Отсюда жесткие требования к подбору слов (словарному составу), общей эмоциональной ок­рашенности речи, к ее содержательной стороне, логике построе­ния, к стилю речи и прочим ее характеристикам, включая техни­ческие (дикцию, темп речи, ритм и т.п.). Ведь если дипломат име­ет плохую дикцию, это затруднит переговоры, его речь может быть неверно понята, из нее могут быть сделаны ненужные, неверные выводы, что может повлечь за собой самые непредвиденные по­следствия.

Специфические черты имеет также искусство лектора или про­пагандиста. Лектор (пропагандист) должен быть хорошим спе­циалистом в той области, с которой он знакомит слушателей; уровень его квалификации как специалиста-отраслевика обна­руживается слушателями довольно быстро, в ходе знакомства с его сообщением, докладом, с его речью. Но лектор-пропаган­дист должен, кроме того, владеть методической стороной дела, т.е. уметь "подать" материал наиболее удобным для восприятия и запоминания образом, построить свое сообщение так, чтобы пробудилось желание идти предложенным направлением науч­ного поиска.

Другими словами, лекторское (пропагандистское) красноре­чие должно быть обязательно подкреплено мастерством и суще­ствует только в этом двуединстве.

Кроме указанных выше видов, довольно часто выделяют в отдельную группу ораторов военного толка, т.е. военное красно­речие. На наш взгляд, обоснованность выделения умения гово­рить с воинскими соединениями является искусственной, надуман­ной, весьма относительной. Ораторское искусство не имеет ка­ких-либо особых свойств, если оно реализуется в военной обстановке, требования к нему те же, что и к красноречию в лю­бых других условиях. Отличие в другом - в том, что воспринима­ется эта речь более остро, объемно, действенно из-за того, что слушающие ее находятся в экстремальных условиях.

Следующим видом ораторского искусства можно назвать де­ловое красноречие. Оно завоевало себе соответствующее место в классификации видов риторики совсем недавно. Никому во вре­мена Аристотеля, Демосфена не пришло бы в голову выделить этот вид красноречия как специфический. Сейчас именно эта ветвь ораторского искусства цветет "пышным цветом". Существующие, и довольно многочисленные, курсы, школы ораторского мастер­ства обучают приемам и владению деловой речью менеджеров и рядовых сотрудников, депутатов и т.п. Менеджер любого ранга, равно как и рядовой работник тру­дового коллектива, должен владеть искусством говорить, т.е. де­ловым красноречием.

Причины, обусловливающие необходимость этого, следующие: 1. Значительная часть рабочего времени современного менед­жера любого ранга уходит на деловые разговоры (по данным исследований ~ 40% рабочего времени). Такие большие затраты времени па словесное деловое общение часто объясняются тем, что говорящие иногда не умеют, не могут кратко, точно, одно­значно, адресно выражать свои мысли, а слушающие не подго­товлены к полному и быстрому восприятию речи.

2. Как показывает практика, на руководящие посты всех уров­ней, в науку и производство, приходят сейчас молодые руководи­тели. Они довольно быстро осваиваются с набором своих служеб­ных обязанностей, требующих специальной профессиональной подготовки, поскольку являются достаточно компетентными в сфере своей производственной деятельности. Однако психологи­ческая адаптация молодого руководителя занимает гораздо больше времени, нежели становление его как специалиста. Издержки длительной психологической адаптации (в среднем - два с поло­виной года) весьма велики: в этот период неоправданно часто возникают конфликты руководителя с коллективом, менеджера­ми своего уровня и вышестоящего уровня. Конфликты и конф­ронтации различной степени остроты приводят к ненужным тра­там времени, сил, здоровья. Значительная часть конфликтных си­туаций возникает из-за неэтичного поведения, в частности из-за неумения руководителя правильно применять различные виды речевого воздействия - как в отношениях с подчиненными, так и в отношениях со своим руководством.

Неверно подобранные формы и виды речевого воздействия, слабая выразительность речи, наконец, неточно выражающие мысль слова менеджера часто приводят к взаимному непонима­нию, вспышкам конфликтов, антипатии, неприязни среди рабо­тающих, что влияет отрицательно на результативность их труда, приводит к ослаблению и даже разрушению творческого начала в коллективе и у отдельных личностей и в дальнейшем к уходу их из коллектива.

3.Долгие застойные десятилетия мораль нашего общества и совокупность концепций его культуры игнорировали, обходили вниманием категорию нравственности человека, этичность его поведения. Этот взгляд проник и в экономику: категория нрав­ственности там была заменена категорией полезности человека. Выражением этого, в частности, было такое часто встречающееся положение, когда руководителю позволялась и прощалась недо­пустимая грубость в общении, низкий уровень культуры речи и т.п. Оправданием такого поведения руководителя служила ложно понимаемая "полезность" его как руководителя твердого, не склонного "ко всяким сантиментам".

Взгляд на высокую культуру речи менеджера, на умение эф­фективно использовать речевое воздействие как на нечто излиш­нее, избыточное, ненужное, некую ненужную "роскошь" - такой взгляд должен уйти в прошлое.

4.Отличительной чертой теоретической мысли во всех облас­тях человеческого научного знания стал сегодня комплексный подход в нахождении путей получения научного или практичес­кого результата. Комплексность менеджмента не будет полной без включения в него речевого воздействия в рамках этических тре­бований. Именно ею определяется и форма, и содержание внедрения в со­знание, а через него - в практическую работу, стратегии, целей, тактических приемов.

Таким образом, от того, насколько владеет культурой речи менеджер, зависит эффективность методов управления коллекти­вом и отдельными сотрудниками.

Перечисленные выше причины необходимости умелого ис­пользования речевого воздействия далеко не исчерпывают их пол­ный перечень, хотя и являются основными.