Поведение за столом
Поведение человека за столом - целая наука. И, поскольку приемы - неотъемлемая часть деловой жизни, современные школы бизнеса, колледжи и другие учебные заведения обучают будущих бизнесменов правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и "безопасно" для окружающих, т.е. без риска опрокинуть рюмку или уронить вилку на одежду рядом сидящего человека.
Главная и самая общая рекомендация, которую можно дать относительно поведения и манер во время присутствия на деловом приеме: постарайтесь сделать свое общество приятным для окружающих.
За столом совершенно недопустима неумеренная жестикуляция. Это может привести к тому, что вино прольется на чью-либо одежду, упадет и разобьется тарелка и т.п.
Все нормы и правила поведения за столом выработаны многими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т.п.
Постараемся рассмотреть основные правила поведения за столом с учетом того, что деловой этикет имеет некоторые отличия от этикета светского.
Так, например, имеет смысл придерживаться того темпа еды, который установился в целом за столом. Если кто-либо будет есть слишком быстро ил и слишком медленно, это обратит на него внимание окружающих и отвлечет их от главной цели делового приема, а главной целью, как уже говорилось, является установление и развитие деловых связей и партнерства. Манеры каждого участника приема должны быть таковы, чтобы присутствующие могли сосредоточить свое внимание именно на деловой стороне.
Элементарные правила поведения за столом - стараться есть и пить тихо, в идеальном случае - беззвучно: не должно быть слышно стука ножей или вилок. Следует отрезать кусочки т лежит на тарелке (мясо, бутерброд с рыбой и т.д.), по потребности, а не нарезать сразу. Если трудно дотянуться до какого-либо предмета на столе, надо попросить его передать, а не вставать с места и, нависая над столом, с риском окунуть рукава пиджака в чужие тарелки, доставать с трудом до желанной салатницы.
Не следует класть локти на стол (можно задеть соседа или его столовый прибор). На столе находятся только кисти рук, а локти, по возможности, прижаты к телу. За столом следует сидеть прямо, не наклоняясь над тарелкой.
Вилку и нож следует держать пальцами, а не ладонью.
Справочники по этикету рекомендуют не доедать с тарелки все до последней крошки. Однако этот совет нельзя принимать как догму. В Германии, например, сочтут, что блюдо гостю не понравилось, если он оставит часть его на тарелке.
Современные нормы этикета предлагают положить салфетку на колени, чтобы избежать порчи одежды из-за возможного попадания на нее пищи. Но практика показывает, что о салфетке забывают, и она оказывается под ногами сидящих или под столом. Поэтому можно, развернув салфетку, положить ее в произвольном виде справа от прибора, конечно, если позволяет место.
Некоторые (немногочисленные, заметим) авторы утверждают, что есть два способа использовать нож и вилку: американский и европейский. Первый характерен тем, что, держа нож в правой руке, а вилку в левой, отрезают кусочек от целого, лежащего на тарелке; после этого нож оставляют на тарелке, вилку перекладывают в правую руку и съедают с ее помощью то, что отрезано. Затем операция повторяется. Второй способ - европейский - рекомендует действовать, постоянно держа нож в правой руке, а вилку - в левой. Хотя авторы подобных рекомендаций утверждают, что оба способа имеют равное право на существование, возьмем на себя смелость утверждать, что европейские традиции этикета в отличие от американских имеют более древнюю историю. И еще один скромный довод в пользу европейской нормы: попробуйте перекладывать постоянно вилку в правую руку на протяжении всего пребывания за столом - и ваши соседи сначала молча и незаметно удивятся, а потом с уверенностью (но также молча) сочтут, что вы несколько задержались в развитии своих манер и воспитания на уровне пятилетнего возраста.
Еще несколько советов: на деловых приемах чокаться не принято. Уж если это делать, го только по отношению к ближайшим соседям по столу, остальных можно поприветствовать, слегка приподняв бокал, легким наклоном головы.
Представители принимающей гостей организации, т.е. хозяин (или хозяева, например члены Совета директоров), садятся первыми, чтобы создать непринужденную атмосферу, в которой приглашенным проще тоже сесть за стол.
Начинает есть первым тоже хозяин, чтобы подать пример. Но он не должен первым вставать из-за стола: это разрешается сделать только после того, как из-за стола встал последний гость. Не следует бояться того, что в этом случае хозяину придется находиться за столом бесконечно, как уже упоминалось ранее, - начало приема и его продолжительность обозначены в приглашении; кроме того, можно надеяться, что нормы этикета каждый присутствующий знает отлично и не заставит первых лиц фирмы-хозяйки слишком уж долго томиться за столом в ожидании того, когда насытится последний гость.
Мужчина сопровождает женщину к столу, усаживает ее справа от себя, после чего может сесть сам. Право на внимание и помощь мужчины принадлежит женщине, сидящей справа от него, но женщина, сидящая слева, также не должна оставаться вне его поля зрения. Мужчина за столом должен оказывать одинаковые знаки внимания и знакомым женщинам, и женщинам, которым он не представлен.
