Тема 13 сувениры и подарки в деловой сфере
В деловой практике часто приходится дарить и принимать сувениры и подарки. Это улучшает деловые связи, демонстрирует благожелательное отношение, свидетельствует о хороших взаимоотношениях коллег по работе.
В чем различие между сувениром и подарком? Подарок - это то, что дарят, а цель сувенира (souvenir - напоминать) - напомнить о какой-либо встрече или событии,
Подарки может делать:
сотрудник - сотруднику;
коллеги - сотруднику;
сотрудники - шефу (руководителю);
руководитель - секретарю;
фирма - сотрудникам;
фирма - фирме.
В современной деловой практике принято дарить подарки по случаю:
юбилейной даты в деловой жизни сотрудника;
юбилейной и других значительных дат в жизни фирмы;
государственных праздников (День независимости и пр.);
общемировых праздников (Новый год. Рождество и пр.);
личных праздников в жизни сотрудника (свадьба, новоселье, получение диплома);
деловой встречи с зарубежными партнерами (в этом случае первыми подарки преподносят представители принимающей фирмы);
в других случаях.
В деловой сфере принято использовать в качестве подарков следующие вещи:
записные книжки;
ежедневники;
деловые календари;
авторучки;
пепельницы;
значки (в наборе);
брелки для ключей;
зажигалки и другие предметы, используемые в основном на рабочем месте.
Кроме того, хорошим подарком является гравюра, эстамп, особенно если их содержание напоминает о чем-либо, связанном с определенной датой, местностью, фирмой, страной.
Вполне приемлемым подарком может быть книга (подарочное издание), причем хорошо, если она имеет отношение к интересам того сотрудника, которому предназначен подарок: книги по вопросам охоты, рыболовства, книги с репродукциями картин известных художников и т.п.
Можно подарить небольшую картину. Чаще всего это картины молодых, начинающих авторов.
Хороший подарок - коробка дорогих конфет.
Спиртные напитки дарить можно, однако необходимо помнить, что они должны быть в фирменной картонной коробке, кроме того, крепкие спиртные напитки не принято дарить женщине,
Иностранным деловым партнерам можно подарить сувенир, имеющий национальный характер: гжельскую керамику, жостовский поднос, палехские изделия и т.п. Исключение составляют матрешки - их слишком много за рубежом.
Цветы в качестве подарка уместны всегда, и если в более ранних рекомендациях по этикету можно было прочитать, что упаковку с цветов полагается снимать при дарении, то сегодня этого можно не делать, так как упаковка часто составляет с цветами одно художественное целое - по цвету, фактуре. Кроме того, держать цветы за стебли, если снять упаковку, неудобно, особенно розы.
Очень хорошо, если подарок украшен монограммой фирмы или дарственной подписью, особенно если этот подарок от фирмы -сотруднику или сотрудникам. Группа сотрудников, решившая сделать подарок своему коллеге, например чашку с крышкой, чтобы пить кофе каждый день на рабочем месте, может заказать соответствующую надпись на этой чашке; надпись будет напоминать о дружеском отношении коллег к данной персоне.
Не рекомендуется дарить личные вещи: губную помаду, духи, галстук, шарф и т.п. Справочные пособия всего мира настойчиво напоминают, что дарить часы не следует - это плохая примета и в западной, и в восточной культуре.
Подарок должен быть упакован в коробку, коробка может быть завернута в красивую оберточную бумагу (или оставлена без нее), обвязана лентой.
При вручении подарка произносятся соответствующие фразы поздравительного содержания; в знак уважения и особого внимания подарок обычно вручается двумя руками, с легким поклоном (исключение составляют мелкие предметы, например коробка с авторучкой); принимается подарок также двумя руками.
Получивший подарок, согласно правилам этикета, должен его развернуть, т.е. снять упаковку (но не с цветов!), достать из коробки, выразить умеренное удовольствие, восхищение подарком, так как излишние восторги неуместны. Затем можно снова положить подарок в коробку и убрать ее.
Следует еще раз подчеркнуть, что уместнее всего выбрать тот подарок, который можно использовать в служебной обстановке.
Иногда, при особо торжественном случае, к подарку прикладывается так называемый адрес, т.е. текст поздравления, подписанный коллегами или руководством фирмы. Обычно вручение адреса носит торжественный характер и приурочено к празднованию юбилейной даты фирмы или лица достаточно высокого уровня управления. В остальных случаях высокий стиль текста может быть "разбавлен" некоторыми юмористическими вкраплениями, да и весь поздравительный текст может носить шутливый характер, если подарок посвящен, например, новоселью сотрудника.
Тому, кому группа сотрудников поручила выбрать и купить подарок для коллеги, или тому, кто это должен делать по долгу службы (сотрудник протокольной группы), предстоит решить весьма трудный вопрос: какова должна быть стоимость подарка, чтобы он выполнял функцию напоминания, вызывал приятные ассоциации и при этом не был замаскированной взяткой?
В мировой деловой практике этот вопрос решен следующим образом: стоимость подарка, преподнесенного кем-либо сотруднику из внешнего по отношению к данной организации мира, не должна превышать двадцати долларов.
Можно порекомендовать не превышать этот уровень и при выборе подарка сотрудниками для своего коллеги (т.е. внутри организации), однако в этом случае диапазон стоимости шире -подарок может быть и дороже, и дешевле - по желанию дарящих. Некоторые крупные фирмы Запада разрешают своим сотрудникам принимать подарки "со стороны" на сумму не более пятидесяти долларов.
Автор затрудняется определить верхний предел стоимости подарка для российской деловой практики, ограничиваясь лишь призывом не делать дорогих подарков, поскольку: а) это может быть расценено как взятка; б) обязывает того, кому сделан подарок, к определенным действиям, т.е. ответному, столь же дорогому подарку; в) свидетельствует о безграмотности дарящего (или протокольной группы) в вопросах делового этикета.
