Тема 19 этика делового красноречия роль речевого воздействия в деловых отношениях
Социальная значимость красноречия (риторики) высоко оценивалась еще в античную эпоху. Платон говорил о риторике, что это "завоевание души словами". Аристотель указывал на то, что искусство говорить - природный дар, талант. По его мнению, успех речи оратора зависит от "этоса", т.е. честности и благородства намерений говорящего, от "логоса", т.е. логики речи, и от "пафоса", т.е. гражданственности, приподнятости, увлеченности оратора.
Как видим, благородство целей, этичность еще в древние времена являлась главным критерием оценки речевого воздействия.
Прежде чем перейти к рассмотрению этических рамок современного делового красноречия, дадим некоторое общее представление о риторике.
Требования, которые предъявлялись к ораторскому искусству во времена Платона, Аристотеля, Демосфена, не вечны, не следует рассматривать их как догму. Так, например, для великих ораторов прошлого естественным было сопровождать свое выступление размахиванием рук, громкими рыданиями, криками, стенаниями, подпрыгиванием на месте, разрыванием на себе одежды и вырыванием клоков волос. Невозможно сегодня без смеха представить себе менеджера, решившегося на подобные эскапады во время своего выступления на собрании или деловом совещании с целью большего убеждения присутствующих в правильности высказываемых им идей.
Дело в том, что риторика, искусство говорить, красноречие - явление историческое, и требования к нему тесно связаны с особенностями эпохи. Так, например, история свидетельствует, что во время крупных народных революций (французской, немецкой, революции в России 1917 г.) публичные выступления кого бы то ни было отличались крайней эмоциональностью, изобиловали призывами, восклицаниями, словарный запас характеризовался подбором соответствующих слов и выражений, которым свойственны пафос, возвышенность, приподнятость и т.п. Даже деловая, сугубо информационная речь в России периода 1917-1919 гг., судя по художественным произведениям (романам, спектаклям, фильмам), походила на речи на митингах.
Риторика, кроме исторических, имеет и национальные корни. Скорость речи, манера говорить, жестикуляция, поведение во время выступления соотносятся с национальными чертами.
Конечно, связь характеристик речи с историческими и национальными чертами имеет характер тенденции, а не строгого закона, однако с этой тенденцией приходится считаться тому, кто готовится к публичному выступлению и хочет, чтобы оно было успешным.
Ораторское искусство многолико, оно существует в различных жанрах.
Одним из самых древних видов (жанров) ораторского искусства является политическое. Цена политической речи очень велика: от того, сумеет ли политический оратор убедить, воздействовать речью на массы (а может быть, на узкий круг слушателей), зависит ход исторических событий. Несмотря на то что логика и содержание политической речи подкрепляются, как правило, теми или иными материальными реалиями, тем не менее уровень речевого мастерства политического оратора или деятеля тоже играет немаловажную роль в формировании политических взглядов, решений и вытекающей из этого расстановке сил на мировой политической сцене.
Второй, не менее давний, вид красноречия - судебное ораторское искусство. Красноречие обвинителя или защитника в суде также имеет весьма высокую цену: иногда это жизнь или свобода обвиняемого.
Между политическим и судебным красноречием есть различие, состоящее в том, что политический оратор, как правило, достаточно долго может готовиться к выступлению, а для адвоката или обвинителя такая возможность чаще всего исключена. Поэтому для выступающих в суде естественным является высокий уровень импровизации, способность мгновенно уловить любую топкость в ответах и рассказах свидетелей и др., быстро на нее отреагировать, использовать для убеждения, доказательства внезапные реплики, высказывания, услышанные впервые.
Третий вид красноречия, также существующий достаточно долго, - так называемое дипломатическое красноречие. Почему "так называемое"? Дело в том, что существует стереотип отношения к речам дипломатов, который точнее всего можно передать широко известным высказыванием французского дипломата Талейрана: "Язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли". К сожалению, данный стереотип мышления о дипломатическом речевом общении имеет под собой некоторую почву, но хочется верить, что он уже в прошлом.
В наше время, когда человечество осознало наконец, что только совместными общечеловеческими усилиями можно сохранить природу, условия нашего существования на земном шаре, нужна единая экологическая политика, дипломатические контакты и взаимодействие.
