16. Цели, задачи и функции бизнес-планирования.
Бизнес-план служит двум основным целям:
Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
определить конкретные направления деятельности фирмы,
целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
- 1. Понятие инновационной деятельности. Её роль во внешнеэкономической деятельности предприятия.
- 2. Понятие инновационного производства.
- 3. Стратегия инновационной деятельности предприятия.
- 4. Формирование общих целей инновационных стратегий.
- 5. Типы инновационных стратегий.
- 7. Основные принципы организации инновационной деятельности
- 8. Организация отдельных стадий инновационной деятельности.
- 9. Организация технико-экономической разработки нововведений.
- 10. Внедрение, освоение и распространение нововведений.
- 11. Организация исследований и разработок в инновационном процессе.
- 12. Методика расчёта показателей финансовой эффективности.
- 13. Пути выхода предприятий на внешний рынок за счёт повышения инновационной активности и расширения диапазона инвестиционной деятельности.
- 14. Определение бизнес-плана. Его роль в современном предпринимательстве.
- 15. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
- 16. Цели, задачи и функции бизнес-планирования.
- 17. Участники процесса бизнес-планирования.
- 18. Общие требования к бизнес-планированию.
- 19.Организация процесса бизнес-планирования.
- 20.Основные разделы бизнес-плана.
- 21.Классификация бизнес-планов.
- Мини бизнес-план
- Рабочий бизнес-план
- Презентационный бизнес-план
- Электронный бизнес-план
- 22.Алгоритм составления бизнес-плана.
- Пример резюме бизнес-плана вышеозвученной интернет-радиостанции
- Финансовый план
- Производственный план
- Административно-организационный план
- 23. Требования к разработке бизнес-планов.
- 24. Структура, функции и содержание бизнес-планов.
- 25. Стратегическое и инвестиционное планирование.
- 26. Финансовое планирование.