Как быть сотруднику, получившему подарок, стоимость которого явно выше допустимой, т.е. подарок представляет, по существу, взятку?
В том случае, если такой подарок вручен лично, следует поблагодарить за внимание, за любезность, а затем сказать: "К сожалению я не могу принять подарок по причине его высокой стоимости". Если подарок прислан по почте или доставлен специально выделенным лицом, его следует отправить назад с запиской такого же содержания.
Однако можно порекомендовать и такой вариант действий сотрудника, получившего подарок высокой стоимости: обратиться к своему непосредственному руководителю. Последний может направить сотрудника в протокольную группу или адресовать сотрудника к правилам внутреннего распорядка фирмы, где обычно даются рекомендации о том, как поступить в подобной ситуации.
В последние полтора-два десятилетия в регламентирующих протокольные дела документах некоторых фирм появилось указание о том, что в случае получения подарка высокой стоимости сотрудником последний не должен его возвращать дарителю, а обязан передать его в казначейский отдел фирмы, соответствующим образом оформив акт передачи.
Отдельно следует сказать о подарках фирме. Они, как правило, должны быть снабжены дарственной надписью (гравировка или прикрепление специальной таблички к подарку).
Обычно такие подарки не носят утилитарной направленности, например макет скульптурного изображения Богдана Хмельницкого, картина, на которой изображено здание фирмы или портрет первого лица фирмы, и т.п. Практически в любой фирме в кабинете первого лица (или в других кабинетах менеджеров высокого уровня) есть специальные полки и шкафы, где размещены памятные подарки, сделанные по различным поводам фирме. Специальная табличка или надпись на таких подарках указывает, когда, кем и по какому случаю преподнесен данный подарок.
Такие выставочные ряды подарков в кабинете первого лица или, возможно, в специально выделенном для этого помещении обычно характерны для старых, почтенных фирм, имеющих длинную историю существования, и служат предметом гордости руководства фирмы, а также прочих сотрудников.
Особое внимание следует проявить, если подарок предназначается для подношения на деловых встречах, носящих международный характер. Протокольная группа в этом случае должна изучить национальные и культурные особенности страны того участника деловой встречи, для которого предназначен подарок; следует досконально знать, что принято и что не принято дарить в той стране, из которой приехал бизнесмен, каковы особенности самого процесса дарения, наконец, каковы личные интересы и склонности того, для кого подбирается подарок, иначе желание сделать приятное участнику международной деловой встречи, т.е. сделать эту встречу менее формальной, может привести к противоположному результату.
В заключение следует сказать, что дарение в современной деловой практике распространено повсеместно, однако необходимо рекомендовать потенциальным дарителям консультироваться с протокольной группой своей фирмы, даже если подарок предназначен для сотрудника своего коллектива и тем более если подбирается подарок для сторонней фирмы.
Сегодня практически каждая фирма имеет протокольную группу или хотя бы одного сотрудника, хорошо знакомого с нормами делового этикета и способного дать необходимую консультацию.
- Тема 1 этические принципы и нормы в деловых отношениях
- Вопросы для обсуждения к теме 1
- Тема 2 история и принципы делового этикета
- Вопросы для обсуждения к теме 2
- Тема 3 приветствие, представление, титулирование
- Вопросы для обсуждения к теме 3
- Тема 4 визитная карточка в деловой жизни
- Вопросы для обсуждения к теме 4
- Тема 5 одежда и манеры делового мужчины
- Вопросы для обсуждения к теме 5
- Тема 6 одежда и внешний облик деловой женщины
- Вопросы для обсуждения к теме 6
- Тема 7 требование этикета к рабочему mectу и служебному помещению
- Вопросы для обсуждения к теме 7
- Тема 8 этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины
- Вопросы для обсуждения к теме 8
- Тема 9 этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу
- II. Письмо - заявление об уходе
- III. Рекомендательное письмо
- IV. Письмо-отказ
- VI. Письмо-благодарность
- VII. Письмо-напоминание
- Вопросы для обсуждения к теме 9
- Тема 10 критика и ее этические аспекты
- Вопросы для обсуждения к теме 10
- Тема 11 выставки, ярмарки: нормы этикета
- Тема 12 деловые приемы
- Виды деловых приемов
- Приглашение
- Рассадка за столом
- Украшение стола и сервировка
- Поведение за столом
- Меню и очередность подачи блюд
- Что и как едят
- Беседа за столом
- Вопросы для обсуждения к теме 12
- Тема 13 сувениры и подарки в деловой сфере
- Вопросы для обсуждения к теме 13
- Тема 14 презентация и нормы делового этикета
- Вопросы для обсуждения к теме 14
- Тема 15 этика делового телефонного разговора
- Вопросы для обсуждения к теме 15
- Тема 16 этикет секретаря
- Вопросы для обсуждения к теме 16
- Тема 17 этикет руководителя
- Вопросы для обсуждения к теме 17
- Тема 18
- Вопросы для обсуждения к теме 18
- Тема 19 этика делового красноречия роль речевого воздействия в деловых отношениях
- Этика различных видов речевого воздействия в деловых отношениях. Виды речевого воздействия.
- Роль культуры речевого воздействия в обеспечении этичности делового общения
- Торжественный комплект
- Раздел II. Творческая часть
- 2. Художественный очерк. Пусть!
- Этический аспект использования средств выразительности деловой речи
- Вопросы для обсуждения к теме 19
- Тема 20 механизмы внедрения этических принципов и норм
- Вопросы для обсуждения к теме 20