Однако особенности в речи дипломата, без сомнения, есть. Определяются они в основном тем, что дипломат представляет свою страну, отстаивает ее интересы. Каждому сказанному им слову придается большое значение. Отсюда жесткие требования к подбору слов (словарному составу), общей эмоциональной окрашенности речи, к ее содержательной стороне, логике построения, к стилю речи и прочим ее характеристикам, включая технические (дикцию, темп речи, ритм и т.п.). Ведь если дипломат имеет плохую дикцию, это затруднит переговоры, его речь может быть неверно понята, из нее могут быть сделаны ненужные, неверные выводы, что может повлечь за собой самые непредвиденные последствия.
Специфические черты имеет также искусство лектора или пропагандиста. Лектор (пропагандист) должен быть хорошим специалистом в той области, с которой он знакомит слушателей; уровень его квалификации как специалиста-отраслевика обнаруживается слушателями довольно быстро, в ходе знакомства с его сообщением, докладом, с его речью. Но лектор-пропагандист должен, кроме того, владеть методической стороной дела, т.е. уметь "подать" материал наиболее удобным для восприятия и запоминания образом, построить свое сообщение так, чтобы пробудилось желание идти предложенным направлением научного поиска.
Другими словами, лекторское (пропагандистское) красноречие должно быть обязательно подкреплено мастерством и существует только в этом двуединстве.
Кроме указанных выше видов, довольно часто выделяют в отдельную группу ораторов военного толка, т.е. военное красноречие. На наш взгляд, обоснованность выделения умения говорить с воинскими соединениями является искусственной, надуманной, весьма относительной. Ораторское искусство не имеет каких-либо особых свойств, если оно реализуется в военной обстановке, требования к нему те же, что и к красноречию в любых других условиях. Отличие в другом - в том, что воспринимается эта речь более остро, объемно, действенно из-за того, что слушающие ее находятся в экстремальных условиях.
Следующим видом ораторского искусства можно назвать деловое красноречие. Оно завоевало себе соответствующее место в классификации видов риторики совсем недавно. Никому во времена Аристотеля, Демосфена не пришло бы в голову выделить этот вид красноречия как специфический. Сейчас именно эта ветвь ораторского искусства цветет "пышным цветом". Существующие, и довольно многочисленные, курсы, школы ораторского мастерства обучают приемам и владению деловой речью менеджеров и рядовых сотрудников, депутатов и т.п. Менеджер любого ранга, равно как и рядовой работник трудового коллектива, должен владеть искусством говорить, т.е. деловым красноречием.
Причины, обусловливающие необходимость этого, следующие: 1. Значительная часть рабочего времени современного менеджера любого ранга уходит на деловые разговоры (по данным исследований ~ 40% рабочего времени). Такие большие затраты времени па словесное деловое общение часто объясняются тем, что говорящие иногда не умеют, не могут кратко, точно, однозначно, адресно выражать свои мысли, а слушающие не подготовлены к полному и быстрому восприятию речи.
2. Как показывает практика, на руководящие посты всех уровней, в науку и производство, приходят сейчас молодые руководители. Они довольно быстро осваиваются с набором своих служебных обязанностей, требующих специальной профессиональной подготовки, поскольку являются достаточно компетентными в сфере своей производственной деятельности. Однако психологическая адаптация молодого руководителя занимает гораздо больше времени, нежели становление его как специалиста. Издержки длительной психологической адаптации (в среднем - два с половиной года) весьма велики: в этот период неоправданно часто возникают конфликты руководителя с коллективом, менеджерами своего уровня и вышестоящего уровня. Конфликты и конфронтации различной степени остроты приводят к ненужным тратам времени, сил, здоровья. Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за неэтичного поведения, в частности из-за неумения руководителя правильно применять различные виды речевого воздействия - как в отношениях с подчиненными, так и в отношениях со своим руководством.
Неверно подобранные формы и виды речевого воздействия, слабая выразительность речи, наконец, неточно выражающие мысль слова менеджера часто приводят к взаимному непониманию, вспышкам конфликтов, антипатии, неприязни среди работающих, что влияет отрицательно на результативность их труда, приводит к ослаблению и даже разрушению творческого начала в коллективе и у отдельных личностей и в дальнейшем к уходу их из коллектива.
