logo
Бизнес-планированиеОТВЕТЫ

5. Типы инновационных стратегий.

Существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.

Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Промежуточнаястратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).

Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Имитационнаястратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями, так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.

Разбойничьястратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств.

Кроме этих видов стратегии, инновационная стратегия предприятий может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом. В практической инновационной деятельности имеет место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы между этими стратегиями.

6. Внедрение новых изделий и технологий, не являющихся результатом собственных разработок

Можно выделить четыре варианта действий, в рамках которых осуществляется внедрение новых изделий и технологий, не являющихся результатом собственных разработок: покупка инноваций, приобре­тение лицензий, приобретение предприятий инноваторов, имитация инноваций. Охарактеризуем кратко указанные варианты.

1.Покупка инноваций

В этом случае рассматриваемое предприятие покупает новые изделий или технологии на рынке; на котором другие предприятия: инновации предлагают. Иными словами, речь идет о самой обычной операции купли-продажи. Инновация при этом рассматривается как рыночный товар, который можно купить. Менеджер по инновация» является покупателем, деятельность которого направлена на определение вида инновационных предложений, проверку возможностей применения на собственном предприятии, а, при необходимости, и на поиск альтернативных продавцов и, наконец, на обсуждение условий контракта.

2.Приобретение лицензий

Инновационная деятельность в этом случае аналогична выше­описанной, хотя речь тут идет о приобретении права на использование технологии или на изготовление изделия, патент на которое принадлежит третьему лицу. Приобретение лицензий позволяет отказаться от проведения соответствующих исследований и разработок. Процесс ин­новации заключается в применении на собственном предприятии изобретенной или разработанной третьим лицом технологии или в предоставлении этому предприятию возможности для производства и сбыта разработанного третьим лицом изделия. В рассматриваемом случае функции инновационного менеджмента также сводятся к приобретению. Однако, вследствие технических и юридических проблем, связанных с приобретением лицензий, процесс этот выходит далеко за рамки обычной операции купли-продажи.

Так, например, следует учитывать, что в зависимости от объёма предоставляемых прав по использованию научно-технических знаний различают три основные вида лицензий.

Неисключительная (простая) лицензия — лицензиар (прода­вец) разрешает лицензианту (покупателю) на определённых условиях использовать изобретение или секрет производства, оставляя при этом : особой право как их самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных по условиям лицензий на то же изобретение любым дру­гим заинтересованным лицам (фирмам).

Исключительная лицензия — лицензиар предоставляет лицензианту исключительное или монопольное право на использование изобретения или секрета производства, в пределах оговоренных в нем условий и на определенной географической территории, указанной в соглашении. При этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования данного изобретения и тем более от продажи аналогичных лицензий третьим лицам на тех же условиях и на той же территории.

Тем не менее, это не лишает лицензиара права на самостоятельное использование данного изобретения и на выдачу лицензий другим лицам на отличных условиях и вне оговоренной территории. При продаже исключительной лицензии лицензиар часто вносит в соглашение различного рода оговорки:

—ограничение продажи определенной территорией;

—ограничение количества выпускаемой продукции;

—ограничение срока использования лицензии по сравнению со

сроком действия патента;

—установление лимита цен на изготовленные по лицензии товары и т.д.

Полная лицензия — лицензианту предоставляется исключи­тельное право на использование лицензии в течение всего срока дейст­вия соглашения. На этот период лицензиар лишается права на использование изобретения или секрета производства как самостоятельно, так и путем выдачи лицензий другим фирмам.

Отличие этой сделки от продажи состоит в том, что лицензиар оставляет за собой титул собственника патента и может расторгнуть лицензионное соглашение.

Если предприятие не чувствует себя в состоянии совершить та­кую специфическую операцию как приобретение лицензий, то оно мо­жет воспользоваться помощью специальных посредников. За рубежом это могут быть адвокаты по патентным делам, либо патентно-лицензионные посредники; в нашей стране также развивается соответствующая инфраструктура. Создаются и функционируют специальные консалтинговые фирмы, в том числе и совместные, способные оказать все необходимые услуги.

3.Приобретение предприятий инноваторов

Наиболее кардинальной формой приобретения инноваций является приобретение предприятия инноватора (как правило, небольшого) целиком. Этот способ нашел за рубежом широкое распространение, в особенности на больших предприятиях с мощным капиталом, которые путем такого приобретения чаще всего стремятся оградить свое текущее отлаженное производство от инноваций. Инновации остается изолированной в особых правовых и экономических рамках и, тем самым, не мешает функционированию текущего производства. В случае, если ин­новация не приведет к успеху, купленное предприятие может быть вновь продано без ущерба для репутации основного предприятия.

В этом случае инновационный менеджмент сводится к системе поисковых действий. Его задачей является поиск предприятий-инноваторов, по возможности, как можно более мелких, которые могли бы стать объектами приобретения. При этом необходимо проверить ценность разработанных малым предприятием изделий или технологических процессов и оценить дальнейшие экономические последствия их использования в условиях крупносерийного производства. Наконец, инновационный менеджмент должен выбрать такую форму организационных связей с приобретаемым предприятием, которая бы обеспечила мобильность малого предприятия и, в то же время, гарантировала бы экономический успех крупносерийного производства.

4.Имитация иноваций

Имитация инноваций является вполне приемлемым вариантом действий в тех случаях, когда она не нарушает прав по экономической защите инноваторов. В этом случае инновационный менеджмент вступает во взаимодействие с оптимальной стратегией патентования, которая, с позиции инноватора, пытается путем патентования исключить как можно больше возможностей обхода патента. Контрстратегия имитатора заключается в том, чтобы найти легальные пути для обхода патентов. Стратегии имитации и патентования являются реальной заботой инновационного менеджмента, причем именно на предприятиях, производящих самостоятельные исследования и разработки.

Инновационный менеджмент имитатора представляет собой интенсивное исследование конкурентной ситуации и рынка. Его первостепенной задачей является поиск пригодных для имитации изделий или технологических процессов, поиск легальных обходных путей для этой цели и, наконец, обеспечение возможности как можно более быстрой их разработки.

Характерной качественной формой имитационного менеджмента является стратегия "быстрый второй". Ее организационная суть со­стоит в создании мощных и сильных конструкторских отделов, способных в максимально сжатые сроки осуществить имитацию незащищенного патентом удачного изделия конкурента. Следующим фактором успеха стратегии "быстрый второй" является наличие мощной системы сбыта, которая в состоянии быстрее и эффективнее проникнуть на рынок, чем инноватор. Как правило, инвестиции, направляемые на разработку и сбыт, настолько велики, что такая стратегия по карману лишь крупным предприятиям с мощным финансовым потенциалом. Если же эти предприятия уделяют к тому же большое внимание вопросам качества, то они выбирают стратегию "быстрого и лучшего второго", т.е. сознательно стремятся к достижению явного преимущества над инноватором по качеству изделий.