За столом принято вести беседу. Если число участников приема небольшое, беседа бывает общей. Если число гостей более 30-40 человек, беседуют рядом сидящие. При этом не принято переговариваться через головы соседей: если очень нужно что-либо сказать соседу, сидящему через одного человека, надо это сделать, отклонившись назад, т.е. за спиной непосредственного соседа, а не перед его лицом.
При разговоре с одним соседом нельзя поворачиваться спиной к другому соседу.
Если вилка, нож или ложка упали на пол, следует попросить официанта принести другой прибор. Но хорошо обученный персонал, обслуживающий деловой прием, обычно сделает это сам, не дожидаясь просьбы.
Очень существенное напоминание: недопустимо вслух делать замечания о недостаточно хороших манерах кого-либо.
Нельзя также дуть на какое-либо слишком горячее блюдо с целью остудить его.
Следует подождать, пока предложат добавку, а не протягивать тарелку с просьбой об этом.
Нельзя пользоваться обратной стороной вилки или ножа.
По окончании обеда салфетку, не складывая ее, кладут на стол слева или справа от прибора.
Можно порекомендовать каждому из приглашенных не быть тем, кто встает из-за стола последним.
Нельзя промокать кусочком хлеба остатки соуса!
Если нет желания есть какое-либо блюдо, надо просто сказать: "Благодарю, не надо", а не пускаться в длительные объяснения относительно больной печени или слабого желудка, осведомляясь одновременно об их состоянии у соседей.
Нельзя давать никаких отрицательных характеристик подаваемым блюдам, но и излишнего восхищения демонстрировать не стоит; можно высказать похвалу, но умеренно.
Курить за столом можно, если на столах примерно на расстоянии 1-1,2 метра друг от друга расставлены пепельницы. Если пепельниц нет, не стоит спрашивать разрешения закурить у соседей. Дело в том, что протокольная группа фирмы-хозяйки продумывает этот вопрос и принимает решение о возможности курить за столом в зависимости от общего числа приглашенных, характера приема, числа курящих гостей. Если курить в зале не разрешается, то поблизости должно быть оборудовано курительное помещение - чистое, комфортабельное, периодически проветриваемое. Указатели, информирующие о курительной комнате, развешиваются в нескольких местах.
- Тема 1 этические принципы и нормы в деловых отношениях
- Вопросы для обсуждения к теме 1
- Тема 2 история и принципы делового этикета
- Вопросы для обсуждения к теме 2
- Тема 3 приветствие, представление, титулирование
- Вопросы для обсуждения к теме 3
- Тема 4 визитная карточка в деловой жизни
- Вопросы для обсуждения к теме 4
- Тема 5 одежда и манеры делового мужчины
- Вопросы для обсуждения к теме 5
- Тема 6 одежда и внешний облик деловой женщины
- Вопросы для обсуждения к теме 6
- Тема 7 требование этикета к рабочему mectу и служебному помещению
- Вопросы для обсуждения к теме 7
- Тема 8 этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины
- Вопросы для обсуждения к теме 8
- Тема 9 этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу
- II. Письмо - заявление об уходе
- III. Рекомендательное письмо
- IV. Письмо-отказ
- VI. Письмо-благодарность
- VII. Письмо-напоминание
- Вопросы для обсуждения к теме 9
- Тема 10 критика и ее этические аспекты
- Вопросы для обсуждения к теме 10
- Тема 11 выставки, ярмарки: нормы этикета
- Тема 12 деловые приемы
- Виды деловых приемов
- Приглашение
- Рассадка за столом
- Украшение стола и сервировка
- Поведение за столом
- Меню и очередность подачи блюд
- Что и как едят
- Беседа за столом
- Вопросы для обсуждения к теме 12
- Тема 13 сувениры и подарки в деловой сфере
- Вопросы для обсуждения к теме 13
- Тема 14 презентация и нормы делового этикета
- Вопросы для обсуждения к теме 14
- Тема 15 этика делового телефонного разговора
- Вопросы для обсуждения к теме 15
- Тема 16 этикет секретаря
- Вопросы для обсуждения к теме 16
- Тема 17 этикет руководителя
- Вопросы для обсуждения к теме 17
- Тема 18
- Вопросы для обсуждения к теме 18
- Тема 19 этика делового красноречия роль речевого воздействия в деловых отношениях
- Этика различных видов речевого воздействия в деловых отношениях. Виды речевого воздействия.
- Роль культуры речевого воздействия в обеспечении этичности делового общения
- Торжественный комплект
- Раздел II. Творческая часть
- 2. Художественный очерк. Пусть!
- Этический аспект использования средств выразительности деловой речи
- Вопросы для обсуждения к теме 19
- Тема 20 механизмы внедрения этических принципов и норм
- Вопросы для обсуждения к теме 20