3.Долгие застойные десятилетия мораль нашего общества и совокупность концепций его культуры игнорировали, обходили вниманием категорию нравственности человека, этичность его поведения. Этот взгляд проник и в экономику: категория нравственности там была заменена категорией полезности человека. Выражением этого, в частности, было такое часто встречающееся положение, когда руководителю позволялась и прощалась недопустимая грубость в общении, низкий уровень культуры речи и т.п. Оправданием такого поведения руководителя служила ложно понимаемая "полезность" его как руководителя твердого, не склонного "ко всяким сантиментам".
Взгляд на высокую культуру речи менеджера, на умение эффективно использовать речевое воздействие как на нечто излишнее, избыточное, ненужное, некую ненужную "роскошь" - такой взгляд должен уйти в прошлое.
4.Отличительной чертой теоретической мысли во всех областях человеческого научного знания стал сегодня комплексный подход в нахождении путей получения научного или практического результата. Комплексность менеджмента не будет полной без включения в него речевого воздействия в рамках этических требований. Именно ею определяется и форма, и содержание внедрения в сознание, а через него - в практическую работу, стратегии, целей, тактических приемов.
Таким образом, от того, насколько владеет культурой речи менеджер, зависит эффективность методов управления коллективом и отдельными сотрудниками.
Перечисленные выше причины необходимости умелого использования речевого воздействия далеко не исчерпывают их полный перечень, хотя и являются основными.
- Тема 1 этические принципы и нормы в деловых отношениях
- Вопросы для обсуждения к теме 1
- Тема 2 история и принципы делового этикета
- Вопросы для обсуждения к теме 2
- Тема 3 приветствие, представление, титулирование
- Вопросы для обсуждения к теме 3
- Тема 4 визитная карточка в деловой жизни
- Вопросы для обсуждения к теме 4
- Тема 5 одежда и манеры делового мужчины
- Вопросы для обсуждения к теме 5
- Тема 6 одежда и внешний облик деловой женщины
- Вопросы для обсуждения к теме 6
- Тема 7 требование этикета к рабочему mectу и служебному помещению
- Вопросы для обсуждения к теме 7
- Тема 8 этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины
- Вопросы для обсуждения к теме 8
- Тема 9 этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу
- II. Письмо - заявление об уходе
- III. Рекомендательное письмо
- IV. Письмо-отказ
- VI. Письмо-благодарность
- VII. Письмо-напоминание
- Вопросы для обсуждения к теме 9
- Тема 10 критика и ее этические аспекты
- Вопросы для обсуждения к теме 10
- Тема 11 выставки, ярмарки: нормы этикета
- Тема 12 деловые приемы
- Виды деловых приемов
- Приглашение
- Рассадка за столом
- Украшение стола и сервировка
- Поведение за столом
- Меню и очередность подачи блюд
- Что и как едят
- Беседа за столом
- Вопросы для обсуждения к теме 12
- Тема 13 сувениры и подарки в деловой сфере
- Вопросы для обсуждения к теме 13
- Тема 14 презентация и нормы делового этикета
- Вопросы для обсуждения к теме 14
- Тема 15 этика делового телефонного разговора
- Вопросы для обсуждения к теме 15
- Тема 16 этикет секретаря
- Вопросы для обсуждения к теме 16
- Тема 17 этикет руководителя
- Вопросы для обсуждения к теме 17
- Тема 18
- Вопросы для обсуждения к теме 18
- Тема 19 этика делового красноречия роль речевого воздействия в деловых отношениях
- Этика различных видов речевого воздействия в деловых отношениях. Виды речевого воздействия.
- Роль культуры речевого воздействия в обеспечении этичности делового общения
- Торжественный комплект
- Раздел II. Творческая часть
- 2. Художественный очерк. Пусть!
- Этический аспект использования средств выразительности деловой речи
- Вопросы для обсуждения к теме 19
- Тема 20 механизмы внедрения этических принципов и норм
- Вопросы для обсуждения к теме 20